Урок 82. Этикет бракосочетания. Часть 1 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Иша 19:55
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:42 12:48 16:55 18:42 19:55
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Сафар 1443
Григорианский
29 сентября 2021

Циклы уроков

Урок 82. Этикет бракосочетания. Часть 1

Урок 82. Этикет бракосочетания. Часть 1

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Следующая тема, которую рассматривает имам Газали – это «китабуль адабин никях», то есть этикет бракосочетания.

 

Всевышний Аллах сотворил Адама из глины, и распространил его потомков через бракосочетание. Поэтому брак – это выполнение мудрости в сотворении человека. С помощью брака человек продолжает свой род, поэтому Аллах сотворил из нас пару.

 

Имамы приводят, что брак является сунной Пророка , некоторые ученые говорили, что это одно из лучших поклонений, вторые говорили, что если нет сильной нужды, то поклонение лучше, чем брак. В целом, как бы ни было, в нашей религии, брак - это одобряемое, это то, к чему наша религия призывает и наставляет. Об этом много говорится в Священном Коране и хадисах Пророка . Из аятов Корана касательно брака, Всевышний Аллах в суре «Нур» сказал:

 

وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَاء يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Соединяйте браком безбрачных из вас и праведных из числа ваших рабов и рабынь. Если же они бедны, то Аллах обогатит их из Своей щедрости. Аллах – Объемлющий, Знающий» (24:32)

 

Всевышний Аллах призывает в этом аяте жениться, также в суре «Бакара», в вопросах развода, вновь воссоединения, касательно свидетелей сказано: «...не препятствуйте им вновь вступать в брак с прежними мужьями...» (2:232).

 

Имам Газали говорит, что в этом аяте говорится о запрете на препятствия браку. Также Всевышний Аллах в Коране хваля Своих посланников, говоря о благах, дарованных им, сказал:

 

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلاً مِّن قَبْلِكَ وَجَعَلْنَا لَهُمْ أَزْوَاجًا وَذُرِّيَّةً وَمَا كَانَ لِرَسُولٍ أَن يَأْتِيَ بِآيَةٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللّهِ لِكُلِّ أَجَلٍ كِتَابٌ

«И прежде Мы посылали посланников до тебя и даровали им супруг и потомство» (13:38)

 

То есть и у предыдущих посланников и пророков были жены и дети. Также Всевышний Аллах описывает своих избранных рабов в Коране:

 

وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

«Они говорят: «Господь наш! Сделай наших жен и наше потомство радостью наших глаз, а нас образцом для богобоязненных!» (25:74)

 

В Коране говорится также о пророках, которые не вступали в брак, такие как Иса ((عليه السلام. Но имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, что после того, как он вернется на землю, он женится и у него будет семья.

 

Пророк в своих хадисах призывает женится:

 

«Однажды трое сподвижников пошли в дома к женам Пророка , чтобы разузнать, как Пророк совершает поклонение, словно посчитав этого недостаточным, заявили: «Где мы, и где посланник Аллаха» . А затем они поклялись. Один из них сказал: «Я по ночам буду постоянно совершать намаз». Второй сказал: «Я буду все время держать пост». А третий заявил: «Я буду жить отдельно от женщин, никогда не женюсь». Узнав об этом, Посланник Аллаха подошел к ним и сказал:

 

«Знайте, я больше всех боюсь Аллаха. Но все же молюсь [по ночам] и сплю, пощусь и оставляю пост, и я заключаю браки с женщинами, а кто отворачивается от моей Сунны, тот не имеет ко мне отношения»

 

Также в хадисе Пророк сказал:

 

«Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (аль-Бухари, Муслим).

 

В хадисе от имама Байхаки, Пророк сказал: «Женитесь и увеличивайте потомство. Поистине, в Судный день, я буду гордиться большим количеством моих последователей».

 

Также Посланник Аллаха сказал:

 

«Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине, это потупляет взор и уберегает ваши половые органы».

 

В другом хадисе сказано, что «деяния человека прекратятся, кроме трех деяний, и одно из них - это дуа праведного потомства, которое он оставил». Также приводится много слов сподвижников и праведных имамов, относительно брака.

 

Умар (رضى الله عنه) сказал: «Женитьбе может препятствовать только две вещи - это неимение материальной возможности либо состояния здоровья, второе - если человек грешник-прелюбодей».

 

Имам Газали приводит, что Умар приводя эти две плохие причины, поясняет, что религия никогда не препятствует заключению брака. Ибн Аббас (رضى الله عنه) сказал: «Поклонение того, кто стремится приблизиться к Аллаху не будет полноценным, пока он не вступит в брак, пока у него не будет жены».

 

Ибн Масуд (رضى الله عنه) говорил: «Если даже жить мне осталось 10 дней, то я хотел бы прожить их будучи женатым, чтобы не встретиться со Всевышним холостым».

 

Для нас сейчас это может показаться удивительным, но в целом в нашей религии, если женщина потеряет мужа, она должна выжидать четыре месяца и десять дней. Относительно мужчин это не обязательно, поэтому читая историю ислама, можно узнать, что сахабы потерявшие своих жен, в скором времени женились, что показывает важность бракосочетания.

 

Имам Газали приводит, что говорится, (не поясняется где и кем) женатый лучше холостяка, как муджахид лучше сидящего дома. То есть степень превосходства женатого над холостым, как степень превосходства борющегося на пути Аллаха муджахида и сидящим дома человека. Также один ракаат намаза женатого человека лучше семидесяти ракаатов намаза холостого человека. Все эти слова говорят о благородстве брака. Нет хадисов, где говорится, что брак — это плохо. Есть хадисы где говорится об ответственности брака, семьи, когда человек сбивается с пути чтобы обеспечить свою семью. К примеру имам Хаттаби, имам Байхаки приводят такой хадис:

 

«Наступит такое время, когда мужчина попадет в бездну, по причине своей жены, родителей и детей. Напоминая ему что он бедный и требуя от него то, чего он не осилит»

 

То есть, здесь говорится о требованиях жены, мол у такой-то муж купил машину, у такой-то построил дом, отдыхали там-то, и такое давление не прекращается. Все это приводит к тому, что некоторые мужья идут на плохие проступки ради удовлетворения амбиций и желаний своих супруг. Такие жены попрекают своих мужей и подталкивают их на совершение греха. Затем их мужья идут на такие действия, которые уничтожают их веру, тем самым они попадают в бездну. А что говорили жены сахабов и Пророка ?

 

«Бойся Аллаха, проявляй богобоязненность, мы стерпим трудности и голод, но не стерпим огонь ада, не приноси нам в дом недозволенное».

 

В целом брак должен дополнять веру человека. Посредством брака человек упорядочивает свои мысли, уберегается от запретного. Об этом по воле Аллаха расскажем, когда будем проходить тему о пользе и смысле бракосочетания. Брак, семья, дети, не должны оказывать противоположное воздействие. Основная цель, как говорил Пророк : «Когда раб Аллах женится, то этим завершает половину своей веры, так пусть же он убоится Аллаха на вторую половину».

 

То есть жена должна дополнять вашу веру, сохранять от запретного, а не наоборот подталкивать к греху. Об этом Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Препятствующие от Аллаха, имущество, жена, дети не являются благом для тебя».

 

В целом бракосочетание — это хорошо. Его цель - уберечь человека от греха, не допускать греха. Какая еще польза от брака, какой в нем смысл и значение, расскажем по воле Аллаха на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi