Дәрістер топтамасы
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили тему «Довольство судьбой», следующая глава называется «Намерение, искренность и честность». В целом, человек достигает счастья своим знанием и поклонением и находит в этом мире спасение посредством знания и деяний. Человек, даже обладающий знанием, пропадет без деяния. Как и человек совершающий деяние без намерения. Намерение без искренности, в свою очередь, не приведет к хорошему. Деяние без искренности без благого намерения относятся к действию мунафиков. В таком случае, человек должен обратить большое внимание на свои намерение и искренность. Всевышний в Коране сказал:
وَقَدِمْنَآ إِلَىٰ مَا عَمِلُواْ مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَٰهُ هَبَآءً مَّنثُورًا
«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах». (25:23)
То есть, от чистоты намерения, искренности, зависит принятие деяний. Человек должен понимать суть, научиться намерению и искренности. В Священном Коране важности намерения говорится следующее:
وَمَآ أُمِرُوٓاْ إِلَّا لِيَعْبُدُواْ ٱللَّ
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне…» (98:5)
وَلَا تَطْرُدِ ٱلَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِٱلْغَدَوٰةِ وَٱلْعَشِىِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُۥ
«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику». (6:52)
То есть не прогоняй тех, кто с искренними намерениями стремятся к довольству Аллаха. В известном хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано:
«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести».
В Коране, касательно мужчин и женщин, у которых разлад между собой, сказано:
يُرِيدَآ إِصْلَٰحًا يُوَفِّقِ ٱللَّهُ بَيْنَهُمَآ
«Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им». (4:35)
Всевышний сделал так, что причиной их примирения, послужит их искреннее благое намерение. Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе сказал:
«Аллах не смотрит на вашу внешность и богатство, а смотрит на ваши сердца и поступки».
Другими словами, смотрит на ваши намерения. В другом хадисе от Тирмизи и Ибн Маджа, Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, в этом мире есть четыре категории людей:
1. Тот, которому Аллах даровал богатство и знание. Этот человек расходует свое имущество на благи дела, боится своего Господа, раздает садака, подает неимущим ради довольства Аллаха.
2. К второй категории относится тот, кому Аллаха даровал знание, не дав богатства. Такой человек говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступил бы также, как и такой-то». За свои искренние намерения, как и раб из первой категории, он получит такую же награду, как и он. То есть получит такое же вознаграждение, как и тот, кто расходует на пути Аллаха.
3. В третьей категории человек, которому Аллах даровал богатство, не дав знаний, и он распоряжается им необдуманно, не боясь наказания Аллаха, такой человек в ахирате окажется в наихудшем положении, за свои грехи и использование своего богатства на запрещенные вещи.
4. К четвертой категории относится человек, которому Аллах не дал ни богатства, ни знаний, который говорит: «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», (то есть распоряжался бы богатством как и люди третей категории), за что на него будет возложено такое же наказание, как и на людей из третьей категории».
Всевышний вознаградил мусульман, которые не смогли отправиться в поход для сражения при Табуке, но искренне верили в Аллаха и Его посланника. В Коране об этом сказано:
وَلَا عَلَى الَّذِينَ إِذَا مَا أَتَوْكَ لِتَحْمِلَهُمْ قُلْتَ لَا أَجِدُ مَا أَحْمِلُكُمْ عَلَيْهِ تَوَلَّوْا وَأَعْيُنُهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ حَزَنًا أَلَّا يَجِدُوا مَا يُنْفِقُونَ
«Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховными животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования». (9:92)
В хадисе, Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела». (Аль-Бухари, Муслим)
В другом хадисе от ибн Маджа, сказано:
«Для кого мирская жизнь станет главной его тревогою, того Всевышний сделает бедным, и поставит ему печать нищеты прямо меж глаз, в мирской обители он получит лишь то, что уже минимально определено для него. Если же намерением человек будет жизнь будущая, то Аллах устроит его дела, сделает богатство в сердце его, а мирская жизнь придет к нему униженной».
Посланник Аллаха ﷺ также сказал:
«Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в Ад».
