Дәрістер топтамасы
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили тему «Упование на Аллаха». Следующая тема нашего урока – проявление искренней любви, тоски, обретения довольства, спокойствия только после встречи со своим Господом.
Это тоже одна из ступеней по воспитанию своего нафса, для довольства Аллаха. Из-за любви к Аллаху человек кается в грехах. Когда его настигают трудности, он проявляет терпение, из-за любви к Аллаху, совершает «зухд» к земной жизни. Искренняя любовь к Аллаху это одна из самых высоких степеней. Другие вещи проявляются как результат этой любви.
Некоторые группы, которые были в истории ислама, отрицали проявление любви к Аллаху. Они утверждали, что любовь можно проявлять лишь к тому, что можно ощутить пятью органами чувств. Любовь к Аллаху — это повиноваться Ему и поклоняться. То есть они отрицали такие чувства как проявление тоски, любовь к обращению к Аллаху через молитву. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) говорил об ошибочности мнения этих групп. Что любовь к Аллаху и Его Посланнику ﷺ является обязанностью каждого мусульманина. Далее имам говорит, как может быть обязательным то, чего нет? То есть любовь к Аллаху есть, и это показатель веры человека. Поклонение же является плодом, внешним проявлением любви к Аллаху. Поэтому ученые дали следующее определение: Поклонение – это добровольное повиновение, которое приходит после познания Господа. Человек в начале познает Аллаха, затем у него появляется любовь ко Всевышнему, которая проявляется в виде поклонения. В Коране Всевышний говорит:
يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ
«... которых Он любит и которые любят Его» (5:54)
В другом аяте говорится:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ۖ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее». (2:165)
По этим аятам мы видим, что любовь к Аллаху есть, также есть разные степени любви. Пророк ﷺ в хадисах привел, что основным условием наличия веры у человека является любовь к Аллаху. В хадисе от имама Ахмада (رحمه الله) передается, что Пророк сказал:
«Вера – это когда Аллах и Его Посланник любимей, чем все остальное».
Таким образом, если вы хотите быть в числе верующих, вы должны любить Аллаха и Его Посланника. Вы будете истинным верующим, когда будете ставить Аллаха и Его Посланника выше всего остального. В другом хадисе Пророк ﷺ сказал:
«И не уверует никто из вас, пока не станет любить больше Аллаха и Его Посланника».
То есть вера человека будет неполноценной. Посланник Аллаха ﷺ также сказал:
«Не уверует ни один из вас, пока не полюбит меня больше своего ребенка, своих родителей и всех людей!».
В Коране сказано:
قُلْ إِنْ كَانَ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَاؤُكُمْ وَإِخْوَانُكُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ وَأَمْوَالٌ اقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَارَةٌ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَاكِنُ تَرْضَوْنَهَا أَحَبَّ إِلَيْكُمْ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَجِهَادٍ فِي سَبِيلِهِ فَتَرَبَّصُوا حَتَّىٰ يَأْتِيَ اللَّهُ بِأَمْرِهِ ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ
«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (9:24)
В этом аяте говорится, что любовь к Аллаху должна быть больше, чем любовь к детям, жене, торговле, карьере и т.д. Передано от Умара ибн Аль-Хаттаба (رضى الله عنه):
«Однажды Пророк ﷺ встретил Мусаба ибн Умайру, одетого в овечью шкуру, и сказал про него: «Посмотрите на этого человека, которому Аллах осветил сердце! Я видел его прежде у родителей, которые кормили его самой вкусной едой и самыми наилучшими напитками, а по причине любви к Аллаху и Его Посланнику, он оставил роскошь этой жизни».
В книге имама ибн Нуайма приводится, когда Азраил пришел забирать душу Ибрахима ((عليه السلام тот сказал: «Видел ли ты друга, который умерщвляет своего друга?». Затем Всевышний ниспослал ангелу откровение, чтобы дать Ибрахиму такой ответ: «Видел ли ты друга, который избегает встречи со своим другом? Воистину друг рад встретиться с другом». Ибрахим с огромной радость и любовью принял приглашение Аллаха.
Когда человек любит Аллаха, он спешит встретиться с ним, поэтому они не боятся покинуть этот мир, так как их сердца не связаны с мирским. Пророк ﷺ в своих молитвах говорил:
«О Аллах, дай мне любить Тебя, любить тех, кто любит Тебя и тех, кто любит все то, что приближает к Твоей Любви».
Однажды один араб спросил Пророка ﷺ: «Когда наступит Судный день?». На что Пророк ﷺ сказал: «А что ты приготовил для этого дня?».
Порой людей больше заботит признаки Судного дня, нежели то, с чем они отправятся. Конечно же мы должны знать признаки Судного дня, есть такие, признаки в которые мы должны обязательно верить. Но иногда люди уделяют особое внимание дополнительным, незначительным вещам.
Одними из признаков Судного дня являются появление зверя, восход солнца с запада. Люди начали задавать вопросы, какого цвета будет этот зверь, как он будет выглядеть и т.д. Это их заботило, в то время как это не является главным. Гораздо важнее является то, в каком состоянии вы встретите Судный день. Поэтому Пророк ﷺ спросил, что он подготовил на Судный день. На что сподвижник ответил: «Я не подготовил лишних намазов и постов, но я искренне люблю Аллаха и Его Посланника». То есть помимо основных, обязательных поклонений. На что Пророк ﷺ сказал: «Человек будет с тем, кого он любит». В другом варианте хадиса сказано: «Человек будет воскрешен в День суда с теми, кого он полюбил».
К примеру, есть люди, которые являются хафизами футбола, они могут рассказать в каком чемпионате, какие команды играли и на какой минуте какой гол забили, знают всех футболистов, их семьи, гонорары и т.д. Но не знают даты из биографии Пророка ﷺ, не знают сподвижников. Это одно из проявления любви в сердце. Мусульмане ничему так сильно не радовались как этому хадису, так как у них в сердце была любовь к Аллаху и Его Посланнику, и их надежда еще больше возросла.
Яхья ибн Муаз (رحمه الله) сказал: «Для меня, поклонение, совершенное с любовью к Аллаху лучше, чем 70 лет поклонений без любви». То есть поклонение должно основываться на любви ко Всевышнему.
Есть много хадисов, высказываний ученых по этому вопросу, в целом мы должны знать, что любовь к Аллаху – является самой высокой степенью для человека. Вкратце рассмотрим, что такое любовь к Аллаху, какова истинная любовь.
Любовь проявляется после познания, понимания, ощущений через чувства. Человек не может любить то, что он не знает. Для познания, у него должен быть ум, органы чувств. Познание человека и то что он чувствует, делятся:
1. На те что нравятся его нафсу, что он любит, что доставляет удовольствие.
2. На те что не нравится, что не любит человек. К примеру, насилие. То есть то, что человек понял для себя что это против его природы.
3. На те что не подлежит ни первому, ни второму.
Как мы говорили, любовь – основывается на знании и чувствах. Для органов чувств есть приятные и неприятные вещи. К примеру, человек любит смотреть на красивые вещи, слушать приятое, чувствовать вкусное. Человек любит то, что он чувствует своими органами чувств. В одном из хадисов сказано: «В этом мире для меня милее всего три вещи: женщины, благовония и прохлада глаз моих – молитва». Для каждого органа чувств есть свои любимые вещи, которые им приятны, которые нравятся. Есть чувства, которые недоступны пятью органам чувств, то что не поддается им. Это особое чувство сердцем, духовная любовь. Любовь к Аллаху не приходит к нам посредством органов чувств. В первую очередь, человек любит самого себя, окружающих людей посредством взаимоотношений с ними, к примеру, материальными. Есть вещи, которые человек любит просто так, к примеру, красивый пейзаж. По природе человек любит все красивое, к примеру, красивое качество человека, он может с ним и не знаком, но познание биографии этого человека, его благородного нрава, человеческих качеств, может вызывать у него симпатию и любовь к нему.
Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) затрагивает все эти вещи, чтобы выяснить, кто же достоин искренней любви? Вы любите себя, но кто вас создал? Вы любите окружающих людей за их хорошие отношения к вам, но кто лучше всех относится к вам? Вы любите разные прекрасные черты характера, качества людей, но кто обладает всеми прекрасными качествами? Кто же достоин самой великой любви человека? Конечно же это – Всевышний Аллах. Об этом мы продолжим на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».