Урок 14: Зависть, часть 3 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:47
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:28 06:47 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-авваль 1446
Григорианский
19 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 14: Зависть, часть 3

Урок 14: Зависть, часть 3

Урок 13: Зависть, часть 2

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

 

Ассаламу алейкум уважаемые братья! С дозволения Аллаха мы продолжаем наши уроки на тему воспитанию нафса. На прошлом уроке мы остановились на хасаде (черной зависти) которая является болезнью сердца. Так же мы остановились на том, почему чаще всего хасад проявляется среди близких знакомых, родственников и соседей. Как человеку избавиться от этой болезни? Как вылечить свое сердце?

 

Ученые говорят, что хасад лечится двумя вещами: знанием и деяниями. У человека должна быть определенная база знаний связанная с хасадом. Если хотите избавиться от этой болезни, то в первую очередь вы должны осознать, насколько это плохо, насколько это разрушает и насколько это понижает вашу степень в Раю перед Аллахом. Хасад приносит большие беды и тяжелые последствия. В первую очередь, хасад приносит вред религии человека, ибо, проявляя зависть, человек сомневается в справедливости Всевышнего, в то время как Всевышний Аллах Справедлив к своим рабам и Милосерден. Если кто-либо проявляет недовольство и зависть к тому, как Аллах распределил удел между рабами, то тем самым он идет против воли Аллаха и  Его предопределения. Нам необходимо стараться быть справедливыми по отношению к своим братьям по вере. Ислам учит нас желать своему брату то, чего мы желаем самим себе. В то время как завистник желает своему брату, чтобы его постигли беды и он лишился того, чем наделил его Всевышний Аллах.

 

Черная зависть в сердце - это проявление качеств пособников шайтана и неверующих. Почему? Потому что Иблису желать вред мусульманину – естественно. Аллах говорит:

 

"Если вам будет доброе - победа или добыча - это их огорчает..."

 

Если мусульманин желает вреда другому мусульманину или желает чтобы он лишился благ Аллаха, то он проявляет качества неверующих (кафиров). Как приводится в хадисе:

 

"Зависть поедает благие дела (завистника) подобно тому, как огонь сжигает дрова".

 

Если вы совершаете молитву, выплачиваете очистительную милостыню, держите пост, читаете Коран, но при этом завидуете брату, то ваши благодеяния тщетны. В Коране сказано:

 

"Скажи (о, Пророк!): "Мой Господь увеличивает удел или уменьшает его тому, кому Он пожелает из Своих рабов".

 

Всевышний Аллах кому-то дает богатство, а кому-то предписывает бедность, все является благом. В каждом деле Аллах являет справедливость, Аллах - Хаким (Мудрый), Который управляет всеми вещами и делает это в совершенстве.

 

Сопротивление этому наносит урон вашей вере, в этом случае мусульманин рискует встать в один ряд с неверующими и потерять накопленные блага добрых деяний. Память об этом может помочь человеку побороть зависть.

 

Хасад приносит вред не только в религии, но и в жизни, так как здоровье является необходимым условием для счастливой жизни. В хадисе Пророка (с.а.с.) говорится:

 

"Кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточное пропитание, чтобы хватило ему на один день, тому можно сказать, что весь мир был дарован ему".

 

Несомненно, хасад наносит вред и здоровью человека. Человек испытывает почти физические муки от хасада, видя как кто-то построил дом, хорошо одевается, получает удовольствие от жизни - все "это" сжимает его сердце. Вся его земная жизнь, превращается в ад. Своей завистью человек причиняет вред только себе, от его зависти никто не страдает. Огонь зависти пожирает кости завистников, и вредит чистоте души. Черная зависть - справедлива и уничтожает прежде всего самого завистника, и даже для того, кто подвергся зависти есть благо от этого его чувства, так как ненависть, ругань, сплетни и клевета (как следствия хасада) обернутся в Судный день против самого завистника принеся ему убыток, в то время как тот, кто подвергся зависти получит блага завистника. Если же у завистника не будет благ, то он будет вынужден взять грехи того, кому он завидовал.

 

Пророк (с.а.с.) в своем хадисе сказал:

 

"Знаете ли вы кто такой муфлис (банкрот)? Сподвижники ответили: "Муфлисом принято считать того, у кого нет денег и имущества". Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Поистине, муфлисом (банкротом) в моей общине является тот, кто придет на Великий суд с вознаграждением за намазы, посты или закят, а потом выяснится, что при жизни он кого-то обругал, кого-то в чем-то обвинил. И за это, его благодеяния будут розданы тем, кого он обидел, и если его благодеяний не хватит на всех этих людей, то их грехи будут возложены на него, а после этого он будет брошен в Ад".

 

Хасад - является причиной сплетен и осуждений. То есть завидуя, человек причиняет себе вред в двух мирах, и раздает свое благо в двух мирах тому, кому завидовал. Например, если вы завидуете своему недоброжелателю, то он, узнав об этом, получает удовольствие от этого. Ваш недоброжелатель желает, чтобы вы страдали посредством вашей же зависти. Кто-то может задуматься, почему моя зависть не вредит ему? Этот недостаток зачастую присущ подростковому периоду, когда человек мечтает, чтобы все, кто ему не нравится, все недоброжелатели поплатились, чтобы с ними случилась беда. Такими мыслями этот человек в первую очередь может накликать беду самому себе.

 

Есть среди мусульман и такие люди, которые завидуют вообще всем, любой мелочи. Такая зависть может привести к тому, что подспудно, вы желаете всем мусульманам сбиться с пути и стать неверующими.

 

Аллах говорит:

 

"...многие из обладателей Писания из зависти, присущей им, хотели бы отвратить вас с веры".

 

Поэтому, за этим желанием может таится намерение чтобы все стали неверующими и это очень тяжелое намерение. Иблис ликует и приходит в полный восторг, когда сердце человека подвергается болезни зависти.

 

Человек может находится в двух состояниях: первое, если он не достиг каких-либо благ, достижений, если не стал богат, то у него есть возможность сравняться в вознаграждении с теми, кто достиг этих благ. На прошлом уроке мы рассказывали хадис:

 

"Одних Аллах наделил знаниями и имуществом, и они расходуют их на пути Аллаха днем и ночью. Вторых, Аллах наделил знаниями, но не наделил имуществом, они смотрят на первых и говорят: "О, если бы Аллах нас тоже наделил имуществом, мы бы тоже расходовали на Его пути днем и ночью". В Судный День они получат такое же вознаграждение, что и первые, за свое намерение".

 

То есть, он хорошо относится к своему брату, желает ему добра, не смотрит с черной завистью, наоборот его желание - быть как он, из любви к нему и хороших намерений. Аллах раскрыл перед таким человеком двери добра. Если вы не смогли достичь каких-либо благ, есть вторая возможность, это желать обладателям благ добра. Если не получилось стать богатым, желайте добро тем, кто достиг этого и расходует на пути Аллаха. И Всевышний Аллах так же вознаградит вас. Если не достигли каках-либо степеней в знаниях, желайте добра обладателям знаний, которые распространяют знания, и тогда Всевышний Аллах таким же благом вознаградит и вас.

 

Но Аллах обделил этим тех, кто делает хасад.

 

К примеру, если вы не стали богаты или не достигли каких-либо благ, тогда шайтан боится, что вы проявите любовь, что вы разделите с обладателем благ вознаграждения от Аллаха. По этой причине шайтан будет пытаться заразить ваше сердце хасадом. Если вы попадете в эту ловушку - вы лишитесь этих двух благ.

 

Как-то раз к Пророку (с.а.с.) подошел араб, и спросил:

 

"О, Посланник Аллаха, когда наступит Судный День?". Пророк (с.а.с.) не стал отвечать ему, а спросил о более важном: "Что ты приготовил на Судный День?". Тот ответил: "У меня нет сверх деяний, кроме обязательных поклонений, но я люблю Аллаха и Его Посланника (с.а.с.)", на что Пророк (с.а.с.) ответил: "В Судный День ты будешь вместе с любимым человеком".

 

Сподвижник Анас ибн Малик (р.а.) передает:

 

"После принятия ислама, вторым самым радостным событием для нас стали эти слова Пророка (с.а.с.) мы любим Умара и Усмана, хоть и не доходим до их уровня, этот хадис принес нам счастье, потому что у нас появилась возможность сравняться в вознаграждениях за благо, пусть не в благодеяниях, но посредством любви к ним".

 

Однажды Умар ибн Абдул Азиз, да помилует его Аллах, попросил ученого дать наставление. Ученый сказал: "Наши предшественники говорили: "Если сможешь быть ученым, будь им. Если не сможешь быть алимом (ученым), будь его учеником. Если не сможешь быть учеником алима, тогда люби их. Если не сможешь проявлять к ним любовь, тогда не проявляй к ним ненависть». Тогда Умар ибн АбдулАзиз сказал: " Хвала Всевышнему Аллаху за правильный путь".

 

Даже если мы не дотягиваем до их уровня, Аллах дал нам вторую возможность достичь их в благом. Любить их, желать им добра, не допускать в свое сердце зависть. Мы должны это делать, ибо Аллах дал нам такую возможность.

 

Если описывать завистника, к примеру, стоит человек, который стреляет из лука по своим врагам. Стрела выпущенная, чтобы убить противника, возвращается и вонзается ему в глаз, а люди вокруг него, радостно смеются над ним. Этот человек в порыве гнева запускает вторую стрелу, которая так-же возвращается и поражает второй глаз, третья стрела тоже попадает в него самого, а люди вокруг продолжают веселиться и смеяться. Именно так можно описать завистника!

 

Шайтан и его подчиненные испытывают большую радость и удовлетворение, наблюдая за тем, что он делает и что приведет его к тому, что он не достигнет благ, завидуя другим, желая зла, так что зависть пожирает его изнутри.

 

Есть одна хорошая история: "Одному ученному рассказали, что некто распускает сплетни про него и злословит. На что он ответил, добро пожаловать благам, которые достаются мне без какого-либо усилия и труда". Поэтому, необходимо избавиться от зависти, так как она приносит вред в обоих мирах. Вред зависти не ограничивается ненавистью в сердце, ее вред вырывается наружу, у нее много последствий: сплетни, злоба и даже убийство. Все это приводит к тому, что человек все свои накопленные благодеяния может растерять в Судный День. Если человек задумается о вреде зависти, будет размышлять о ней, если рядом будет друг, который желает ему добра, то он начнет презирать зависть и чувствовать к ней отвращение. Если человек действительно желает добра себе и знает о вреде зависти, такому будет легче избавиться от этой болезни.

 

Второе, что необходимо для лечения хасада - это деяния. Если хотите избавиться от зависти нужно совершать деяния. Какие деяния? Появилась ненависть, зависть, вы знаете что нафс (эго), шайтан - ваши враги, которые желают вам вреда, но вы, конечно, этого себе не желаете, в таком случае, когда вам шайтан в союзе с нафсом наущает пакость, например, оскорбить, завидовать, злословить - делайте противоположное! Когда есть желание сказать что-то плохое своему недоброжелателю, максимально похвалите его. Если шайтан наущает недодать кому-то из зависти, дайте больше положенного. Когда шайтан наущает навредить кому-то из зависти - делайте обратное. Это, с большой долей вероятности, не понравится вашему нафсу и он будет оказывать сопротивление подобным инициативам. По этому, сначала будет трудно, потом чуть легче, а затем это войдет в привычку. Если вы будете добры к ненавистнику, будете говорить о нем только хорошее, то Аллах раскроет его сердце.

 

Пророк (с.а.с.) призывал:

 

"Отвечай добром на зло, прощай того, кто обидел тебя и не мсти ему. Будь снисходителен, чтобы люди не избегали тебя".

 

Конечно же все это не легко, как говорят арабы: "Тот, кто не стерпел горечь лекарства, не почувствует сладость исцеления". Лекарство всегда горькое, но если вы хотите вылечиться, то следует быть терпеливым. Человеку необходимо делать то, что не любит или любить то, что он делает. Получаем ли мы все, что мы любим? Нет. На все воля Аллаха. Возможно ли любить то, что мы имеем? Это возможно, если действовать, укреплять веру в Аллаха. Например, вы хотели стать богатым, но не стали, тогда вам следует воспитать в себе любовь к богатому, чтобы не было зависти и ненависти.

 

Так же на прошлом уроке мы остановились на причинах, которые приводят к зависти. Если человек будет заниматься лечением этих причин, то по воле Аллаха избавится от зависти. Ему будет трудно излечиться, если он не пожелает бороться с причинами зависти. Если у вас в сердце есть любовь к вещам, страсть к наживе, вы сильно любите карьеру, то вы можете преисполнится ненавистью к тем, кто будет конкурировать с вами в этом. У вас будет к ним зависть, так как в сердце есть причина этого проявления. Если лечить причину болезни, она не приведет к дальнейшим последствиям и развитию. Это решение того, что нужно делать для избавления от хасада.

 

Мы знаем, что не может каждый человек быть наравне с пророками и сахабами (сподвижниками). В таком случае, что мы обязаны делать при зависти? Это связано в основном с теми, у кого есть ненависть друг к другу. Ненавидеть и завидовать тому, кого вы не знаете, кто находится далеко, это подло. У вас не должно быть зависти и ненависти даже к тому, с кем у вас вражда. Но вы не можете воспринимать одинаково того, кто делает вам добро и того, кто вредит вам. Это слишком тяжело для нашего эго (нафса). Что нужно делать в таком случае?

 

- Если по причине зависти вы клевещете, распускаете сплетни, вредите, то это считается харамом (запретным), большим грехом. Это означает, что вы подвержены болезни зависти.

 

- Если у вас есть в сердце зависть, но она не реализуется в ваших деяниях, вы хотите кого-то оклеветать, но сдерживаете себя. Однако, завидуя внутри вы не вините себя в этом, и в этом случае это считается харамом.

 

В Коране Аллах говорит:

 

"В их сердцах нет зависти, по причине любви к своим братьям".

 

Зависть – отрицательное свойство, исходящее от сердца, а клевета, навет - это вытекающие последствия. Если у вас в сердце есть зависть, и вы не вините себя в этом, то перед Аллахом вы грешник. Если у вас есть зависть к недоброжелателю, и вы вините себя в этом, спрашивая, почему бы мне, напротив, не помолится за него? Почему я не молю Аллаха, чтобы Всевышний дал ему хидаят (наставление на истину)? Если у вас в душе происходит такая борьба, то, ин ша Аллах, перед Аллахом вы не грешник, вы выполняете свою основную обязанность.

 

Относиться одинаково к тем, кто делает добро и к тем, кто наносит вред не всем дано. Но мы можем хотя бы не давать ненависти проявится, бороться внутри себя, тем самым мы выполняем нашу обязанность. Это назидания наших ученых.

 

Пусть Всевышний Аллах убережет наши сердца и очистит от греховного! Аминь!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi