Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 20:08
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:21 06:37 12:48 17:03 18:52 20:08
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Сафар 1442
Григорианский
22 сентября 2020

Циклы уроков

Урок 15. Гордость, часть 1

Урок 15. Гордость, часть 1

Урок 14: Зависть, часть 3

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия   Аудио версия

 

(В данном случае, под "гордостью" подразумевается "гордыня")

 

Мы продолжаем цикл уроков по воспитанию своего нафса (эго), одно из болезней, бедствий сердца, в которое может впасть любой человек – гордость. Гордость разрушает сердце, уничтожает его хорошие качества, препятствует вхождению человека в рай, эта болезнь и бедствие может стать причиной попадания человека в ад. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил, что Всевышний Аллах сказал:

 

«Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца Вселенной, того Аллах  накажет огнем ада».

 

Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

 

«Три вещи погубят человека - это проявление скупости (такая скупость лишит человека многого хорошего), следование своим страстям (человек становится рабом своих желаний и нафса), восхищение самим собой (человек, да такой степени превозносит себя, ставит себя выше других, что в итоге самовлюбленность приводит его к гордости)».

 

Хадис приведен от имамов Баззара, Байхаки, Табарани (р.а.). Из этого следует, что гордость является таким грехом перед Аллахом, который ведет к губительному концу. В каком человеке или общине будут эти три отрицательных качества, то этот человек или это общество не будут процветать, а придут к упадку. Если люди станут рабами скупости, то никто не будет друг другу оказывать помощь, перестанут делать добро, хороших дел в обществе не станет. Следуя скупости и своим страстям, люди перестанут прислушиваться к мудростям и законам, ниспосланным в религии Ислам к разумным, а будут следовать своим глупым умозаключениям.

 

Самовлюблённость приводит к гордости, человек поступает согласно своим ошибочным выводам, делает все по своему желанию, даже не пытается прислушиваться к правильному чужому мнению, толковым советам окружающих, основанных на религиозных знаниях и жизненном опыте. Поступки людей, вытекающие из желаний нафса, своих рассуждений и мнений, без опоры на аяты Корана и сунны Пророка (с.а.с.) и на советы мудрых людей, однозначно приведут к гибели.

 

В Священном Коране Всевышний Аллах во многих аятах говорит об огромном вреде гордости:

 

«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят правый путь, то не последуют этим путем, а если они увидят путь заблуждения, то последуют им. Это потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (сура «Аль-Араф», аят 146).

 

В такие сердца не войдет смысл послания Аллаха, так как никто не имеет никакого права возвышаться перед величием Аллаха. В Коране Аллах говорит:

 

«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (сура «Аль-Мумин», аят 117).

 

Поклоняться кому-нибудь, кроме Аллаха, это огромное нечестие, зло, неблагодарность за все блага, дарованные Господом миров.

 

В других аятах Аллах говорит:

 

«Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана».

«Воистину, Он не любит высокомерных».  

«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в огонь ада униженными».

 

Посланник Аллаха (с.а.с.) во многих хадисах говорит, о вреде гордости, что это великий грех перед Аллахом:

 

«У кого в сердце будет гордость с размером в зернышко, тот не войдет в Рай». «У кого в сердце будет вера (иман) тоже на зернышко, тот спасется от огня ада».

 

Спасется от огня ада, это значит навечно человек там не останется, потому что все люди совершают грехи, в том числе даже мусульмане, поэтому кто-то все равно сначала пройдет наказание в аду, после будет освобожден и войдет в рай.

 

Пусть Аллах убережёт нас от такой участи! Аминь!

 

Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил, что Аллах сказал:

 

«Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества Аллаха, того Аллах   накажет огнем ада» (имамы Муслим, Абу Дауд, ибн Маджа).

 

Абу Саляма бин Абдурахман  рассказывает, что во время обряда между гор Сафа и Марва встретились Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Амр (р.а.). Некоторое время они разговаривали между собой, а потом, Абдуллах ибн Амр ушел, а Абдуллах бин Умар остался там и плакал. Кто-то спросил его:

 

«О, Умар, из-за чего ты плачешь? Ибн Умар (р.а.) сказал: «Этот человек, только что сказал, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил, что того человека, в сердце которого будет высокомерие даже на вес горчичного зерна, Аллах бросит в огонь лицом вниз» (Ахмад, Табарани).

 

Также Пророк (с.а.с.) говорил, что если в человеке приживется гордость, его высокомерие будет только увеличиваться. Перед Аллахом, этот человек войдет в число гордецов и хвастунов, и этот человек будет доволен собой, что начнет хвалиться своей гордостью.

Также из высказываний Пророка Мухаммада (с.а.с.), что в аду выйдет огромное чудовище с длинной шеей, с двумя ушами, чтобы слышать, с глазами, чтобы видеть, и языком, чтобы говорить, и скажет, что три типа людей мне отданы для наказания: высокомерные гордецы: те, кто поклонялся и придавал сотоварищей Аллаху; те, кто делал изображения, скульптуры и так далее (передано имамом Тирмизи, от Абу Хурайры (р.а.)).

 

Также Пророк (с.а.с.) говорил, что ему дано было услышать высказывания Ада и Рая. Ад сказал, что в него войдут всякие самодовольные гордецы, и те, кто преступал запретное Аллаха, именно для этого Господь миров меня сотворил. И Рай сказал, что в него войдут, все слабые, бедные, которые были довольны своим положением в этой жизни.

 

Всевышний Аллах сказал Раю: «Ты Моя милость, милосердие, в тебя войдут мои рабы, удостоенные Моей милостью». Аллах, Свят Он и Велик, сказал Аду: «Ты Мое наказание, Мой гнев, в тебе будем наказывать грешников». «И Рай и Ад будут заполнены людьми и джиннами» (Бухари, Муслим).

 

«Все, кто проявлял гордость, завтра в Судный день будут воскрешены в состоянии униженных, Аллах будет гневаться на них, они окажутся под ногами других людей, которые будут ходить по ним».

 

Абу Бакр Сиддик (р.а.) говорил: «Всякий мусульманин, не должен считать своих братьев ниже себя по достоинству, пусть не смотрит на них свысока. Если вы считаете кого-то ниже себя, то эти люди в большом почете перед Аллахом».

 

Имам Вахид ибн Мунаббих говорил: «Когда Аллах  сотворил Рай и Ад, Он объявил, что для каждого гордеца Рай будет запрещен».

 

Имам Хасан Басри говорил: «Как же удивительны деяния людей, в день по несколько раз испражняются, омываются от нечистот своими руками, затем выступают против Всевышнего Создателя». Аллах создал человека слабым, вменил ему очищаться от своих же нечистот, а человек проявляет гордость.

 

Также один из ученых говорил: «Ты тот, кто прошел дважды оттуда, откуда выходит моча». Мы должны чувствовать и не забывать свое ничтожное рождение, чтобы не уходить в самообольщение, самодовольство, и тем более гордиться своим происхождением.

 

Также Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил:

 

«Если кто-то в своей душе возвеличивал себя, в своей походке, в других делах, проявлял гордость, в Судный день встретит Аллаха, который будет на него в гневе».

 

В арабском языке слова: «мухталь» - гордость при хождении, «фахур» - гордость в речи, в словах, в возвеличивании себя. В Коране есть аяты, где Аллах проявляет недовольство к такому типу людей. Например, есть такие люди, у которых при встрече с богатым человеком появляется улыбка на лице, хорошее настроение. А если к нему подойдёт какой-нибудь нищий или бездомный, он отворачивается с недовольным лицом. Аллах не любит подобных.

 

От предыдущих имамов:  

 

Мухаммад ибн Вассия, в один день увидел своего сына, который в своей походке, действиях проявлял высокомерие, подозвав его, сказал ему: «Ты знаешь кто ты? Твою мать я купил за двести дирхамов, ты сын рабыни, а твой отец также низкого происхождения». Таким образом отец помог сыну, оставить спесь и высокомерие.

 

Муттариф ибн Абдуллах ибн Шихир повстречался с одним из высокопоставленных военачальников Мухаляфом, который со своей выправкой, военной формой, положением выражал самодовольство и гордость. Имам объявил этому офицеру, что Аллах, такое поведение не приемлет и ненавидит. Военный пригрозил ему: «Ты что меня не знаешь?» На что праведник ответил: «Да я знаю кто вы, вы изначально были каплей презренной жидкости, в конце вы станете трупом, источающим зловоние, а в данный момент и в течение всей вашей жизни вы носите в своем желудке немало нечистот». Тогда военачальник, услышав убедительные доводы, поник и осознал свою неправоту, и впоследствии оставил такое поведение.

 

«Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека и глины... Затем создал его потомство из капли презренной жидкости». 

 

Аллах в этих аятах говорит, что любой человек брезгливо относится к жидкости мужского семени, а когда человек покидает этот мир, его труп зловонней трупов животных, даже труп собаки так не источает смрад. Даже самые любимые люди, к которым мы при жизни души не чаяли, после их смерти рядом с ними невозможно долго находиться, от них исходит ужасный запах.

 

Аллах пояснил об огромном грехе гордости, предупредил, оставить этот грех, и порекомендовал о большой пользе смиренности и скромности: 

 

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно».

 

В этом аяте Всевышний превозносит качество своих рабов, которые постоянно будут под Милостью и Милосердием Господа миров, они смиренные, скромные, не превозносятся, и далеки от гордости. У Аллаха много имен, означающих прекрасные качества нашего Создателя, но когда называют рабами  Милостивого, это означает, что эти люди будут всегда под милостью, милосердием Господа миров - это люди с мягкими характерами, смиренные перед Аллахом, скромные в обществе, не гордые, и не превозносятся перед другими, и далекие от высокомерия.

 

Когда у имама Фудаиля спросили, что такое смирение, он ответил: «Смирение – это принять истину, даже если ты услышишь ее из уст младенца, без гордыни. Принять истину, даже если ты услышишь ее от невежественного человека».

 

В целом, гордость делится на два вида: внутренняя и внешняя. Внутренняя - это чувство сердца. А внешняя - это действия, исходящие из этих чувств, то есть внешние плоды внутренних чувств. У гордыни много последствий, Пророк (с.а.с.) говорил, что если у кого-то в сердце есть хоть песчинка гордости, тот не войдет в Рай. То есть гордыня является преградой между принятием истины, между человеком и Раем. Горделивый не может быть смиренным, так как это противоположности. А смирение, это основное качество праведного раба Аллаха. Горделивый подвергается такой болезни как зависть, он не может быть честным с другими, он не призывает и не принимает призывы других.

 

На следующем уроке мы поговорим о том, какие есть виды и уровни высокомерия.

 

Пусть Аллах защитит наши сердца от высокомерия! И пусть Аллах одарит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть Он примет все наши деяния! Аминь!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi