Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллаха продолжаем наши уроки по воспитанию своего нафса, по книге «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлой неделе мы прошли с вами тему жадности. В конце урока мы остановились на том, каким образом можно избавиться от этой болезни сердца. Есть две основные причины по которой человек становится жадным.
Первая причина — это любовь к мирскому, большие потребности и следование страстям, большие амбиции. Когда человек не задумывается о смерти, все его мысли направлены на то, как удовлетворить свои потребности. Чем больше человек поддается своим страстям, тем больше у него проявляется любовь к имуществу.
Вторая причина – у человека могут быть невысокие амбиции, но страсти заменяются его детьми. Потребности детей, их жизнь и благосостояние, когда человек копит имущество с целью передать его в наследство. В хадисе Пророка (ﷺ) которую передал имам Маджа говорится: «Поистине, ребенок является причиной жадности».
Есть люди, которые любят богатство ради самого богатства, они не расходуют ни на других, ни на себя. Имам Газали приводит пример: представим, что есть двое влюбленных, и есть посыльный, который передает между ними письма. И в один из дней возлюбленная забывает своего жениха и влюбляется в посыльного. То есть мы не должны забывать, что деньги – это инструмент. Но иногда человек забывает это, влюбляется в деньги и перестает их расходовать, так как его сердце привязано любовью к деньгам.
Чтобы избавиться от этого, в первую очередь, человеку следует чаще вспоминать про смерть. Вспоминает своих близких, ушедших из этой жизни, так и не истратив накопленных средств. Вспоминая об этом, человек должен задуматься. Испытает ли сердце страх, что смерть может настичь и его самого в любой момент? И каков будет тогда его ответ перед Господом, если он не выплатил закят, не расходовал свое имущество во благо или добывал его запретным путем? Внук Умара ибн аль-Хаттаба, один из омейядских правителей Умар ибн Абд аль-Азиз сказал:
«Если мысли о смерти хоть на час покинут мою душу, то она разложится»
Чем меньше человек думает о смерти, тем сильнее он привыкает к мирской жизни. Человек, который копит наследство для своих детей, внуков, правнуков, ему надлежит вспомнить, что Аллах - Тот, Кто наделяет ризком. Как приводиться в хадисе:
«Каждому человеку во чреве своей матери записывается четыре вещи, и одна из них, это удел (материальный достаток человека)».
Так же человек должен задуматься о состоянии жадных людей. Ведь они никогда не были из числа праведных людей или тех, кого искренне любят, жадный человек неприятен в любом обществе. Задуматься о том каково отношение ислама к жадным людям, и каково к щедрым людям и к щедрости как явлению. Когда в сердце появляется малейшее намерение к щедрости и неприязни к жадности, то эти чувства необходимо подкрепить действиями.
Имам Газали приводит историю о том, как один богатый человек сидя в уборной, подозвал своего служащего и передал ему свою накидку, чтобы тот отдал его кому-то как садака. Служащий удивился и сказал: «Разве это такое неотложное дело? Могли бы и поручить мне это когда выйдите из уборной». На что ему ответил: «Я побоялся, что мое намерение изменится пока я выйду из уборной».
В Священном Коране сказано:
«Шайтан угрожает вам бедностью (и побуждает к скупости) и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам (за ваше расходование) прощение от Него и милость». (2:268)
Как только человек задумает совершить благой поступок, тут же следом Шайтан будет наущать, бороться с вашим положительным побуждением. Сердце по-арабски – «Калб». Это можно перевести как: переворачивать, повернуть. Сердце назвали так, потому что ему свойственно быстро меняться. Благие мысли как зерно, если их полить действиями, оно взрастёт ещё больше и окрепнет.
Как пишет имам Газали, благие поступки надо совершать даже через нежелание и страдание. В начале будет трудно, но со временем это войдёт в привычку. Человек найдет в себе качества щедрого человека. Имам Газали приводит ещё один способ - не давать пищу для жадности. Если у вас есть жадность, вы не хотите расходовать на благое или отказываете в помощи, того кто просит, испытывая нужду, то попробуйте перебороть себя, образно выражаясь, разожмите руку, пересильте жадность, дайте нуждающемуся, выплатите на благое дело. Противодействовать жадности, это сложно, но если не пройти этот путь, то любовь к имуществу только будет возрастать. Чем больше любви к мирскому, тем сложнее будет душе в момент смерти расстаться с этим. Тысячи любимых вещей превратятся в тысячи ненавистных проблем. Но если сердце привязана к миру вечному, если человек стремился и тосковал по раю, то смерть для такого человека будет радостной вестью.
Имам Газали приводит одну историю, как-то раз правителю подарили красивый, украшенный драгоценными камнями кувшин для воды. Кувшин был единственным в своем роде и уникальным экземпляром. Правитель сильно обрадовался этому. Когда он спросил своего советника, что он думает об этом, мудрый советник ответил: «Это страдание и нужда». Ты увидел этот кувшин и сразу полюбил, если ты разобьешь его, будешь страдать. Если его украдут, будешь нуждаться в нем. Правитель не предал особого значения его словам. Спустя некоторое время драгоценный кувшин украли, тогда правитель сильно переживал и страдал из-за этого. Тогда он вспомнил мудрые слова своего советника и сказал: «Лучше бы я не принимал этот дар». Таким же образом все мирское отвлекает человека от Господа. Если имущество не расходуется во благо, если человек не понимает основную цель дарованного им богатства, то оно станет для него бедой.
Во избежание этого человек должен четко понимать, что деньги — это, в том числе, инструмент для благодеяний и помощи другим. Следует контролировать источники своего дохода, то есть добывать средства только дозволенным путем. Необходимо контролировать расходы, то есть расходовать во благо. Так же человеку надлежит проработать свое намерение, обновить его. Даже прием пищи, совершенный с правильным намерением, сочтется как благо. Так же и с заработком, стремясь заработать средства, смотрите что в основе этого желания: обеспечить семью, заниматься благотворительностью, выплачивать закят – это хорошие примеры намерения.
Имам Газали пишет, что мирская жизнь подобна ядовитой змее. Есть люди, которые используют яд змеи для лекарств, и есть люди, которые намереваются небрежно сблизиться с ней, в итоге змея их кусает. Зарабатывая честным, дозволенным путем, и расходуя во благо, имущество человека может стать причиной повышения в степени перед Аллахом. Абдуррахман бин Самра передал:
«Когда снаряжали войско, ‘Усман пришел к Пророку с полным подолом монет и высыпал все». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «После этого никакие действия не повредят ‘Усману», – и повторил это два раза...
Можно в пример привести множество щедрых людей, которые отдавали предпочтение вечной жизни перед этим приходящим миром.Пусть Аллах сделает нас из числа тех, кто зарабатывает и расходует честным и дозволенным путем, убережёт от жадности, пусть Аллах благоволит нам полезное знание, к этим знаниям деяния, и пусть эти деяния примутся.