Урок 57: Упование на Аллаха, часть 1 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 06:11
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:50 06:11 12:56 17:37 19:36 20:56
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Рамадан 1442
Григорианский
13 апреля 2021

Циклы уроков

Урок 57: Упование на Аллаха, часть 1

Урок 57: Упование на Аллаха, часть 1

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы завершили тему «Бедность и зухд». Следующая тема нашего урока – это упование на Аллаха. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит, что есть две причины, которые препятствуют искреннему упованию человека во Всевышнего. Первое, когда человек опирается на поддержку природных явлений, закономерностей. К примеру, фермер делает ставку на дождь при посеве, или же моряк на ветер, когда плывет на паруснике. В целом, когда человек уповает на сотворенное Аллахом. В Коране Всевышний Аллах сказал о мушриках:

 

فَإِذَا رَكِبُوا فِي الْفُلْكِ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ فَلَمَّا نَجَّاهُمْ إِلَى الْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей». (29:65)

 

В одном из толкований этого аята говорится, они сказали: если бы шторм не прекратился мы бы погибли. Когда человек уповает на сотворенное Аллахом, это относится к ширку. И не считается искренне уповающим на Аллаха тот, кто опирается на их поддержку.

 

Вторая причина, которая препятствует упованию на Господа – это выбор, который Всевышний дал человеку. Искренне уповающий на Аллаха, понимает, что все происходящее с ним, и в целом на земле, только лишь по воле Аллаха. Всевышний раскрыл их сердца, наполнил верой, они видят, что все что в этом мире, подчинено Господу, они понимают, что каждая вещь восхваляя Аллаха делает тасбих, что во вселенной нет ничего, кроме воли Аллаха. Человек не должен лишаться упования на Господа, противопоставляя этому опору на сотворенные вещи.

 

Одно из деяний, которое показывает, что человек не уповает на Аллаха, это когда при болезни человек сразу же бежит в аптеку. То есть, он не читает определенные дуа при болезнях, не вспоминает Аллаха, не просит исцеления, а сразу прибегает к лекарствам, травам, и др. Искренне уповающий на Аллаха, в первую очередь ищет исцеления у Аллаха. В вероубеждении Ахлю-Сунны, лекарства не исцеляют от болезни. Все это дает Аллах, все это по Его воле, все это является внешними проявлениями причины. То есть, это все не есть истинная причина. Аллах связал все с этими вещами, лишь для упорядочивания жизни людей. Но в основе, лекарство не исцеляет. Шейх Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, объясняя эти вещи говорил, что Аллах сделал это проявлениями причины, но это не истинная причина.

 

Шейх аль-Бути также приводит пример с заводной игрушкой, которую человек заводит, затем она, имея определенную свою силу работает пока не закончатся обороты. Философы же утверждают, что эти вещи по природе сами обладают силой, без вмешательства Господа. По нашей акыде, «Ля хауля ва ля куввата илля биллях», «Сила и мощь принадлежат только Аллаху».

 

Искренне уповающий на Аллаха человек, может реализовать все свои пожелания. Однажды, правитель решил казнить одного ученого, и для этого специально морил голодом льва, чтобы натравить на человека. Когда наступил этот день, правитель выпустил льва, приблизившись к ученому, лев начал перед ним бодать головой виляя хвостом как маленький котенок. Когда у ученого спросили, о чем он думал, когда к нему приближался лев? Тот ответил: «Я думал о мнениях относительно слюны хищных животных – является ли она нечистотой (наджаса) или нет».

 

То есть у этого человека не было страха перед созданием, если Аллах предопределил нанести ему вред, то никто не поможет ему избежать этого, если же не было предопределено Аллахом, то никто не навредит ему.

 

Имам Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) затрагивает также вопрос объединения шариата и таухида. Таухид – это единственность Аллаха. Шариат – это предписания для людей. Каким образом объединить эти две вещи? Когда мы говорим Аллах сделал, мы имеем ввиду, что Аллаха сотворил это. Когда мы говорим человек сделал, мы имеем ввиду, что Аллах даровал человеку, сделать что-то своими руками, но истинным владельцем деяния является Всевышний Аллах, в Коране сказано:

 

«Аллах создал вас и все ваши деяния». (39:62)

 

К примеру, правитель приказывает казнить одного человека. Существует палач, который осуществляет казнь. Вы скажете, что человека убил правитель или палач, который исполнял приказ? Если родственник убитого захочет обвинить убийцу, кого он будет обвинять, исполнителя? Он же понимает, что он всего лишь исполнитель, приказы отдает правитель. То есть человек должен знать истинного владельца деяния.

 

Один имам сказал, в этом деле даже у собаки есть разум. Ведь когда вы кидаете камень в собаку, то она убегает. Но вы или камень причинил боль собаке? Тот, у кого нет упования на Аллаха, будет подобен собаке, которая будет кусать камень, так как она причинила ему боль. Но даже собака понимает, что камень всего лишь орудие в руках человека. В Коране Аллах сказал:

 

اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنْفُسَ حِينَ مَوْتِهَا

«Аллах забирает души в момент смерти...» (39:42)

 

В другом аяте сказано:

 

قُلْ يَتَوَفَّاكُمْ مَلَكُ الْمَوْتِ 

«Скажи: «Ваши души отделит ангел смерти...» (32:11)

 

В одном аяте говорится, что человека умерщвляет Аллах, в другом аяте что умерщвляет ангел смерти. Можем ли мы сказать, что здесь есть противоречие? Конечно же нет, так как в каждом аяте есть свои смысл. Также в Коране говорится:

 

«Видели ли вы семена, которые вы сеете в землю». (56:63)

 

То есть, в ате говорится, что человек сам сеет в землю. В другом аяте говорится:

 

«Мы ниспослали с неба благословенную воду и взрастили посредством нее сады и зерна собранного урожая...» (50:9)

 

В этом аяте Аллах говорит, Кто на самом деле является владельцем всех деяний. Мы должны понимать какой смысл придается, когда мы говорим человек сделал или Аллах сделал. Когда мы говорим, сделал человек, мы должны понимать, что истинный владелец этого действия Всевышний Аллах. После того как человек познает это, у него должно повыситься упование на Аллаха.

 

В целом упование, с арабского «таваккуль» - это поручать, доверять, полагаться, то есть уповать на кого-то связывая с ним свое сердце.  Имам Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) приводит такой пример, когда на человека подают в суд, он ищет того, кто будет профессионально представлять его интересы, то есть адвоката. Выбирая себе защитника, он опирается на четыре качества:

 

1. Полное знание своего дела.

 

2. Храбрость, то есть тот, который пойдет ради вас на все, чтобы защитить вас, который не боясь, может сказать правду.

 

3. Красноречие, тот который может донести до людей свои мысли, доказать.

 

4. Сострадание, то есть тот, кто будет желать, чтобы вы выиграли, и будет действовать в соответствии с этим.

 

Если у защитника нет одного из этих качеств, или если человек сомневается, то он не может полностью полагаться на него.

 

Попробуйте использовать это в своих отношениях с Аллахом. Чтобы вы искренне уповали на Аллаха, вы должны знать, что Аллах Всезнающий, Он знает все хорошее и плохое, знает, что для вас полезно, а что вредно, знает, что вам нужно, и что для вас бесполезно. Когда вы уповаете на Аллаха, вы должны знать, что Аллах знает истину всех вещей.  

 

Как-то один человек пришел к ученому и сказал: я молю Господа, но мои молитвы не исполняются. Ученый спросил его: Веришь ли ты, что Аллах Аль-Алим (Всезнающий)? Тот ответил: да. Ученый спросил: Знаешь ли ты, что Аллах, Аль-Хаким (Мудрый), у Кого все решения правильные, справедливые и мудрые. Тот ответил: да. Ученый сказал: Тогда в чем же дело?

 

Возможно то что ты спрашиваешь, бесполезно для тебя, и то, что Аллах не отвечает на твои молитвы, может быть уже благо для тебя. Поэтому, когда человек уповает на Аллаха, он должен знать, что Аллах – Аль-Алим, Аль-Хаким, Он не боится ничего, Он Знающий, Ведающий, Всеобъемлющий и Его милость безгранична.

 

Искренне уповающий на Аллаха, должен знать, чувствовать эти четыре вещи. Ученые говорят, что есть две причины тому, что человек не может полностью прочувствовать или когда есть преграды в искреннем уповании:

 

Первое, когда нет твердой убежденности (йакин), в этом случае, человеку нужно исправлять свое вероубеждение. Так как все четыре вещи связаны с акыдой.

 

Второе, когда у человека есть убежденность, но его страх преобладает над ним.

 

Имам Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) приводит этому такой пример, если человеку сказать переночевать в могиле с усопшим, этот человек побоится, он не сможет сделать это. Почему? Он понимает, что усопший уже не оживет, он понимает, что все хорошее и плохое от Аллаха. Но люди боятся ночевать возле могил, некоторые даже боятся ночевать в темной комнате своего дома. То есть проблема уже не в убежденности, а в страхе. Страх в сердце создает проблемы в вере и в уповании человека. В зависимости от этих чувств, упование на Аллаха делится несколько степеней, по воле Аллаха изучим их на следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

 

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi