Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлом уроке мы разбирали какие бывают грехи от языка. Один из видов греха, как приводит Имам Абу Хамид аль-Газали, это ссоры, раздоры. В хадисе от Айшы (р.а.) Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Самым ненавистным перед Аллахом является враждебно настроенный, непримиримый спорщик».
То есть тот, кто любит много спорить и не желает слушать своего оппонента. Абу Хурайра (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (ﷺ) однажды сказал, что в Раю есть большие комнаты из света. Сахабы спросили: «О, Посланник Аллаха! Для кого эти комнаты?» Пророк (ﷺ) ответил:
«Эти места для тех, кто падает людям милостыню и говорит им добрые слова».
Всевышний в Коране говорит:
«Говорите людям прекрасное» (2:83).
Когда человек ссорится он лишается возможности получить благо от добрых слов. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Доброе слово – это садака» (Бухари).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика, а кто не найдет и этого, то с помощь доброго слова» (Бухари, Муслим).
То есть даже добрым словом человек может защитить себя от огня Ада. Наши предшественники, ученые, говорили, не жалейте добрые слова для людей. Во-первых, от этого ты получишь благо от своего Господа, во-вторых, это садака которое ты раздаешь, в-третьих, доброе слово укрепляет отношение между людьми.
Умар (р.а.) говорил: «Благодеяние — это не сложно и не тяжело, улыбка, приветливость и доброе слово – это тоже благодеяние».
Пророк (ﷺ) порицал напыщенное ораторство, сторонился людей разглагольствующих. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Воистину перед Аллахом и самыми близкими ко мне в Судный День будут наилучшие из вас по морально-нравственным качествам. А самыми ненавистными из вас перед Аллахом и самыми отдаленными от меня будут болтливые (то есть, невежды, любители пустопорожней речи, пустословные философы, говорящие напыщенно, хвастающиеся).
Следующая беда, к которой человека приводит его язык, это сквернословие. Наша религия это порицает. В хадисе приводится:
«Поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего непристойности и сквернословящего».
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Несвойственно верующему ни ругать, ни проклинать, ни произносить непристойности, ни сквернословить» (ат-Тирмизи).
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В основном скверные слова связаны с тем, что должно быть скрыто. Человек должен сторониться этих слов, и не приучать свой язык к непристойным словам. Ведь сам Всевышний, говоря о супружеской близости, использовал слово «прикосновение» и т.п. Еще один пример, «справил нужду» вместо непристойных слов. То есть о подобных скрытых действиях, желательно говорить иносказательно. По мнению имама Газали, причиной сквернословия является бесстыдство, привычка человека применять такие слова в речи. Второе, это окружение, когда вокруг все применяют ненормативную лексику.
Передают что один бедуин сказал Пророку (ﷺ): «О Посланник Аллаха, я – человек грубый, дай же мне наставление». В ответ ему Пророк (ﷺ) сказал:
«Ни в коем случае не проявляй высокомерия, ибо Всевышний Аллах не любит этого; если кто-нибудь станет бранить и укорять тебя за твои недостатки, о которых ему известно, не укоряй его за его недостатки, известные тебе, и ты получишь за это часть его награды, а он понесет на себя бремя греха; и ни в коем случае не брани никого» (Ахмад).
Ияз бин Хаммад рассказывает: «Однажды, я спросил Пророка (ﷺ): «О, Посланник Аллаха, один человек из моего племени оскорбляет меня. Могу ли я ответить ему тем же самым?» Пророк (ﷺ) ответил:
«Оскорбляющие друг друга – это два шайтана, ругающие друг друга» (Абу Дауд).
Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, поношение человеком своих родителей относится к числу тяжких грехов». Люди спросили: «Как же может человек поносить собственных родителей?» Он сказал: «Если он станет поносить отца другого человека, а тот примется ругать его отца, и если станет он поносить мать другого человека, а тот примется ругать его мать!» (Муслим, аль-Бухари).
Другой вид беды от языка это – проклятие. Проклятие в Исламе является порицаемым, даже если они направлены на предмет или на животное. Само слово «проклятие» означает «пожелание отдаления и лишения милости Аллаха». Разрешается проклинать грешников, проклятие которых установлено шариатом, как например Абу Джахль, Фараон или Шайтан. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Верующий никого не проклинает, не грубит, и не ведет себя безнравственно» (Тирмизи).
Что касается проклятие определенного человека, то это может вам навредить, ведь Аллах Милостивый, и всегда есть возможность того, что этот человек примет ислам. Пророк (ﷺ) сказал:
«Знайте, проклятья того, кто несправедливо проклинает других, вернется к нему» (Абу Дауд).
Имран ибн Хусейн рассказывал: «Однажды мы вместе с Пророком (ﷺ) отправились в поход. И одной женщине из ансаров принадлежал верблюд, который очень медленно шел, на что женщина сказала ему: «Шевелись, да проклянет тебя Аллах!» Пророк (ﷺ) спросил: «Кто это проклинает своего верблюда?». Женщина сказала: «Я, о Посланник Аллаха». Пророк (ﷺ) сказал: «Слезай с него, и не сопровождай нас с проклятым верблюдом» (Муслим). Про тех, кто постоянно проклинает других, Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Те, кто проклинает других, в судный день не станут заступниками, и их свидетельство не будет принято» (Муслим).
Пророк (ﷺ) запретил своим сподвижникам оскорблять неверных мушриков, убитых в битве при Бадр, сказав:
«Не оскорбляйте их (то есть убитых), поистине, до них не дойдет ничего из ваших высказываний, но вы навредите живым» (Ибн Аби Дунья).
Во времена Пророка (ﷺ) один сподвижник злоупотреблял спиртным, за что его не раз наказывали. И один из сподвижников как-то сказал: «Проклятие Аллаха на него! Сколько он можно пить?». На что Пророк (ﷺ) сказал:
«Не помогай шайтану перед братом твоим по вере».
То есть эти слова могут обратно повлиять на него, и стать причиной еще большего вреда. В другой версии этого хадиса говорится: «Не говори так, потому что поистине он любит Аллаха и Его Посланника». Этот хадис указывает на то, что не разрешается проклинать грешника, определенно указав на него.
Есть и другие виды грехов от языка, о них по Воле Аллах расскажем на следующем уроке. Да поможет нам Аллах отдалиться от всего запретного, чему влечет наш язык.