Его спросили: «О, посланник Аллаха, этот – убийца, но почему же и убитый окажется в аду?». Он ответил: «Потому что и он хотел убить своего товарища». (Аль-Бухари, Муслим)
Если муж, заключив брак, не намеревается отдать махр, то он подобен тому, кто совершает прелюбодеяние. Безусловно это считается грехом. Хвала Аллаху, в нашей стране это не является серьезной проблемой, но в некоторых арабских странах порой женихам трудно накопить на махр, который по устоявшейся традиции доходит до четырех килограмм золота. Также если человек берет в долг деньги и не намерен их возвращать, то он будет считаться вором. Другими словами, намерение человека играет большую роль.
Намерение верующего лучше его действия. А намерение неверующего хуже его действия, и каждый действует в соответствии с собственным намерением. Потому что действие может совершаться напоказ, однако Всевышний воздает за намерения так, как Он не воздает за действия. Имам Саури (رحمه الله) говорил:
«Ваши предшественники обучались намерению так, как вы обучаетесь поклонению».
Пророк ﷺ говорил, что Аллах в первую очередь смотрит на сердце, затем на поступки. В Судный день также Аллах будет смотреть на то, что в сердце человека.
Что такое в целом намерение? Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорит, что намерение, как и желание, стремление - слова близкие по смыслу. Намерение связано со знанием и действием. Сначала идет знание, так как действие является результатом знания. К примеру, когда человек добровольно намеревается сделать что-либо, то его действия состоят из трех составляющих: знание, намерение и сила. Если человек не знает эту вещь, он ее не желает. К примеру, вы хотите попробовать что-то, так как знаете, что это вкусно. То есть после того, как вы узнали, что это вкусно у вас появляется желание попробовать это. Затем идет сила, то есть вам нужна энергия, сила, чтобы реализовать ваше желание.
В своих намерениях человек бывает в четырех состояниях:
1. Когда есть только одно намерение. К этому случаю Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит пример, когда на человека нападает лев, то у него только одно намерение, убежать. Появилось намерение убежать, затем идет действие, то есть вашему действию послужило причиной только лишь одно намерение – избежать опасности этого льва. Если причиной действия стало только лишь одно намерение, то оно называется «ан ниятуль халиса» - что означает чистое намерение. Если человек совершает деяние с «халис» намерением, то это считается искренним действием.
2. Совмещенное намерение. К примеру, бедный родственник спрашивает у вас садака, вы ему помогаете по двум причинам: во-первых, потому что он бедный, во-вторых, потому что он ваш родственник. Таким образом, иногда два намерения могут собираться воедино, это называется «сопутствующие намерения».
3. В третьем случае, когда для совершения деяния есть два намерения, но если одно из них убрать, то этого будет недостаточно, чтобы совершить деяние. К примеру, к вам приходит просить садака обеспеченный родственник, вы ему отказываете, так как он обеспечен. Когда к вам приходит бедный незнакомец, просить садака, вы ему тоже отказываете, так как он вам не родственник. Но когда к вам приходит бедный родственник просить садака, вы ему даете, потому как он, во-первых, ваш родственник, а во-вторых, он беден. То есть, когда две причины соединились вы совершаете деяние, когда нет одной из причин, то этого недостаточно для деяния. Имам аль-Газали (رحمه الله) называет это «партнерство в намерении». Еще один пример, когда человек публично дает садака, у него два намерения: получить благо за деяние и заслужить одобрение окружающих людей. То есть если он находится один, то у него нет желания давать садака, так как этого никто не видит. Если перед людьми у него попросит садака гнусный человек, он не даст ему садака, так как этот человек грешник, и за это он не получит вознаграждения.
4. Четвертый случай, когда есть два намерения, но одно из них сильное другое - слабое. К примеру, после намаза есть деяния, как тасбих, чтение Корана, человек ежедневно выполняет эти действия. Но в один из дней пришли друзья, он оказался среди людей, которые вместе с ним читают Коран, и эти повседневные деяния ему даются с особой легкостью, с особым желанием. То есть нахождение рядом друзей облегчили ему деяния, но даже если бы их и не было, он все равно бы совершал их так как у него есть основная сильная причина, а приход друзей выполнил роль второстепенной облегчающей причиной. Имам аль-Газали (رحمه الله) называет это основным и вспомогательным намерением.
Более подробно о видах намерений мы поговорим по воле Аллаха в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».