Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 20:08
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:21 06:37 12:48 17:03 18:52 20:08
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Сафар 1442
Григорианский
22 сентября 2020

Циклы уроков

Урок 11. Гнев, часть 2

Урок 11. Гнев, часть 2

Урок 10. Гнев, часть 1

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

Ин шаа Аллах, по Воле Аллаха (Субханаху уа Та’аля), продолжаем дальше уроки по теме: «Воспитание нафса». В прошлом уроке мы закончили тему «Рия», и подошли к одной из тяжелейших болезней которая губит людей и имя ей - Гнев.

Мы изучили хадисы, слова ученых, сказанные о проявлении терпения, о сдерживании гнева и остановились на вопросе можно ли человеку полностью избавиться от гнева или нет. Под словом гнев, конечно же, подразумевается неуместный гнев.

 

Пророк Мухаммад (с.а.у.) никогда не гневался из-за себя, но из-за положения других, из-за религии, шариата. То есть, отсюда мы понимаем, что человек не должен гневаться из-за себя, из-за своего нафса. Но если его гнев обоснован, если он испытвает гнев ради религии Аллаха, ради попранных прав других мусульман то он может, а порой и должен испытывать гнев. Если кто-то посегает на его честь и достоинство, пытается унизить его, то это также веское основание для гнева. Тот кто не гневается имея на это справедливые основания, считается даюсом в нашей религии. (Даюс - это мужчина, который знает или предполагает совершение его женщинами нечестия, и не реагирует на это должным образом)

 

Вопрос: «Можно ли в общем избавиться от неуместного гнева?». Ученые сказали, что гнев человека связан с тем, что он любит или ненавидит. Если человек любит что-либо, а кто-либо посегает на это или же пытается отобрать, то тогда человек испытывает гнев. Таким образом, любовь и гнев имеют причинно-следственную связь.

 

Всевышний Аллах Создал для людей потребности. Эти потребности делятся на обязательные, важные потребности для жизни человека и на ненужное, лишнее. Важными являются: еда, поддерживающая человека, продукты, вода, утоляющая жажду и помогающая пищеварению, одежда, закрывающая аурат, дом, защищающий от жары и холода. Это основные потребности. Если кто-то будет посегать на ваши основные потребности, тогда, несомненно, вы можете испытвать гнев. От этих потребностей человек не может избавиться. Человек всегда нуждается в еде, в воде, в доме. Убрать из сердца любовь к таким вещам сложно. Почему? Потому что они считаются основными потребностями. А также есть лишнее: дунья, дом, лучше твоего, твои подчиненные, карьера и т.д.  Относительно к ним, человек может убрать гнев из сердца. Когда из сердца уйдет любовь к ненужной дунье.


Есть история об Имаме Абу Ханифе. Аллаху ‘Алям. Одному Аллаху известного, насколько это достоверно. Мы знаем, что Имам Абу Ханифа занимался торговлей. Однажды Имаму Абу Ханифе пришла весть о том, что в одном из караванов пропал его товар. Узназ об этом, Абу Ханифа сказал: «Альхамдулилля». Затем, пришла весть о том, что товар найден и Имам Абу Ханифа снова произнес: «Альхамдулилля». Когда у него спросили почему он и в первый и во второй раз сказал «Альхамдулилля», он ответил: «Я посмотрел на свое сердце. Насколько будет оно страдать и мучаться из-за этих (утерянных) вещей. Тогда я обнаружил, что Альхамдулилля, мое сердце не так сильно страдало. Затем посмотрел на то, как мое сердце радовалось, когда сообщили весть о том, что товар найден - оно не сильно обрадовалось. Поэтому я сказал "Альхамдулилля». Аллаху ‘Алям. Какой вывод и пользу мы должны извлечь из этой истории? Если в сердце человека нет любви к дунье, то он не будет гневаться из-за лишнего вроде карьеры и т.д.. Любовь и гнев всегда взаимосвязаны.

 

Как сказал Имам Абу Хамид Аль Газали, рахимухуллах, "если у человека есть собака, и если кто-то ее убьет, застрелит, то вряд ли вы придете в состояние гнева. Почему? Потому что вы ее не любите. Так же и в дунье. Если не будет любви к дунье, то человек не будет гневаться из-за нее".

 

Если говорить об основных потребностях, то не гневаться человеку, естественно, тяжело. Здесь от человека не требуется очистить свое сердце от гнева, но привести его в порядок с требованиями Шариата. Например, если кто-то отобрал ваш хлеб, воду, разрушил дом, то в этой ситуации гнев справедлив и сдержать его маловероятно. Поэтому, в этом случае требуется не выходить в своем гневе за рамки шариата. 

 

Имам Абу Хамид Аль Газали, рахимухуллах, приводит пример. "В вашем сарае есть лишь один баран, которого вы откармливаете для того, чтобы зимой приготовить мясо для своих детей. И тут пришел волк и съел его, или же баран заболел и умер. Его не украли, не зарезали на ваших глазах. На кого вы будете сердиться в этом случае? Вы не сможете злиться на кого-либо. Но вашей душе будет больно, вы будете мучаться. Если заболеете, то вы не сможете злиться на болезнь. А если кто-нибудь отберет что-то у вас, то вы злитесь. Когда кто-то покушается на то, что вы считаете своим, то гневаться и пытаться защитить свое является естественной реакцией. Пророк Мухаммад (с.а.у.) сказал:

«Тому, кто умрет, защищая свое имущество будет присвоена степень шахида».

Но если у вас не получилось, не хватило сил защитить и если у вас крепкая вера в предопределение Аллаха, вера в то, что в этом непременно есть хайр (благо) для вас, таухид, то у вас так же может и не быть гнева, а просто будет болеть душа.


Так же, если сердце человека будет привязано к ахирету (будущая вечная жизнь), если он постоянно будет думать об ахирате, то такой человек не будет гневаться по пусту. Потому что все мысли, печали этого человека заняты ахиретом. «Завтра, в день расплаты какое будет у меня положение? Как я смогу ответить перед Аллахом? Паду ли я в Ад?» и т.п. Когда такие вопросы овладевают сердцем человека, там не будет места для неуместной злости.


Однажды, один человек сквернословил про Салмана (р.а.). Тогда он ответил так: «Если завтра в Судный День, у меня на весах превысит чаша грехов, тогда я и мое состояние буду хуже тех слов, которые ты сейчас говоришь. А если чаша моих добрых, благих деяний превысит чашу грехов, тогда для меня нет никакого вреда от твоих этих слов». Почему он так ответил? Потому что все его мысли были заняты ахиратом. В его сердце не было места словам, сплетням, которые говорят о нем другие.

Однажды, когда Раби Ибн Хусейну, рахимухуллах, были сказаны грубые, тяжелые слова, он ответил: «Аллах Субханаху уа Та’аля услышал все твои слова. И между мной и раем есть вещи которые ждут. Если я пройду через эти вещи, тогда от этих твоих слов для меня нет вреда. А если не смогу пройти, то я хуже того, что ты говоришь».


Однажды, когда один человек сквернословил, говорил плохо об Абубакре (р.а.), он ответил: «Это лишь то, что ты знешь. А сколько есть еще чего ты не знаешь». Если человек считает себя грешником, будет бояться о положении перед Аллахом, не будет видеть себя человеком, совершающим все поклонения, то когда его кто-то будет ругать он будет считать себя заслуживающим подобного и не будет гневаться.

 

Если кого-либо обзовут дураком и он посмотрит на ситуацию со стороны, то пусть подумает: Если я буду ближе к дунье чем к ахирату, буду ставить свой нафс выше поклонения, то я действительно дурак. В таких ситуациях я буду невежественным. Потому что я не познал полностью Всевышнего Аллаха. Я поставил эту дунью, превыше ахирата. Тот, кто поступит именно так является дураком и невеждой, и достоин того, что его назвали таким образом. И когда человек видет себя со стороны таким, он не будет злиться, если кто-то назовет его таким. В случае же, если он будет видеть себя умным, благонравным и т.д., и кто-то будет о нем сквернословить, то он непременно поддасться гневу идаже не заметит, что в этой ситуации действительно является дураком.

