Урок 116: Этикет мусульманского братства. Часть 14 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Восход 06:53
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:38 06:53 12:43 16:41 18:26 19:41
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Раби-авваль 1444
Григорианский
07 октября 2022

Циклы уроков

Урок 116: Этикет мусульманского братства. Часть 14

Урок 116: Этикет мусульманского братства. Часть 14

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ин шаа Алла мы продолжаем цикл уроков по книге «Ихъя улум ад-Дин» Абу Хамида аль-Газали. Мы с вами изучаем обязанности мусульманина перед другими мусульманами, родителями, родственниками, соседями. На прошлых уроках мы изучили обязанности мусульманина перед другими мусульманами.

 

Следующая обязанность, которую разъясняет Имам Газали - это право соседей. Имам Газали сказал: «У вас есть определенные обязанности перед другим мусульманами. И если он ваш сосед, то у него есть право соседа. И необходимо выполнять соблюдать это право. То есть, если ваш сосед - мусульманин, то вам следует выполнять перед ним обязанности братства и добрососедства».

 

Имам Газали (р.а) передает хадис Пророка , который приводят Абу Шейх в книге «Ас-Сауаб», Имам Абу Ну’айм в книге «Хильятуль аулия» от Ибн Умара, но Имам Ираки назвал хадис слабым. Однако, слова в хадисе соответствуют исламскому шариату:

 

«Есть три вида соседей: сосед, у которого есть одно право, сосед, у которого есть два права; и сосед, у которого есть три права. Что касается того, у которого три права, то это сосед - мусульманин и родственник. У него есть право соседа, право родственника, право ислама. Что касается того, у которого есть два права, то это сосед-мусульманин, с которым нет родственной связи, но у него есть право ислама и право соседа. Что касается соседа, у которого одно право, то это сосед-многобожник. И у того соседа есть право соседа (то есть, вы должны относится к нему с добрым нравом, т.к. он ваш сосед)».

 

Наш Пророк в своём благородном хадисе сказал:

 

«Ангел Джибриль так много давал мне наставления относительно соседа, что я даже подумал, что он включит его в число наследников».

 

Хадис привели Имам Бухари, Муслим от Айши (р.а) и от Ибн Умара (р.а).

 

То есть когда Джабраил (а.с) снисходил к Пророку , то неоднократно упоминал о правах соседа и хорошем отношении к нему, и Пророк подумал, что ислам узаконит оставление наследства соседу. По шариату, сосед не входит в число наследников. Наследники – это категория людей упомянутые в Коране, (например, в суре «Ниса», а также в хадисах Пророка ) узаконенные шариатом, которые могут по праву получить наследство. То есть эти люди, унаследуют определенное шариатом ваше имущество. И не разрешено без их согласия и довольства разделять это имущество.

 

В жизни иногда встречаются проблемы с разделом имущества. Особенно, например, когда умирает пожилой человек, человек постарше из родственников распределяет имущество умершего, разделяя его среди родственников. Однако есть законные наследники, на которых указал Аллах и это имущество принадлежит им. Никто не имеет право распределять имущество без их довольства. Особенно часто бывает, что право на распределение имущества даётся старшему из семьи, однако необходимо учесть является ли он сам из категории наследников или нет. Если остальные люди довольствуются этим, то нет никаких проблем. Это ваше право, вы можете отказаться от наследства либо раздать его. Например, обычно если после смерти родителей остаётся дом, то он достаётся тому, кто жил с родителями и ухаживал за ними. И никто не претендует на этот дом. Однако, если это имущество умершего отца, и он не оставлял завещание другим детям, а они сами не имеют собственное жилье, то по шариату они имеют полное право распределить состояние этого дома между собой. Иногда бывает так, что человек умирает молодым и за ним остаётся имущество, малолетние дети. И его родственники, тратят его имущество на жертвенное угощение, милостыню. Это не соответствует требованиям шариата. По правилам, имущество умершего по праву переходит его родственникам. Недозволенно посягать на имущество несовершеннолетнего сироты. Например, для дорогих жертвенных угощений, которые делаются ради показухи, используются средства этого молодого человека, за которыми остались несовершеннолетние дети. Если средства соберут сами родственники, то в этом нет проблем, но запрещено таким образом расходовать средства умершего человека, тем более это не является фардом – давать жертвенное угощение. Это хорошее дело, но оно должно осуществляться в пределах шариата. А шариат гласит: если человек умер, то его имущество по праву переходит членам его семьи, теперь это их имущество. Без их разрешения нельзя расходовать из него. За исключением случаев оплаты долгов умершего, и завещание, которое выдается из одной трети наследства, и затраты на земельный участок, куда помещают умершего. Что касается садаки, жертвенного угощения на имя умершего с благим намерением, по воле Аллаха - благое дело, однако это не является обязательным действием и фардом. Поэтому нельзя расходовать средства умершего на такие цели, если этого не желают законные наследники.

