Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На протяжении нескольких уроков мы говорим об обязывании себя и самоотчете, на прошлом уроке мы говорили о «муджахада», старании, борьбе с самим собой. И последнее, что рассматривает имам Газали в отношении со своим нафсом – это проповедь, наставление самому себе. В Коране Всевышний говорит:
«Напоминай, ведь, воистину, напоминание полезно для верующих» (51:55).
Прежде чем напоминать кому-либо, человеку следует делать напоминание самому себе. Он должен посвятить проповедь самому себе. Имам Ахмад в книге «Зухд», имам Нуайм в книге «Хилят уль-Авлия», приводят что Всевышний Аллах сказал Исе ((عليه السلام:
«О сын Марьям, сперва напоминай самому себе, если это даст пользу тебе, если будешь совершать деяния к своим напоминаниям, то напоминай людям, если не будешь следовать этому, то стыдись Меня».
Человек должен уделить себе хоть немного времени, чтобы напоминать себе. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, напоминая самому себе о своих ошибках, грехах, проступках, человек должен сказать своему нафсу: «О, мой нафс, каким же ты был невежественным, ты считаешь себя умным, но по истине ты самый глупый, разве ты не знаешь что впереди тебя ждет либо ад либо рай, и тебе не под силу обратить этот путь вспять. Если ты знаешь это, то почему не совершаешь благодеяния, не беспокоясь об ахирате, ходишь довольным, обманутым этим миром, со смехом, радуясь соблазнам? Разве ты не знаешь, что в любой миг можешь отправиться на тот свет, или же ты видишь смерть чем-то отдаленным. О, мой нафс, разве ты не знаешь, что смерть настигает быстро, она не отправляет уведомления о своем приходе. Нет определенного возраста смерти, она приходит и к пожилым и к молодым. Если ты знаешь, что смерть может настигнуть в любой момент, почему же ты не готовишься к ней? Ахират приближается, но ты живешь в беспечности, в беззаботности, в безразличии. О, мой нафс, если ты думаешь, что Аллах не видит тебя, когда ты совершаешь грех, то какой же тяжелый твой куфр. Если ты знаешь, что Аллах все видит и при этом совершаешь грехи, то насколько же у тебя нет стыда? О, мой нафс, неужели ты думаешь, что выдержишь наказания геенны, посмотри какое ты слабое создание, ты не выдерживаешь в жаркий, знойный день, почему же тогда совершаешь поступки горящих в адском огне. О, мой нафс, почему в делах ахирата ты говоришь Аллах прощающий, милосердный, оставляешь все дела Всевышнему, но мирские дела не оставляешь Аллаху, бегаешь и носишься за мирским имуществом, или же ты думаешь, что Господь этого мира и ахирата разные? О, мой нафс, в мирских делах ты не ждешь пока с небо тебе упадет богатство, золото, ты сам совершаешь действия, но в делах ахирата все дела передаешь Аллаху. Какой же ты глупый, невежественный, о мой нафс, каким же ты был двуличным, ты говорил, что уверовал, но в делах у тебя наблюдается влияние двуличных мунафиков. Разве Господь не сказал:
«Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела (совершила в земной жизни)» (14:51).
Разве Аллах не взял под Свою ответственность удел для тебя в этом мире? Думая о мирском уделе не мучайся, что ты чего-то не получишь, думая о мирском уделе не забывай ахират, разве Аллах не говорит готовится к ахирату? А ты грызешься за этот мир как хищное животное за падаль, и позабыл об ахирате порученным тебе. Разве это не показывает твою двуличность, если иман только на языке? О, мой нафс, в твоих действиях наблюдается качество неверующего в Судный день человека. Если ты узнаешь что твоя любимая еда отравлена, то не раздумывая выбросишь ее, если какой то мальчик скажет тебе что на твой одежде скорпион, ты не будешь спрашивать у него довод, и сразу снимешь и отбросишь ее. Получается для тебя слова из Книги Аллаха, что есть ад и рай, что ты можешь гореть в огне либо наслаждаться в раю, слова Пророка ﷺ, ниже, чем слова незнакомого мальчишки. Как же ты веришь их словам и бросаешь то, что угодно твоей душе? Но почему же ты не веришь Книге Аллаха и не бросаешь то, что угодно твоей животной природе и что является запретным? Или же для тебя отравленная еда и укус скорпиона тяжелее чем огонь ада, гной ада, кипящей воды которую пьют жаждущие обитатели геенны.
О, мой нафс, сколько бы не продлились трудности этого мира, все это временно, а трудности ахирата вечны. Если ты знаешь это, если понимаешь, почему не совершаешь деяния? О, мой нафс, почему ты оставляешь деяния на завтра, разве ты не знаешь, что тебя ждет смерть, что ты можешь умереть в любой момент. Почему же тогда ты не действуешь? О, мой нафс, допустим ты думаешь, что в последний день своей жизни восполнишь все несовершенные благодеяния. О, мой нафс, что бы ты сказал человеку, который отправился на десятилетнюю учебу, но все десять лет провел впустую, и в последний месяц хочет выучить все что учили за десять лет? Разве бы ты не смеялся над тем, что он хочет восполнить за месяц то, что он не учил десять лет? Тогда почему ты все откладываешь на завтра? О, мой нафс, каждый твой день может быть последним, возможно это твой последний вздох, возможно ты в последний раз выходишь из дома, если ты считаешь, что деяния в последний день дадут пользу и этого будет достаточно, почему ты не считаешь эти дни последними и не совершаешь деяния? Хорошо, допустим Всевышний дал тебе 70-80 лет жизни, допустим ангел пришел к тебе и сказал, что у тебя еще 10 лет жизни впереди, но даже если у тебя впереди 10 лет, что тебе мешает действовать с сегодняшнего дня, совершить саджда, начать поклонение, читать Коран, что мешает? Возможно, это не угодно тебе, возможно тяжело отказаться от желаемого, возможно по этой причине ты оставляешь деяния на завтрашний день. Но то, от чего ты отказываешься сегодня, то, что ты не можешь выполнить сегодня, разве станет легче завтра? В каждом дне есть соблазн, в каждом дне есть наущающий шайтан. Если Аллах говорит тебе читай намаз, держи пост, совершай поклонение, ты говоришь завтра. Сколько уже дней ты пропустил говоря завтра, сколько дней ушли в прошлое. О, мой нафс, когда наступит этот завтрашний день, кто даст гарантию что ты не будешь в таком же состоянии. Твои соблазны как саженец в тебе, если ты не вырвешь его сегодня, оставишь его на десять, двадцать лет, то этот саженец, который можно было легко убрать, превратится в огромное дерево с глубокими корнями. Если каждый день давать требуемую пищу соблазнам, она будет усиливаться, а твоя вера слабеть, сердце чернеть. О, нафс, если человеку поручить срубить одну ветку, а он оставит это дело и скажет, что срубит ее через 20-30 лет, что бы ты сказал ему, разве с каждым днем этот человек не теряет силу, разве с каждым днем дерево не растет и крепчает? Тогда как же ты говоришь, что выполнишь завтра то, что тебе трудно дается сегодня, ты думаешь, что завтра прочитаешь намаз, который не смог прочитать сегодня? О, мой нафс, если ты знаешь все это и понимаешь, то почему не действуешь, а если бездействуешь, то почему видишь себя из числа умных? О нафс, может ты скажешь, что хочешь выполнять желания соблазна, что ты не сможешь отказаться от блаженства, что ты желаешь угодное тебе. В таком случае, почему ты не ищешь вечное удовольствие, не совершаешь деяния для вечного блаженства? Разве отказ от всех соблазнов мира не легче чем наказание в ахирате? Почему тогда ты не думаешь о наказании в ахирате и не сторонишься угодных желанию соблазнов?
О, мой нафс, для совершения деяния тебе мешает скрытое неверие или открытое невежество? Скрытое неверие это твой слабый иман в ахират, если ты полностью уверовал в ахират, если ты знаешь, что будешь спрошен за все, тогда почему не действуешь? Почему не действуешь за ахират так, как действуешь за мирскую жизнь. Пророк ﷺ сказал:
«Умный человек тот, кто взвешивает свои дела и готовится к смерти, глупец выполняет прихоти нафса и после этого ждет от Аллаха милости».
Разве ты не знаешь, что ты один из этих глупцов. О, мой нафс, пусть тебя не обманывает шайтан, не проводи впустую время, каждый вдох посчитан, с каждой прошедшей минутой уходит часть тебя. Поэтому используй здоровье пока не пришла болезнь, используй свободное время до того, как голова не будет занята другими делами, используй свое богатство до того, как к тебе придет бедность, используй свою молодость до того, как придет к тебе старость, используй свою жизнь до того, как придет твоя смерть. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Если человек желает встретиться с Аллахом, то Аллах желает встречи с ним, если человек не желает встречи с Аллахом, то Аллах также не желает встречи с ним».
Не желает встречи с Аллахом тот, кто уделял все свое время мирской жизни и не беспокоился об ахирате. Для такого человека будет не легко проститься с этим миром, так как он украшал только этот мир и оставил ахират в плохом положении. О, мой нафс, если ты будешь из их числа, завтра день смерти для тебя будет таким же тяжелым. Можешь любить, собирать все что угодно, но завтра ты лишишься всего этого. Если все удовольствие этого мира временно, то почему ты привязал свое сердце к нему? О, мой нафс, посмотри на предшественников, которые ушли из жизни, они также гонялись за мирским и забыли ахират, они построили дома, в которых не успели пожить и собирали то, что не успели вкусить. Думаешь они знали, что их дома будут под землей, думаешь их участь не настигнет тебя?
О, мой нафс, возможно для совершения деяния для поклонения тебе мешает твое положение в обществе, твой авторитет. Но сколько было до тебя уважаемых, знатных людей, царей, ханов, где они сейчас? Где люди, которые уважали их и возносили? Какими бы они не были, они встретили свою смерть. Пусть и для тебя твое положение, должность, карьера не становятся преградой к поклонению. О, мой нафс, если завтра ты покинешь этот мир, кто будет за тебя совершать намаз, кто за тебя будет поститься, кто за тебя будет выплачивать милостыню? О, мой нафс, действуй, пока не настал этот день. О, мой нафс, сколько же людей покинули этот мир, они желают получить хоть один день, хотя бы один час из того времени которое ты тратишь впустую. Почему ты тратишь впустую это время, и если бы только впустую, почему ты наполняешь это время грехами? О, мой нафс, постыдись Господа, ты украшаешь свои внешний вид для людей, но разве ты не знаешь, что Аллах смотрит на твое сердце, ты стесняешься людей, но не стесняешься Аллаха. Ты призываешь людей к благому и удерживаешь от порицаемого, но сам не совершаешь то, о чем говоришь. Призываешь людей к Аллаху, но сам избегаешь Аллаха. Напоминаешь людям об Аллахе, но сам позабыл Аллаха. О, мой нафс, неужели ты не знаешь, что то, что является наджасом не может очистить другие вещи. Твои грехи, омерзительность, показуха, зависть, все это делает из тебя вонючую падаль. Если ты в подобном зловонном состоянии, то, как ты можешь очистить других, как ты можешь наставлять других к благому? О, мой нафс, неужели ты не знаешь, что превратил себя в осла Иблиса, который залез на тебя и поворачивает куда захочет? О, мой нафс, грехов много, а дней так мало, несмотря на это ты ходишь довольный.
О, мой нафс, ты думаешь, что ангел смерти, который приходит к другим не придет к тебе? Если в скором времени твое пристанище будет под землей, почему ты не действуешь, чтобы украсить ее, наполнить светом. Почему ты не думаешь, в каком образе к тебе явится ангел смерти, когда руки и ноги онемеют и душа дойдет до горла. В этот момент тебе не поможет покаяние, сожаление, слезы и мучение. Пока не настал этот момент, почему ты сейчас не плачешь, не раскаиваешься, не поклоняешься? О, мой нафс, какой же ты невежественный, ты радуешься увеличению богатства, имущества, но не переживаешь за ушедшие дни, за накопленные грехи. Какая польза от накопленного имущества, если прошедшие дни твоей жизни наполнены грехами? О, мой нафс, смерть настигает тебя, а ты гоняешься за мирским, сколько людей встречали рассвет и не дожили до заката. Разве ты не видел этих людей из своего окружения, родственников? Зная и видя все это, почему ты не действуешь? О, мой нафс, пока не наступил день расчёта за каждый свой поступок, малый и большой, скрытый и явный, приготовь свои ответ. О, мой нафс, ты не довольствуешься тем, что имеешь, и требуешь еще большего.
О, мой нафс, получи пользу, пример от наставления. Те, которые не получают пользу от наставления, согласные быть в числе обитателей ада. Если проповедь и наставления не влияют на твое сердце, если сердце очерствело, то вставай по ночам и совершай поклонение, проливай слезы, тем самым старайся смягчить сердце и получить пользу от наставления. Если и это не помогает, то постись днем. Если и это не помогает, навещай сирот, больных людей, тем самым смягчай свое сердце. Если после совершения всего этого, твое сердце не смягчится, если ты не получаешь никакого эффекта от наставления, тогда знай, что твое сердце опечатано, так как на опечатанные сердца проповедь не действует. Для опечатанных сердец смерть не будут проповедью, если твое сердце опечатано, то ты из обитателей ада, если ты из обитателей ада не надейся на милость Аллаха, Всевышний Аллах не дал тебе и такую возможность. Да, в Коране сказано:
«Скажи: «О, Мои рабы, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежду на милость Аллаха!» (39:53).
В таком случае, если ты не можешь терять надежду на милость Аллаха, что тебе делать? Наедятся на милость? Но как ты собираешься надеятся на милость, оставив поклонение, совершая грехи? Думая об этом, если у тебя в сердце появляется печаль, переживание, то знай, что у тебя в сердце еще есть добро, твое сердце полностью не погибло. Почувствуй что у тебя в сердце еще есть искорка, постарайся превратить ее в огонь, думай о своих грехах, размышляй, упрашивай, молись, чтобы Аллах смягчил твое сердце и прочитай это дуа, любимого раба Аллаха: «О Господь, когда я грешу, я не грешу чтобы противиться тебе, я не грешу потому что не чувствую Твое величие, и не желая Твоего наказания, и не из-за того что не чувствую что Ты не наблюдаешь за мной, но мой нафс показал мне его красивым, и мое невежество и глупость стали причиной проступка. По причине своего невежества я согрешил, кто же теперь спасет меня от Твоего наказания, если Ты не подашь мне Свою вервь, то за чью вервь тогда мне ухватится? О, мой Господь, в Судный день, когда будут взвешены все дела, и призовут людей войти в рай и ад, где я буду находиться? О, мой Господь, мои дни проходят, и мои грехи растут. О, Господь, какой толк от пожилого возраста, если мои дни наполнены грехами?»
О, мой нафс, разве не пришло время стыдиться, разве не пришло время готовиться, в таком случае узри каждый час как данную тебе возможность и действуй, старайся чтобы напоминания влияли на твое сердце, и в это время по воле Аллаха, Всевышний посмотрит на тебя с милостью. Если этого не будет, если проповедь на тебя не влияет, если твои намаз не смягчает твое сердце, если твой пост не приближает тебя к Господу, не становятся причиной уменьшения грехов, то знай, что эти поклонения, не приняты Всевышним. Так как Всевышний сказал:
«Воистину, молитва удерживает от мерзости и порицаемого» (29:45).
Также Пророк ﷺ сказал:
«Если человек не перестал говорить и совершать скверное, то Аллах не нуждается в его голоде и жажде».
В таком случае, какие же мы несчастные, если совершаемые поклонения завтра превратятся просто в прах. Человек должен всегда размышлять над этим, всегда напоминать себе об этом. К сожалению, мы напоминаем другим, но о себе забываем, не обращаем внимания на свое положение. Если мы изначально будет напоминать себе и стараться изменить самих себя, то по воле Аллаха Всевышний даст нам возможность изменить наше окружение. В таком случае, пусть каждый из нас, в каждый день, обязывает себя, наблюдает за собой, требует с себя отчет и каждый день проповедует самому себе, не утомляется всегда напоминать. И тогда по воле Аллаха в Судный день мы будем из числа счастливых рабов.
На этом по воле Аллаха завершаем главу «аль муракаба уаль мукасаба» (отношения с нафсом), следующая глава которую мы рассмотрим - смерть «китабуль маут», то есть вспоминать о смерти, почувствовать, что смерть близка. По воле Аллаха пройдём эту тему на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».