Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 67. Намерение, искренность и честность. Часть 5
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Мы продолжаем разбирать главу: «Намерение, искренность и честность». Тема сегодняшнего урока связана с деяниями, совершенными с несколькими намерениями. Принимаются ли эти деяния, получит ли человек за эти деяния благо? На эти и другие вопросы по воле Аллаха постараемся сегодня ответить.
Касательно этого вопроса у ученых есть несколько мнений. В целом, если деяние совершено с одним лишь намерением показухи, то за это человек не получит благо. Наоборот, человек своим деянием совершит грех. Если же человек совершил благодеяние с одним чистым намерением, то по воле Аллаха это деяние примется. Если же человек, к примеру совершит деяние без показухи, но с другим дополнительным намерением, то каково будет положение этого деяния, примется ли оно?
Относительно этого вопроса приводятся хадисы. На основе одних хадисов можно сделать вывод, что от этих деяний нет никакого блага. На основе же других, может сложиться мнение, что эти деяния принимаются. В риваяте имама Насаи, от имама Абу Умама аль-Бахили сообщается:
«К Пророку ﷺ подошел один мужчина и спросил: «Если некий человек выйдет в сражение на пути Аллаха, с одной стороны намереваясь получить награду от Господа, с другой стороны чтобы о нем говорили, какой он храбрец. Какого будет его положение? На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Ему нет награды». Тот мужчина задал свой вопрос трижды, и на все три Пророк ﷺ ответил, что ему нет награды. Затем добавил: «Всевышний принимает деяния, совершенные только ради Него Одного, с целью достичь довольства Аллаха».
То есть согласно этому хадису можно понять, что деяния совершенные с несколькими намерениями не принимаются. Следующий хадис приводится в книге «Муснад» имама Ахмада. В риваяте Абу ад-Дарда передается:
«Однажды Посланника Аллах ﷺ собрал военный отряд и отправились в поход. После возвращения один из этих мужчин, начал рассказывать, как все происходило, как они встретились с врагами и т.п. Тогда некоторые люди вокруг него сказали: «Зачем ты говоришь это нам, ты же теряешь благо своего деяния». Люди высказывали разные мнения. Другие возразили, сказав: «Он совершил это ради довольства Аллаха, на нем нет греха». Разногласия по данному вопросу привели их к Пророку ﷺ. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Слава Аллаху, ничего страшного, в этом нет греха, с одной стороны он получит награду, с другой стороны удостоится похвалы».
Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, из этих хадисов можно сделать вывод, что есть разные мнения, и положение человека, совершающего деяние с несколькими намерениями, может быть разным. Поэтому мы понимаем из этих хадисов, что истинное знание в ведении у Аллаха. Теперь же нужно понять, насколько искренность, основное намерение ради довольства Аллаха или дополнительное намерение преобладают друг над другом. Если оба намерения равны, ни один из них не может преобладать над другим, тогда из этого ничего толкового не выйдет, это деяние не принесет ни благо ни вреда. В предыдущих уроках мы говорили, что к намерению ради довольства Аллаха, может быть дополнительное намерение. Это намерение может быть вспомогательным, преобладающим или равным. Если дополнительное, мирское намерение преобладает над основным (ради довольства Аллаха), то от этого деяния человеку не будет блага, пользы. Наоборот, он потерпит урон от своего деяния. Но его деяние не будет равным тому, которое совершено только с мирским намерением. То есть если у первого есть хоть немного намерения ради довольства Аллаха, а у второго только мирское намерение, то перед Аллахом их степени не будут равны. Так как Всевышний Аллах в Коране сказал:
فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ
وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
«Тот, кто содеял добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто содеял зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (99:7-8)
Под словом «увидит», имеется ввиду получит награду либо наказание. Если же основное намерение преобладает, будет сильнее над дополнительным, то в зависимости от силы его намерения ему запишется благо. Но его деяния все равно не будет таким, как деяние совершенное с чистым намерением.
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу...» (4:40)
Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) поясняет, что в сердце есть намерение ради довольства Аллаха, также есть разные мирские намерения, это относится к свойствам сердец. У каждого из этих свойств есть своя пища. К примеру, если в сердце есть намерение показухи и человек соответствуя ему совершает деяние с показухой, то тем самым подкрепляет свое намерение.
Совершая деяние, вы укрепляете свойство вашего сердца. К примеру, человек не совершал сунну намаза у себя дома, но в гостях стыдясь окружающих читает фард и сунну. Тем самым он усиливает в своем сердце намерение показухи. Если в сердце благое намерение равно с другим намерением, то, как приводит имам аль-Газали (رحمه الله) такой человек подобен тому, кто делает шаг вперёд, затем шаг назад. Если в сердце благое намерение сильнее другого намерения, то такой человек подобен тому, кто делает два шага вперед, затем делает шаг назад. То есть он уже не стоит на месте, он двигается понемногу вперед, но возвращается назад на уровень, соответствующий уровню его второстепенного намерения. Пророк ﷺ в хадисе сказал:
«Вслед за дурным делом соверши доброе, и оно сотрет собой дурное».
Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит еще один пример, некий человек с намерением паломничества отправился в путь. Вместе с этим он решает закупить ходовые товары, для совершения торговли. То есть у него есть основное намерение выполнить обязательство, совершить хадж, к этому прибавляется другое намерение, связанное с торговлей и прибылью. По мнению имама аль-Газали, в таком случае смотрят на намерение человека. Если отправлению в путь его побудило намерение выполнить обязательство мусульманина ради довольства Аллаха, то его деяние будет принято. Если же человек отправился с намерением совершить торговлю, если человек использует хадж ради этого намерения, то его основным намерением считается торговля, и его хадж не примется перед Аллахом.
Также можно привести в пример человека, который направляется в сражение, и которому дали выбор, сражаться с бедными врагами либо с богатыми врагами. Он может подумать, что в сражении с богатыми ему могут достаться хорошие трофеи и отправиться в сражение против состоятельных врагов. В этом случае, если его основное намерение — это довольство Аллах, то его награда уменьшится на размер дополнительного намерения. Но его деяние не пропадет полностью. Если говорить, что из-за второстепенного намерения деяние полностью пропадает, то это приведет к полной остановке джихада, так как у человека присутствует любопытство к трофеям. Конечно же человек увлеченный трофеями и человек который без увлечения к чему-либо совершающий джихад не равны.
Как быть с аятами и хадисами, согласно которым следует, что деяние не принимаются если есть другое дополнительное намерение. Касательно этого имам аль-Газали (رحمه الله) приводит в пример один из хадисов в риваяте имама Тауса (رحمه الله), который был из числа табиинов:
К Пророку ﷺ подошел человек и спросил: «Один человек подал милостыню с намерением получить похвалу и с намерением получить благо, каково будет положение такого человека? На что Посланник Аллаха ﷺ ничего ему не ответил. Вскоре был ниспослан аят Всевышнего Аллаха:
فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (18:110)
Этот хадис приводится в книге «Аль-Джихад» Абдуллы ибн Мубарака и в книге имама Байхаки «Шуаб уль иман». Есть еще один схожий хадис в риваяте Муаза ибн Джабаля от Пророка ﷺ:
«Даже если показуха небольшая, самая низшая из них – это ширк». (Хаким, Табарани)
В другом хадисе, в риваяте Абу Хурейры (رضى الله عنه) говорится:
«Тому, кто придавал сотоварищей в поклонении, в Судный день скажут: «Получай свою награду у того, ради которого ты совершал деяния». (Тирмизи, Ибн Маджа)
Ширк – это придание Аллаху сотоварищей или поклонение кому-либо помимо Аллаха. Что касается противоречия смысла двух хадисов, то в науке о хадисах, существуют методы объединения, через толкование смыслов. В этом случае поясняют какой смысл несет в себе тот или иной хадис, либо какой смысл они несут в совокупности. Смысл хадисов, в которых говорится что деяние не примется подразумевает, что не принимаются деяния, в которых дополнительное намерение превышает основное. Имам аль-Газали (رحمه الله) приводит, если мы будем говорить, что за вмешательство дополнительного намерения у человека не примется его благодеяние, то это приведет к тому, что человек перестанет совершать деяния, а это является одним из целей шайтана.
К примеру, когда шайтан наущает человека совершающий намаз, внушая ему чтобы тот читал с показухой, тем самым он конечно же не пытается укрепить его намерение, он старается чтобы человек из-за сомнения бросил свое поклонение. Если вы скажете, что в ваше намерение вмешалось другое намерение и оставите свое деяние, то вы выполните пожелание шайтана.
Искренность – это не оставление деяния. Искренность – это старание, используя все свои силы ради довольства Аллаха совершить деяние, борясь с шайтаном, борясь с другими намерениями.
Имам аль-Газали (رحمه الله) приводит еще один пример, был такой ученый по имени Абу Саид ибн Харраз, в один из дней рядом с ним были несколько его учеников, и Имам Абу Саид рассказывал им о вопросах показухи и намерения. Его ученики тяжело восприняли его слова, после этого им стало сложно совершать деяния. Заметив это, имам Абу Саид спросил их, что случилось с ними. Его ученики ответили: «Нам тяжело дались твои слова, поэтому мы думаем совершать нам деяние или нет, если мы не получим никакой награды, если согрешим, то зачем нам делать это?». Тогда Абу Саид сказал:
«Не делайте так, искренность – это не то, что разрывает связь с Аллахом, продолжайте совершать благодеяния и старайтесь усилить свою искренность, я не говорил вам оставлять деяния, я сказал совершайте с искренностью».
То есть человек должен стараться бороться с дополнительными намерениями, и не должен оставлять деяния, иначе он будет выполнять цели шайтана.
На этом завершим сегодняшний урок, пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».