Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 109: Этикет мусульманского братства. Часть 7
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы с вами изучаем обязанности, адабы в отношениях между братьями мусульманами. На прошлом уроке мы прошли обязанности языка, обязанность молчания и речи. Таким образом, мы дошли до пятой обязанности – это умение прощать ошибки и недостатки своего брата. Ошибки и недостатки вашего брата по отношению к религии, и по отношению к вам, то есть, когда ваш брат не выполняет свои обязанности перед вами.
Если совершаемые ошибки относятся к религии, если это деяния, которые противоречат шариату, то ваша обязанность предупредить, сказать слова наставления. Таким образом направить его к правильному состоянию является вашей обязанностью. Если ваш брат не принимает этого, если продолжает совершает свой грех, то что следует делать? Относительно этого имам Газали (رحمه الله) говорит, среди сахабов и табиинов есть два мнения по поводу того, оставаться ли с таким братом в братских отношениях или разорвать отношения. По мнению одного из сподвижников Пророка ﷺ Абу Зарра (رضى الله عنه) следует разорвать отношения с таким человеком. Если он вступил на греховный путь, то возненавидь его также как возлюбил его, когда он был мусульманином. Абу Зарр говорил, что это относится к любви и ненависти на пути Аллаха. По мнению Абу Дарда (رضى الله عنه) и других сподвижников, не нужно разрывать отношения. Если положение вашего брата склоняется в другую сторону, не оставляй его. Его состояние может колебаться, но после он может исправиться.
Имам Мбрахим ан-Нахаи (رحمه الله) сказал, не оставляй своего брата, не разрывай с ним отношения из-за греха, который он совершил. Если он сегодня совершил грех, завтра он оставит свой грех. Таким образом, в этом вопросе есть несколько мнений.
Умар ибн Хаттаб (رضى الله عنه) как-то поинтересовался о положении одного мусульманина, с которым они сражались на пути Аллаха. На что ему ответили, что он теперь брат шайтана, что он употребляет алкоголь и совершает большие грехи. Тогда Умар (رضى الله عنه) своей рукой написал ему письмо: «Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха, Могущественного, Знающего, Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Всеобъемлющего. Нет Бога кроме Него и к нему предстоит возвращение». В аяте говорится, что Аллах прощает, но и наказывает сурово. Умар ибн Хаттаб отдал письмо, что бы его передали мусульманину, который оказался во власти греха. Прочитав это письмо, он сказал: «Аллах Прощающий, Аллах Милосердный, но наказание Аллаха суровое» и заплакал, после чего принес покаяние.
Таким образом, если ваш брат впал в грехи, ему нужно говорить слова наставления и стараться исправить его положение.
Имам Газали приводит, что от саляф ученых приводятся риваяты о двух людей, один из которых немного отклонился от прямого пути. На что другие сказали, почему ты не разорвешь с ним связь? На что он ответил: сейчас то самое время, когда он больше всего нуждается во мне. Подать ему руку помощи, направление его на прямой путь намного лучше, чем оставить его. То есть ваш брат нуждается в вас больше всего, когда он находится в трудном положении, если вы оставите его, то его положение завтра усложнится еще больше.
Имам Газали приводит, что этот путь близок к мягкости и с точки зрения шариата правильнее. У людей может появиться вопрос, почему он выбрал это мнение, почему он считает это мягким, лучшим, ведь нельзя дружить с грешником, как и с тем, кто начал грешить. То есть когда вы ищите себе друга, вы не выбирает грешника, который распивает алкоголь, прелюбодействует. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с праведниками». Также пророк Мухаммад ﷺ в хадисах привел нам примеры дружбы, что хороший друг приносит пользу, а плохой вред. То есть нельзя изначально искать себе в друзья плохого человека.
Значит ли это, что нельзя дружить с тем, кто впал в грехи? Значит ли это, что нельзя изначально дружить с грешником? Имам Газали приводит, что если у одного хукма есть причина, то при исчезновении причины должен исчезнуть и хукм. Например, Всевышний Аллах запретил нам алкоголь, причина запретности алкоголя в том, что он опьяняет человека. Если в алкоголе не было бы опьяняющего, то он был бы просто водой, то есть перестал бы быть запретным. То есть дело не в том из его он сделан, какой у него запах, в какой бутылке, дело в его опьяняющем свойстве. Если опьяняющее свойство имеет наркотик, трава, грибы, то значит эти вещи тоже запрещены. Таким образом, если опьяняющее свойство находится в других вещах, то хукм запретности передается им тоже. Если исчезает причина, значит исчезает и сам хукм.