 

Однажды Имама Малика Ибн Динара, рахимухуллах, одна женщина назвала «ямурай». Т.е. обвинит его в лицемерии, двуличности. Тогда, Имам Малик Ибн Динар (р.а.) ответил: «СубханАллах! Кроме тебя никто не мог узнать меня. Лишь ты узнал мою правду». Потому что его мысли, голова была загружена мыслями о себе: «Не являюсь ли я лицемером? Вдруг все мои дела являются показухой?». И в таком случае человек не гневается на сказанные слова в его адрес. Ведь его голова занята другим.

 

Когда один человек сказал дурные слова Имаму Шаби, (р.а.), он сказал: «Если ты честный и все твои слова являются правдой, то пусть Аллах простит меня. А если твои слова ложь, то пусть Аллах простит тебя». Из всех этих историй мы видим, что когда сердце человека привязано к ахирату, голова в мыслях об ахирате, его в Вера в Предопределение крепка, то этот человек не гневается на сказанные дурное в его адрес. И ему легко дается управлять своим гневом в рамках шариата.

 

Есть причины, пробуждающие злость в человеке. Если мусульманин хочет избавиться от злости, то для начала он должен избавиться от причин, которые породили злость. Говориться, что Яхья, (а.с.) сказал Исе, (а.с.): «Что является тяжелым перед Аллахом?». Иса, алейхиссалям ответил: «Гнев Всевышнего на тебя». Когда он спросил: «Что приближает меня к Гневу Аллаха?», он ответил: «Твоя неуместная злость». Тогда, Яхья (а.с.) спросил: «Что является причиной моей злости в этом мире? Что увеличивает во мне мою злость?», он ответил: «Гордость и высокомерие». Гордый человек, видет себя лучше дургих. Так как он считает остальных ниже себя, он не может перенести не единого плохого слова или критики в свой адрес. Поэтому, если человек хочет избавиться от злости, то в первую очередь он должен избавиться от одной из её основных причин - высокомерия.

 

К сожалению, данное явление было во все времена. Иногда, люди принимают свою злость за проявления мужественности, героизма, или просто геройства. А проявление терпения - за слабость и беспомощность. Такое явление мы видим среди людей, которые далеки от религии и не имеют религиозных знаний. Особенно среди молодежи и хулиганов.


Если рассматривать хадис Пророка Мухаммада (с.а.у.) о гневе, то в действительности слабым человеком является тот, кто не может сдержать его. Посланник (с.а.у.) сказал: «Поистине сильный человек это тот, кто может сдержать свой гнев». Используя логику мы поймем какой человек является слабее. Например, женщина слабее мужчины. Гнев женщины проявляется быстрее, чем гнев мужчины. Поэтому, в нашей религии право на развод не является прерогативой женщины, но мужчины, как лучше владеющим собой. Таким образом, в сложных семейных ситуациях, мужчина благодаря лучшей способности сдерживать гнев может стать гарантом сохранения брака, в то время как женщина может легко вспылить и подать на развод.

 

Один устаз рассказывал о своем друге следующую историю: Однажды, он сильно поругался со своей женой. И в порыве гнева и ярости жена закричала ему «Талак!». Тогда он обескураженный остановился и подумал: «Разве Шариат позволяет женщине подать на развод»? И когда он понял, что она не имеет права подавать на развод он забыл о своей злости и начал смеяться во весь голос. Видите, жена находясь в состоянии гнева забыла, что женщина не имеет такого права, но дает развод своему мужу будучи в ярости. Отсюда мы видим, что женщина слабее мужчины. И поэтому она ближе к гневу.

 

Например, в отличии от здорового человека, больной человек ближе к гневу. Что это означает? Это означает что злость не признак силы, а признак слабости. Человеку, чтобы избавиться от злости, во-первых, нужно знание на основе которого он будет действовать. Во все времена, знание и действие идут вместе.

 

Имам Абу Хамид Аль Газали, рахимухуллах, говорит: Человек, во время гнева должен знать 6 вещей. Ему следует подавлять гнев, быть мягким по отношению к людям, уметь прощать. Мы должны задуматься о пользе этих качеств. Какая будет награда, если я научусь подавлять свою злость? На какую степень меня поднимет Всевышний Аллах в День Суда? Какие существуют преимущества подавления гнева? Для начала, человек должен пронести все это через свое сердце. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

«Аллах любит тех, кто оставляет свою злость и прощает людей». Аллах Субханаху уа Та’аля говорит что любит их. А также, существую много хадисов и аятов относительно этого. Это первое.

 

Второе, ему необходимо помнить и страшиться мучений в следующей жизни. Сейчас у него хватает сил что бы удовлетворить свой гнев осуществить насилие над другим, но ведь в ахирате есть месть. В хадисе Пророка Мухаммада (с.а.у.) говориться: «Безрогий баран отомстит рогатому». Пусть думает: "если завтра, в Судный День, месть надо мной свершиться, или я лишусь награды за свои благие деяния или если еще чей-то грех прибавиться ко мне в наказание, то каким будет мое состояние? Если я сейчас прощу, то ведь завтра Всевышний Аллах простит меня". Именно так он должен наставлять себя.

 

Есть слова, приходящие с предыдущих книг: «Человек! Когда будешь гневаться вспомни Меня. Завтра, когда буду гневаться Я, то вспомню тебя. И среди тех, кого Я уничтожу не будет тебя». Если человек будет думать над этим, то это поможет контролировать гнев.


Третье - это, мысли о том, что если я применю к кому-либо силу, кого-то обижу, то в его сердце останится ненависть ко мне. И завтра, в ахирате, он может отомстить мне. Имамы говорят, думать о таком обозначает подавить, отвергнуть гнев шахуатом. За такое деяние Аллах не предписывает награды. Например, сегодня ты стал начальником и тебя вывели из себя подчиненные. Перед тем как выругаться, ты должен подумать, а вдруг, кто-либо из них когда-нибудь станет твоим начальником? Если человек погасит свой гнев таким образом, то за это нет награды. Но это тоже очень полезная вещь для подавления гнева.

Четвертое, когда человек в гневе, пусть подумает о своем облике. Как передается в хадисе Пророка Мухаммада (с.а.у.), который нам донес Имам ат-Тирмизи: «... что гнев человека, когда он очень сильно зол, похож на уголёк в его сердце. Уголек воспламеняется и горит огнем. Гнев - от шайтана. А шайтан - от огня». Таким образом, лицо человека во время злости становится красным, глаза горят огнем, и он становится похожим на дикое животное. Гневающемуся человеку необходимо вспомнить о своем облике.

 

Однажды, одной сестре мусульманке выпало сильное испытание. Домашние были против ее хиджаба и родственники постоянно злились на нее. Ее матери уже не было в живых. И как-то раз, ее тетя, в порыве гнева взяла в руки нож и начала ругаться, оскорбляя ее хиджаб. И тогда, лицо этой женщины не было похожим на свое. Будто бы в нее вселился шайтан. Отсюда мы и видим, в какое состояние приходит человек, когда гневается.

 

Кто близок к гневу? К гневу близки разбойники, хулиганы и т.д.. А кто близок к спокойствию? К нему близки Пророки, умные люди, мудрецы. Если посмотреть на их лица, можно увидеть спокойствие, умиротворенность. Таким образом человек сравнивая берёт то, к чему он тяготеет. Вы сами выбираете на кого хотите быть похожим, на шайтана, на дикого зверя с горящими глазами или на Пророков, чье лицо излучает спокойствие. Такой способ тоже является причиной подавления гнева.


Пятое. Человек, когда гневается, должен анализировать причины своей злости. Необходимо отдавать себе отчет, что злость это проделки шайтана, что это его высокомерие, мы должны задумываться о том, к каким последствиям может привести наш неуместный гнев. Если человек будет задумываться над причинами и размышлять, то это тоже хороший способ проработки гнева.

Шестое. Когда человек испытывается злость? Когда кто-либо сделает что-либо, что ему не нравится. Вам эта ситуация не нравится, но это происходит. Происходит по Воле Аллаха. Вы злитесь? Но злость здесь - глупость? Что превыше: Воля Аллаха или ваша воля? Конечно же превыше Воля Аллаха. Мы должны мыслить так: «Почему я гневаюсь над тем, что происходит не по моей воле, но по Воле Аллаха? Коненчо генв неуместен». Это, опять же Вера в предопределение. Для подавления гнева, мы должны знать и помнить, размышлять над этими шестью вещами.

 

Говоря про деяния, Пророк Мухаммад (с.а.у.) сказал в своем хадисе: «Кто будет гневаться, пусть в первую очередь скажет а’узу билляхи минаш шайтанир раджим. Пусть просит защиты от шайтана у Всевышнего». Пророк Мухаммад (с.а.у.) говорил Аише (р.а.) когда гневался:

 

«Аиша, скажи: «О Всевышний! Всевышний Мухаммада! Прости мне мои грехи, очисти мое сердце от гнева и упаси меня от деяний которые поведут меня заблдушим путем».

 

В хадисе, переданным Имамом Ибн Синной (р.а.) в книге "Алиямау лейла говориться": "Если ты застал себя в состоянии гнева стоящим, то сядь. Если сидел, то ляжь". Почему нужно сесть? Потому что из положения сидя сложнее ударить кого-либо, чем когда ты стоишь. А лежащий человек еще более беспомощный.

Это, во-первых, способ защиты. Во-вторых, человек садясь или ложась находится ближе к успокаивающей земле и ему легче погасить пламя гнева. Также действе, которое должен совершить человек когда испытывает гнев – это тахарат. Гнев от шайтана, а вода тушит огонь и избавляет вас от гнева. 


Также в одном хадисе сказано, что Пророк (с.а.у.) сказал: «Гнев от шайтана. Шайтан был создан из огня. Огонь тушится водой. Если кто из вас будет гневаться, пусть возьмет омовение».

 

Имам Ибн Аббас передал что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал: «Если ты гневаешься, то молчи». Хадисы привели Имам Ахмад, Имам ибн Бид дунья, Имам Табарани. Сахабы Посланника (с.а.у.) поступали именно так. Умар (р.а.) так же когда гневался, просил воды и брал омовение.


Рухуа ибн Мухаммад говорит: «Когда я был главой в Йемене отец спросил у меня: «Ты стал главой?». Я ответил: «да». Тогда отец сказал мне, если будешь гневаться, то посмотри на небо, потом на землю, а потом восхваляй Создателя неба и земли. Чтение зикра, поминание Аллаха так же подавляет гнев».


Онажды Абу Зарр (р.а.) в порыве злости оскорбил мать Ибн Биляла (р.а.) сказав про нее: «Сын черной». Это расстроило пророка Мухаммада (с.а.у.) и он упрекнул Абу Зарра, сказав: «В тебе еще остались остатки невежества». Абу Зарр, сильно сожалея об этом поступке отправился к сахабу, мать которого он оскорбил и сказал:


«Я обвинил твою мать в том, что она черная. Так наступи же на мое светлое лицо своими ногами». На что Ибн Билял ответил: «Я не наступлю ногами на лицо, которое делает саджда Аллаху. Я простил тебя».

 

Также есть история, когда один царь, когда гнев одолевал его, приказывал принести три листа бумаги. В одном листе было написано: «Ты не Всевышний. Ты человек. Завтра ты будешь лежать в могиле», на втором листе: «Если ты будешь к остальным относиться с милостью и милосердием, то и тебя завтра простит Милостивый и Милосердный». Читая первый лист, он вспоминает что является рабом и его гнев неуместен. Читая второй лист, он осознает сколько блага лежит в том, чтобы проявить милосердие и простить кого-то. На третьем же листе было написано: «Наказывай людей истиной и правдой». Милость и милосердие, которые Всевышний установил на земле, не отменяют наказания в этой жизни. Например, за прелюбодеяние наказывали розгами. Возможно, совершивший прелюбодеяние будет казаться вам сожалеющим о содеяном, однако Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «В религии Аллаха, в шариате пусть вас не возьмет мягкость». Если было точно известно о факте совершения прелюбодеяния, то должно совершиться наказание Всевышнего и несмотря на то, что в вашем сердце жалость к провинившемуся необходимо быть твердым, потому что это наказание от Всевышнего.

 

В религии предусмотрены положения для всех людей. Наша религия призывает к мудрости, быть снисходительным, прощающим. Но могут ли все люди быть всегда прощающими? Конечно же нет. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Аллах приказывает справедливость и ихсан». Справедливость означает не притеснять кого-либо но и самому не позволять другим притеснять себя, даже если для этого потребуется применить силу. Есть уровень выше - ихсан. Ихсан - это отвечать добром на зло. Если возможно, то надо стараться быть мудрым. Если не хватает сил на это, то будь на втором уровне, где ты следуешь справедливости. Но если ты упадешь на уровень ниже этого, то это будет уровнем тирании.

 

Если кто-то скажет вам какое-то плохое слово, и вы ответите ему тем же или подобным, то это не противоречит шариату. Но если кто-то будет сквернословить о вас, о ваших родителях, то отвечать ему подобным запрещается. Это харам.

 

Однажды Абу Бакра (р.а.) оскорбил один человек, он ругал его используя грязные слова, Абу Бакр (р.а.) сначала молчал, но потом ответил ему грубостью на грубость. Пророк (с.а.у.) не высказал ему порицания.

 

Также в хадисе Пророка (с.а.у.) говорится: «Если два человека скажут друг другу дурные слова, то основной грех будет на человеке, который начал первым, пока потерпевший не перейдет границы». Считается разрешенным ответить лишь на уровне сказанных слов, не повышая градус оскорблений.

 

Если посмотреть на сахабов Посланника (с.а.у.) можно увидеть, что они отвечали на сквернословие только словами не выходящие за рамки истины. В хадисе, который привел Имам Муслим (р.а.), жены Пророка Мухаммада (с.а.у.) нажаловавшись на Аишу (р.а.) и отправили Фатиму (р.а.) к Пророку (с.а.у.). Тогда Посланник (с.а.у.) сказал ей: «Хочешь ли ты любить то, что любит твой отец, Посланник Аллаха (с.а.у.)?» Она ответила: «Да». «Тогда полюби Аишу», - ответил он. Жены Посланника остались недовольными, сказав Фатиме что она слишком мягкая и отправили к Пророку Зайнаб. Она также пошла к Пророку (с.а.у.) и также жаловалась на Аишу (р.а.). В это время Аиша стояла рядом и все слушала. Затем Пророк (с.а.у.) спросил у Аишы: «Хотела бы ты как-то ей ответить?» На что Аиша  сказала: «Я бы отвечала ей, пока у меня не высохнет рот». Тогда Посланник (с.а.у.) засмеялся, и сказал что она дочь Абу Бакра, имея в виду что ее нельзя победить словами.

 

Людям, не находящимся на уровне сахабов очень сложно ответить кому-то лишь на уровне сказанных слов. Некоторые ученые говорят, что легче промолчать в ответ на сказанное, чем ответить, потому что иначе это может привести к кровопролитию.

 

Ученые делят людей испытывающий гнев на следующие типы:

Первые - это быстро гневающиеся и быстро успокаивающиеся.

Вторые - быстро гневаются и медленно успокаиваются. Это очень плохой вид среди людей.

Третьи - это медленно гневающиеся, и быстро успокаивающиеся. Такой человек считается самым лучшим.

И четвертый вид - медленно гневающийся и медленно успокаиващийся.

Мы должны быть похожими на третий вид человека.

Уважаемый джамаат, это слова и изречения ученых относящиеся к гневу. По Воле Аллаха, в следующем уроке рассмотрим болезнь под названием «Завистливость». Пусть Всевышний примет все наши благие деяния и дуа!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi