Дәрістер топтамасы
Урок 68. Намерение, искренность и честность. Часть 6
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы продолжаем разбирать главу «Намерение, искренность и честность». Следующая тема: о благородстве правдивости, об истинной честности. Касательно достоинства честности, Всевышний Аллах в Коране описывая сподвижников Пророка ﷺ сказал:
رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом…» (33:23)
Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Воистину, правдивость ведет человека к благочестию, а благочестие ведет к Раю. Если человек будет постоянно говорить правду, то впоследствии будет записан у Аллаха как наиправдивейший. Воистину, ложь ведет человека к распутству, а распутство ведет к Аду. Если человек будет постоянно лгать, то впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом». (Бухари, Муслим)
В Коране достаточно аятов о правдивости описывающих пророков:
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَّبِيًّا
«Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком» (19:41)
Также про пророка Исмаила ((عليه السلام Всевышний сказал:
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِسْمَاعِيلَ إِنَّهُ كَانَ صَادِقَ الْوَعْدِ وَكَانَ رَسُولًا نَّبِيًّا
«Помяни в Писании Исмаила. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком». (19:54)
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِدْرِيسَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَّبِيًّا
«Помяни в Писании Идриса. Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком». (19:56)
Сподвижник Пророка ﷺ, праведный халиф Абу Бакр имел прозвище (лакаб) – ас-Сиддик, что означет «Правдивейший».
Ибн Аббас (رضى الله عنه) сказал: «Преуспел тот, у кого нашлись четыре качества: правдивость, совесть, благой нрав и благодарность Аллаху».
Абу Сулейман (رضى الله عنه) сказал: «Сделай правдивость лодкой, истину мечем, и пусть самым большим стремлением будет Аллах».
Имам ан-Нури касательно аята Корана: «В день воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерненными лицами...» (39:60), - сказал, это те, которые говорили что любят Аллаха, но не были правдивы в этом.
Ибн Аббас (رضى الله عنه) о достижении совершенства сказал: «Говорите правду, истину, и совершайте деяния искренне».
Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) сказал, что честность заключается в шести вещах: честность в словах, честность в намерении, честность в принятии решения, честность в выполнении обязательств, честность в деянии и честность в стремлении к качествам человека для достижения высшей религиозной степени. Если человек будет честен в этих шести вещах, то он будет правдивейшим.
В Коране Всевышний описывает несколько групп, к примеру:
وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками, которых облагодетельствовал Аллах». (4:69)
Поэтому чтобы достичь уровня правдивых, нужно обладать этими шестью вещами. Первое, это честность в словах. То есть произносить правдивые слова в передаче информации. Это может относиться как к будущему, так и к прошлому времени. К этому относится и способность сдержать свое слово. Все это относится к честности в словах, каждый человек должен уберечь свои язык от лжи. Это самая первая степень правдивости. Тот, кто убережет свои языке от лжи, будет правдивым, но это будет самая первая степень правдивости. Для дальнейшего усовершенствования ему нужно остерегаться двух вещей:
Первое, когда человек с ваших слов может понять другой смысл. То есть нужно максимально стараться не применять такого рода игры слов, двусмысленности. Разрешается применять их, если есть в этом большая необходимость. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит что можно применять в воспитании детей, во взаимоотношении с женой, для избавления от тирании коварных людей, и других случаях, разрешенных шариатом. Такой метод также применяется, когда нужно дать неправильную информацию. Пророк ﷺ применял такие слова, когда они готовились отправляться в сражение, с целью дезинформации для своих противников. Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Не является лжецом тот, кто старается примирять людей, сообщая им нечто благое». (Бухари, Муслим)
К примеру, не будет считаться лжецом мужчина, у которого несколько жен и, если каждой из них он будет говорить, что она самая красивая, самая любимая. Ученые приводят, что в случаях, когда человек вынужден применять такой метод, его слова переходят на его намерения. Если у человека благие намерения, то его слова будут считаться дозволенными. То есть в первую очередь честность должна быть в словах, если в словах честности нет (в упомянутых выше дозволенных случаях), то честность переходит в намерение, которое должно быть благим.
Вторая вещь, для усовершенствования степени, человеку нужно быть честным в своих мольбах Аллаху. К примеру, когда человек говорит: я обращаю свое лицо к Аллаху (имея виду то, что он обращает свое сердце к Господу не отвлекаясь ни на что другое), если в этот момент он отвлечен чем-то другим, если его сердце обеспокоено мирскими вещами, то такой человек будет считаться лжецом. В целом человек считается рабом того, к чему привязано его сердце. Пророк ﷺ называл некоторых людей рабами дирхама (денег), некоторых называл рабами одежды. В наше время есть рабы карьеры, которые готовы на все ради продвижения по карьерной лестнице. Некоторые готовы на все ради богатства, имущества, у других на уме только мода, исполнение своих желаний. Эти люди являются рабами этих вещей. То есть если такие люди, оставаясь в рабстве у всех этих аспектов дуньи скажут: «О Аллах я твой раб», то будут не честны в своих словах.
Человек должен привязать свое сердце к Аллаху, к Его религии, очистить сердце от других вещей. Когда сердце освобождается от других вещей, то в нее входит характер раба Аллаха, тогда в сердце входит любовь к Аллаху. Когда в сердце любовь к Аллаху становится преобладающим свойством, то и слова, и действия по воле Аллаха будут соответствовать словам и действиям правдивых людей. Поэтому человек должен стараться быть честным в своих молитвах и словах. Мы произносим разные молитвы, к примеру говорим, «лишь Тебе мы поклоняемся и лишь у Тебя просим помощи...» - если наши деяния не совпадают с нашими словами, то в своих молитвах мы не являемся правдивыми. В таком случае мы не достигаем первого уровня правдивости.
Вторая степень честности – это честность в намерении. Это связано с искренностью. Тему искренности мы проходили на прошлых уроках. К примеру, искренность в благом деле – это внутренне желание достичь довольства Аллаха. Если в ваше намерение вмешивается дополнительное намерение, то вы не будете честны в своем намерении. Такие люди тоже относятся к лжецам.
На прошлых уроках мы приводили хадис, где Аллах будет судить своих рабов. Первым призовут ученого, затем богатого человека, затем человека, погибшего на пути Аллаха. Аллах скажет ученому: «Не научил ли я тебя знаниям? Какие деяния ты совершал?» Ученый ответит: «Я днем и ночью выполнял свое дело и обучал других людей». Аллах скажет: «Ты лжешь»... То есть в хадисе говорится что человек лжец в своем намерении, а не в своем деянии. Аллах назвал его лжецом за отсутствия намерения ради довольства Аллаха.
Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит еще один пример, это аят из суры «Мунафикун»:
إِذَا جَاءكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّهِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ
«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты – Посланник Аллаха». Аллах знает, что ты – Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами». (63:1)
Если лицемеры свидетельствуют, что Пророк ﷺ – Посланник Аллаха, то Аллах свидетельствует, что лицемеры – лжецы. В чем они лжецы, если Пророк ﷺ действительно Посланник Аллаха? Всевышний назвал их лжецами, так как их слова не подтверждают их сердца, они не уверовали сердцем.
Третий уровень правдивости – это честность в вознамеривании, в решении осуществить что-либо. К примеру, у человека появилось желание, затем мысли, с усилением этих мыслей человек решается на действие. К примеру, когда человек говорит, если у меня будет большое состояние, я половину раздам неимущим, если я стану акимом, я приму такие-то решения. В своих решениях у человека не должно быть сомнении, двоякости, у него должно быть твердое решение, иначе в своих решениях он будет не честен.
Следующий уровень правдивости – в выполнении своих решении. Некоторые люди желая о высокой должности говорят: «Если бы я был на его месте, я бы сделал то-то...», но, когда Аллах дает им такую возможность, они становятся жадными. В Коране об этом сказано:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». (63:10)
То есть в начале у них было сильное желание, искренне намерение, но, когда желание воплотилось, они не сдержали свое слово, у них изменилось намерение, они не были честны в выполнении того, на что они решились.
По воле Аллах продолжим на следующем уроке, пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».