Причина дружбы, братства между мусульманами – это взаимопомощь в религии, быть помощниками друг другу на пути Аллаха. Если ваш друг сошел с прямого пути, то он уже не поможет вам в религии. То есть уходит причина дружбы и связь должна оборваться. Тогда почему же по мнению одних нужно продолжать дружбу, что это мягче, лучше?
Имам Газали приводит, что поддержка, поможет другу вернуться на прямой путь и совершить покаяние. Если разорвать отношения, его грехи будут продолжаться. Если вы будете каждый день поддерживать отношения, говорить назидания, призывать к благому, предупреждать о тяжести грехов, звать в мечеть, то в итоге по воле Аллаха он исправится. Причина того, что это лучше с точки зрения шариата в том, что братство как родственная связь, если это связь образовалась, то нужно беречь ее, быть верным дружбе. Верность в дружбе подразумевает не оставлять брата в нужде. Ведь нужда в религии намного важнее мирских нужд. Ваш брат испытывает религиозный голод, и в этот момент вы не должны его бросать, а наоборот помочь ему выбраться из этой ситуации. Дружба как родственная связь, а родственные связи нельзя обрывать. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Предостереги свою ближайшую родню». То есть Посланник Аллаха ﷺ в первую очередь предостерегал своих родственников: «Если они ослушаются тебя, скажи: «Воистину, я не имею отношения к тому, что вы творите». То есть здесь не говорится что я не имею отношения к вам, а говориться я не имею отношение к тому что вы творите, так как между ними есть родственные узы, а братские узы намного сильнее родственных.
Одного мудрец спросили, кто ему ближе друг или брат. На что он ответил, я люблю своего брата, если мой брат будет мне другом. То есть, дружба и братство — это неделимые вещи.
Имам Хасан говорил, сколько еще у тебя братьев, которых не родила твоя мать. Поэтому ученые говорили, что родственные отношения требуют любви, а любовь не требует родственных отношений.
Имам Газали говорит, что разница в том, что когда у вас есть братские отношения, то есть и обязанности перед своим братом. Обязанность в том, чтобы не бросать его, когда он нуждается. Имам Газали приводит в пример брачные узы. Когда хукм развода хуже, чем безбрачье. Брак не является ваджибом, если вы можете поручится за себя, что не совершите прелюбодеяние. Но если вы заключили брак, то нельзя без причины разводиться или быть несправедливым. Ведь самое ненавистное для Аллаха из дозволенного – это развод. Так же и в дружбе, если вы с кем-то не подружились, Аллах не спросит с вас почему вы не подружились с ним. Но если вы подружились, то у вас уже есть обязанности перед ним.
Имам Газали приводит, что дружба с грешником, и дружба с тем, кто впал в грехи это две разные вещи. Некоторые саляф ученые говорили, шайтан желает сбить с прямого пути твоего брата и разорвать отношения между вами. Так почему вы совершаете то, что нравится вашему врагу. Шайтан наущает вашего брата на грехи и радуется, если вы разрываете с ним отношения, он радуется еще больше. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не помогайте шайтану одолеть его!» (Бухари).
Если же ошибки вашего брата касаются не религии, а вас, если он не выполняет свои обязанности по отношению к вам, то правильнее простить его и закрыть глаза на его погрешности. Стараться толковать его действия с хорошей стороны, и отнестись с пониманием. Поэтому говорится, ищи для своего брата семьдесят оправданий. Если ваше сердце не принимает их, тогда вини себя. Скажи своему сердцу, какой же ты черствый, неужели ты не примешь 70 оправданий от своего брата. Если же нет возможности правильно толковать и принимать, если это явный грех, то старайся не злиться, но это по силам не каждому человеку. Человек должен по возможности стараться не разрывать братские отношения. Если ваш брат просит у вас прощения, примите его. Всевышний Аллах говоря о Своих любимых рабах сказал: «Аллах любит тех, кто оставляет свою злость и прощает людей».
Аллах не сказал, тех, которые не злятся, так как злость – естественное чувство. Невозможно не злиться, когда тебя злят, это естественно, но в твоих силах сохранять терпение, простить. Всевышний требует от нас то, что нам по силам.
Есть и другие обязанности перед нашими братьями. Эти права и обязанности по воле Аллаха изучим в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».