 

Наследство в основном получают дети умершего. А если дети не достигли совершеннолетия, то в исламе запрещено расходовать из их имущества, пока они не достигнут совершеннолетия.

 

Возвращаясь к правам соседа вспомним хадис, в котором Пророк сказал:

 

«Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, относится к соседу с добрым нравом».

 

 Хадис передали Имам Бухари, Муслим. А также другой хадис Пророка :

 

«Не уверует раб, пока его сосед не будет находится в безопасности от его вреда».

 

Это значит, что вы должны не допускать причинения вреда своему соседу. Хадис передал Имам Бухари.

 

Иногда, мы не замечаем, как можем навредить своему соседу. А бывает так, что люди могут спокойно выбросить что-либо на участок соседей или столкнувшись с наводнением перенаправляют воду в его сторону. В нашей религии это порицается. Вы полностью не уверуете, до тех пока, ваш сосед в безопасности от вашего вреда.

 

А теперь, что делать, если ваш сосед плохой и причиняет вред? Однажды к Абдулле Ибн Масуду пришёл некий человек и сказал: «У меня есть сосед, который вредит мне, злословит и притесняет меня». Тогда Абдулла Ибн Масуд сказал: «Ступай и если он ослушается Аллаха, совершая грех по отношению к тебе, то относись к нему с повиновением Аллаху». У нас в религии нет понятия отвечать злом на зло. Например, и в родственных отношениях, если он разрывает с вами отношения, в ответ вы не можете также прервать родственную связь. Допустим он совершил грех, однако вы не должны тоже совершать грех. Если ваш сосед вредит вам, то он непременно спросится за это.   В День расчёта, когда вы будете нуждаться даже в крупинке благого дела, Всевышний присвоит благодеяния, вашего соседа вам, если нет благих дел, то ваши грехи перейдут к нему. В любом случае это вам обернётся благом, поэтому вы должны отвечать добром на зло.

 

Однажды к Пророк пришли сподвижники и сказали:

 

«Такой-то человек постоянно держит добровольные посты и ночами выстаивает молитвы. Однако, он вредит своим соседям», тогда Пророк сказал: «Он один из обитателей ада».

 

Имам Хаким передал этот хадис и назвал его достоверным.

 

Однажды к Пророку пришёл мужчина, который жаловался на своего соседа. Тогда Пророк , завещал ему проявлять терпение. Спустя некоторое время, этот человек пришёл и снова пожаловался на своего соседа, что тот не перестаёт вредить ему. Пророк снова ответил ему о необходимости терпения. Когда мужчина пришёл третий раз, то ответ оставался неизменным - терпение. И когда мужчина пришёл четвёртый раз, Пророк сказал: «Вынеси вещи в своем доме на улицу». Мужчина вынес вещи из дома, и люди, проходящие мимо спрашивали, почему он сделал это, тогда он сказал, что его сосед не перестаёт вредить ему и Пророк посоветовал ему вынести вещи из дома. Тогда люди начали говорить плохо об этом соседе. И все это доходит до него, что люди проклинают его и говорят плохо о нем. Тогда тот сосед, пришел к мужчине и предложил помочь занести вещи в дом, раскаиваясь за содеянное и дал слово больше не вредить ему.

 

Хадис передали Имам Абу Дауд, Имам Хиббан, Имам Хаким.

 

У нас в народе говорят «сорок домов - твои соседи», эти слова берут начало от этого хадиса:

 

«Один человек пришёл к Пророку и пожаловался на своего соседа. Тогда Пророк сказал: «соседство между людьми разделяет сорок домов».

 

А в другом риваяте говорится, что дом расположенный с размером в локоть и последующие 40 таких домов являются твоими соседями. Хадис Имам Абу Яъля и Имам Абу Дауд привели в книге «Марасиль», однако Имам Ираки сказал, что у обоих есть слабость относительно хадиса. Как ранее говорилось, слова «сорок домов – твои соседи», не сказаны просто так, а на основании этого хадиса. Также Имам Зухри сказал, что сорок домов, это сорок домов справа, слева, спереди и сзади от вашего дома и все они являются вашими соседями. То есть, и несколько домов дальше от вас являются вашими соседями. А хорошие соседи – это благо, дарованное от Аллаха.

 

Имам Табарани (р.а) передает хадис от Асмы бинт ‘умайс (р.а), который был сказан о трех благах и о трех испытаниях данных человеку: «У Пророк спросили, что является плохим качеством дома?», тогда Пророк сказал: «Тесный дом и плохие соседи». Затем у него спросили: «Что является плохим качеством средства передвижения».  Пророк ответил: «Не подчиняющийся и упрямый». Когда Пророка спросили о плохих качествах жены, он ответил: «Бесплодность и скверный характер». Как видим в хадисе, Пророк считал соседей одним из огромных благ, данным человеку.

 

Роль соседа занимает особое место в жизни человека, иногда мы слышим случаи, когда люди переезжали только потому, что не могли поладить с соседями, которые постоянно проявляли недовольство в их адрес.

 

Также Имам Абу Хамид аль Газали (р.а) сказал: «Право соседа заключается не только в безопасности от вашего вреда, но и в терпении к его плохому отношению». Например, у вас есть сосед и каждый из вас живет сам по себе, вы не вредите друг другу, но это не означает что на вас нет обязанности по отношению к соседу. Недостаточно только проявлять терпение к его плохому отношению, но необходимо еще и относиться к нему с добрым нравом. В Судный День бедный сосед не отстанет от своего богатого соседа и будет жаловаться Аллаху: «О, Господи, этот человек жил рядом со мной, и зная, мое тяжелое положение не помог мне даже в малом».

 

От Имама Ибн Мукаффа’ (р.а) дошел риваят, что у него был сосед, у которого были большие долги, и чтобы избавиться от них он собирался продать свой дом. В один из дней Ибн Мукаффа’ (р.а), сидя под тенью дома своего соседа подумал: «Если мой сосед продаст дом из-за нужды, то я буду тем, кто не отплатил нахождение под тенью его дома». Затем он дал своему соседу необходимую сумму денег и просил не продавать дом.

 

По мере возможности необходимо не упускать возможность сделать добро. В одном хадисе Посланник Аллаза сказал: «Знаете ли вы каково право соседа? Если он придет к вам за помощью – дайте ему помощь. (У арабов есть слова «иъана» и «истинсар», оба они переводятся как «помощь», однако «истиъана» - это помощь личного характера, а «истинсар» - это помощь где есть посредничество, например, если кто-то поступает несправедливо). Если он попросит одолжить ему – одолжите ему, то что он просит. Если он будет нуждаться в вас, то помогите ему. Если он болен, то навестите его. А если умер, то будьте на его похоронах. Если у него будет радостное событие, то поздравьте его. А если у него произойдет горе, то разделите с ним это горе. Нельзя строить высотный дом, который будет перекрывать ветер в его сторону» (некоторые люди, например, строят дом слишком рядом с домом соседа и во время дождя, вода стекает во двор соседа, по шариату это неправильно, это даже противоречит закону. Также противоречит шариату ради своих выгод делать что-либо во вред своему соседу. Необходимо советоваться с соседом в построении высокого дома, так как это может причинить неудобства женщинам соседнего дома), если купите фрукты, часть следует предложить соседу, а если не сделаете так, то пронесите их незаметно (например, вы можете зимой позволить себе купить арбуз, дыню. И маленькие дети из соседнего дома увидев, захотят тоже попробовать его. И необходимо поделиться с ними) далее говорится: и не позволяйте своим детям выходить на улицу с фруктами в руках, чтобы не вызвать соблазн у соседских детей». (необходимо приучать детей делиться с другими или как раньше в аулах учили говорить «жабык» если есть что-то в руках, что означало «я никому не дам ничего», сейчас эти обычаи исчезают. В нынешнее время соседские отношения теряют смысл. Например, люди годами живут в одном доме и не знают друг друга, не поддерживают соседские отношения.

 

К сожалению, это одна из современных проблем. Как сказано в хадисе, наступит времена, когда люди будут здороваться только со знакомыми людьми. Вернемся к хадису: «…если вы не сможете поделиться со своим соседом фруктами, то пронесите их незаметно от него или же дайте часть соседским детям, (так вы выполните свою соседскую обязанность). И не следует допустить распространения запаха пищи из вашего дома, если случилось так, то следует часть пищи отнести к нему». (Например, от вашего дома исходит ароматный запах еды. Вы во дворе готовите шашлык, то вам следует позвать соседей на трапезу, тогда вы последуете хадису Пророк и выполните свою обязанность).»

 

Ранее мы говорили, что и у соседа-многобожника и неверующего соседа есть право соседа.  Абу Зарр (р.а) передает от Пророка :

 

«Мой любимый Пророк завещал мне следующее: «Когда ты будешь готовить суп, то добавь туда побольше воды и угости им своего соседа». Хадис передали Имам Муслим (р.а).

 

Имам Муджахид (р.а) передает: «Я был в доме Абдуллы Ибн Умара (он сподвижник, а Имам Муджахид - табиин). Тогда в его доме один молодой прислуга сдирал шкуру барана. Абдулла Ибн Умар сказал ему: «После того как справишься со шкурой, часть разделенного мяса отнеси сначала соседу-иудею». Когда у него спросили причину этого, Абдулла Ибн Умар ответил: «Поистине, Пророк так много завещал о хорошем отношении к соседу. Что мы подумали, что Пророк включит их в число наследников». Хадис передали Имам Абу Дауд, Имам Тирмизи.

 

 

То есть, так же как ангел Джабраил настолько много завещал о правах соседа, Пророк также много говорил о правах соседа своим сподвижникам.

 

Имам Хишам сказал: «Когда Имам Хасан закалывал жертвенное животное в «Курбан айт», то часть мяса он раздавал своим христианским и иудейским соседям».

 

Мать правоверных Айша (р.а) спросила у Пророка «О Посланник Аллаха! У меня есть два соседа, дверь одного напротив дома, а другого рядом. То, что у меня есть не хватит им обоим. У кого больше прав?» Тогда Пророк ответил: «Та дверь, которая стоит напротив». Хадис передал Имам Бухари (р.а).

 

В хадисе переданного от Абу Хурайры (р.а) Пророк сказал:

 

«О мусульманки! Не пренебрегайте в малом», то есть даже если это будет баранье копыто, старайтесь давать даже малое. Также в хадисе Пророк говорится:

 

«Из благ мусульманина – это просторный дом, добрый сосед и хороший транспорт». Хадис передали Имам Ахмад, Имам Табарани.

 

Следующий хадис передал Абдулла Ибн Масуд (р.а):

 

«Однажды к Пророку пришел один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Как я узнаю хороший ли я или плохой человек? Тогда Пророк ответил: «Если твои соседи хорошо отзываются о тебе, то значит ты хороший. Если они говорят о тебе плохо, то значит ты плохой человек».

 

Хадис передали Имам Ахмад, Имам Табарани. Имам Ираки назвал иснад хорошим.

 

В целом в нашей религии, право соседа считается одной из священных обязанностей мусульманина. Это наша прямая обязанность, а не «нафиль» (добровольное действие) или мустахаб. Многие из нас не выполняют эту обязанность, а наоборот, обсуждают жизнь своего соседа. Все это противоречит шариату.

 

У нас есть другие обязанности: перед родственниками, родителями. Об этом поговорим на следующих уроках Ин шаа Аллах.

 

Пусть Аллах дарует нам полезное знание и следование этому знанию. Да примет Всевышний наши деяния!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi