Урок 55: Бедность и зухд, часть 1 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 06:11
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:50 06:11 12:56 17:37 19:36 20:56
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Рамадан 1442
Григорианский
13 апреля 2021

Циклы уроков

Урок 55: Бедность и зухд, часть 1

Урок 55: Бедность и зухд, часть 1

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия 


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюмиддин». На прошлом уроке мы завершили тему – «надежда и страх». Следующая тема называется – бедность и зухд. Зухд – это отказ от земных удовольствий и ведение аскетического образа жизни, довольство малым и расходование имущества на пути Аллаха. В целом если богатство не возводит преграду от поклонения, если имущество человека не выводит его за рамки шариата, если не приводит к высокомерию, то является одобряемым. Наша религия не порицает богатых и богатство, и не призывает быть бедными. Но как сказал Всевышний Аллах:

 

وَاللَّهُ فَضَّلَ بَعْضَكُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ فِي الرِّزْقِ

«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела». (16:71)

 

То есть, если один человек богатый работодатель, то другой его подчиненный. Всевышний распределил таким образом. В целом, каким должен быть богатый человек и каким должен быть бедный человек? Как бедному человеку быть аскетом? Отвечая на все эти вопросы, Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) совместил тему «бедность и зухд».

 

Захид – тот, кто совершает зухд, человек у которого есть имущество, но он живет жизнью бедного. Самый лучший пример этому, наш Пророк ﷺ который был правителем государства, он не был бедным человеком, но он был захидом. Однажды Умар (رضى الله عنه) пришел в дом к Пророку ﷺ, который в это время отдыхал на лежанке из веток, которые оставили вмятину на его теле. Увидев это Умар (رضى الله عنه) воскликнул:

 

«О, Посланник Аллаха! Другие правители лежат в прекрасных шелковых ложах живут в роскоши». На что Пророк ﷺ ответил: «Им земная жизнь, нам – ахират».

 

То есть захид – это тот, кто ограничивается малым, не искушается благам этого мира. Бедный – это тот, который не имеет свое имущество, богатства. Если бедный человек будет доволен своим положением, не в том смысле, что он перестанет стремиться улучшить свое положение, но в смысле, что он не жалуется на свое положение, не проклинает свою судьбу. Такой человек является лучше того, кто стал рабом своего богатства. Если сравнить богатого человека, который совершает поклонение, выплачивает закят, помогает неимущим, не поддается земным искушениям, и бедного человека, который проявляет терпение, то по мнению имамов, богатый человек считается лучше перед Аллахом. Есть и другие мнения ученых по этому поводу, но основное мнение, как и у ан-Навави, который дал название одной главе: «О достоинстве благодарного богача», в своей книге «Рияду ас-Солихин». То есть, богатство не должно овладеть вашим сердцем, конечно же это не легко, так как Всевышний в Коране сказал:

 

كَلَّا إِنَّ الْإِنْسَانَ لَيَطْغَىٰأَنْ رَآهُ اسْتَغْنَىٰ

«Действительно, человек преступает пределы дозволенного и возносится перед своим Господом, и становится высокомерным, видя себя разбогатевшим и обладающим имуществом». (96:6-7)

 

То есть это сильное искушение для человека, и если он справиться с этим, проявит терпение, то будет на достойной степени перед Аллахом. Наша религия не призывает к бездействию, тунеядству, и не хвалит бедность. Хадисы, которые восхваляют бедность, касаются людей, которые проявляли терпение перед трудностями и не проявляли недовольство своей судьбой. Понимание, что, если я ничего не буду делать, стану бедным, и тем самым стану лучше, чем богатые люди, является чуждым для нашей религии. Наша религия обязывает нас находить пропитание и заниматься промыслом.

 

Пророк ﷺ сказал Сааду ибн Абу Ваккасу (رضى الله عنه):

 

«Лучше, если ты оставишь своих детей обеспеченными, нежели нищими, попрашайками».

 

В целом, в развитии ислама большую роль сыграли богатые сподвижники Пророка ﷺ: Усман (رضى الله عنه), Абдуррахман ибн Ауф, Абу Бакр (رضى الله عنه) и др. В одно время были такие люди, которые не работали, говорили что совершают зухд, питались в пунктах питания для социально уязвимых, собирались в одном месте и занимались только поклонением. Такие люди являются обузой для мусульманского сообщества, они не приносят пользу и не участвуют в развитии. Они являются только потребителями, поэтому наша религия не одобряет такого рода бедность. В хадисе приводится, что когда к Пророку ﷺ подошел один из ансаров и попросил дать ему что-нибудь из пожертвований, он спросил его:

 

«Есть ли в твоем доме что-нибудь?» Тот ответил: «Есть одежда и сосуд для воды». Затем Пророк ﷺ помог продать эти вещи за два дирхема и отдал их ансару сказав: «Купи на один из них еды и отнеси своей семье, а на второй купи топор, руби дрова и продавай».

 

В целом каким должен быть человек, который беден или среднего класса, который живет от зарплаты до зарплаты. Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) разделяет бедных людей на три категории. К примеру, у человека есть работа, хорошее жалование, собственное жилье. Но нет особого достатка, сбережений, живет от зарплаты до зарплаты. Такой человек может испытывать тяготы, сожалеть о том, что он не может позволить себе более роскошной жизни, он не ездит за границу, не катается на автомобиле люкс класса. Или же он может воздавать хвалу Господу, за то, что он имеет. Если такой человек проявляет довольство и благодарит Аллаха за то что имеет, то он по мнению имама аль-Газали в категории благодарных людей.

 

Во второй категории люди, которые не довольны своим положением, но не могут разбогатеть, так как они не способны на это либо не знают пути к богатству, не имеют капитала, знаний, и поэтому живут на такоим уровне, но не доволны этим. Имам аль-Газали назвал эту категорию – увлеченные имуществом.

 

В третьей категории люди, которые любят имущетво, богатство как любят воду и хлеб, они пропитаны любовью к мирскому. Они мечтают о богатстве, представляют в мыслях и проявляют недовольство Аллаху, своей судьбе.

 

Конечно же человек из первой категории лучше, он особо не радуется новому имущесво и не страдает если теряет ее. Однажды Айше досталось 100 тысяч дирхам, а она в тот день постилась. Всю сумму она разделила и раздала бедным. Ее вольноотпущенница спросила:

 

«Разве не могла ты купить мяса на один дирхам, чтобы разговеться им?». Аиша ответила: «Если бы ты мне напомнила, то я так и сделала бы».

 

То есть, богатство как приходит так и уходит, она не ликовала что ей досталось сто тысяч, даже когда она рассталась с этими деньгами у не не было никаких изменений, даже мыслей, что нужно оставить себе на пропитание. У таких людей нет в сердце нужды к богатству и имуществу. Имам аль-Газали называет таких людей «аль мустагни», от имени Всевышнего Аллаха - «Аль-Гани» (Богатый, Не нуждающийся ни в чем, Пречист от всяких нужд).

 

Есть множество хадисов касательно бедных, Пророк ﷺ сказал: «Бедные попадут в Рай на 500 лет раньше богатых». (Тирмизи)

 

Также в хадисе сказано: «Поистине, бедные мухаджиры войдут в Рай раньше богатых мухаджиров на 40 лет».

 

Пророк ﷺ в хадисе сказал:

 

«Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днем. И человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его на пути Аллаха».

 

Пророк ﷺ не сказал, что можно завидовать бедному, он сказал можно завидовать богатому, но который расходует на пути Аллаха.

 

В другом хадисе Пророк ﷺ сказал:

 

«В Судный день честный, праведный торговец будет вместе с Пророками, праведными, а также шахидами».

 

Также Пророк ﷺ сказал:

 

«Тот, кто повинуется Аллаху и проявляет довольство, тот из числа спасенных».

 

Посланник Аллаха ﷺ велел любить бедных: «Любите бедных, садитесь рядом с ними». Абу ад-Дарда (رضى الله عنه) сказал: «У любого есть свои недостатки. Если человеку придет богатство, он будет радоваться, при этом его жизнь сокращается, но это его не волнует. Горе такому человеку, какая польза ему если богатство увеличивается, а жизнь сокращается».

 

То есть, в хадисе говорится о человеке, который был обманут богатством, и оставил поклонение. Если человек не использовал имущество по предназначению, не выплачивал закят, то это обойдется в конце ему горем. Всевышний Аллах сказал:

 

وْمَ يُحْمَىٰ عَلَيْهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكْوَىٰ بِهَا جِبَاهُهُمْ وَجُنُوبُهُمْ وَظُهُورُهُمْ ۖ هَٰذَا مَا كَنَزْتُمْ لِأَنْفُسِكُمْ فَذُوقُوا مَا كُنْتُمْ تَكْنِزُونَ

В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!». (9:35)

 

Характером, свойством бедного человека должны быть следующие:

 

1. Если человеку суждено быть бедным, он должен довольствоваться судьбой и не презирать Аллаха. То есть, не проявлять недовольство, обвиняя Аллаха в том, что он беден. Даже если он не любит бедность, ему не следует проявлять недовольство воле Аллаха, по которой он стал бедным, и повиноваться судьбе, дарованной Всевышним. К примеру, когда кто-то делает хиджаму, ему может быть неприятен сам процесс, когда делают надрез кожи, но нельзя проявлять неприязнь человеку, который ее делает.

 

2. Не проявлять недовольство, человек принимает свое положение как есть и считает это благом.

 

Что касается внешних действий, то бедный человек не должен всем жаловаться и просить подаяние. Всевышний Аллах в Коране восхваляя бедных сказал:

 

 يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَاءَ مِنَ التَّعَفُّفِ

«Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво». (2:273)

 

Имам Суфьян (رحمه الله) сказал: «Лучшее из деяний, это проявлять терпение и не показывать другим, когда тебя настигает беда». Если человек будет заострять внимания окружающих на свою проблему, это будет выглядеть как недовольство на волю Аллаха.

 

Бедный человек не должен принижать себя перед богатым человеком. Также по причине своей бедности, человек не должен проявлять не искренность в поклонениях. То есть, не проявлять интерес к поклонению, с мыслями что он беден, что у него плохое положение и т.п. Также из внешних адабов, это давать милостыню, если остается лишнее от необходимого. То есть, человек по причине своей бедности не должен полностью прекратить давать садака. Пророк ﷺ сказал:

 

«Самое лучшее пожертвование – это садака нуждающегося, бедного человека».

 

Какие адабы нужно сохранять бедному человеку, который берет помощь у другого человека? Имам Абу Хамид аль-Газали (رحمه الله) приводит, что это проявляется в трех вещах: в самой помощи, в том, кто помогает и в получении помощи.

 

Касательно самой помощи, бедному человеку нужно смотреть, дозволенным ли путем заработаны средства. Это с точки зрения набожности, для него это будет лучше. Но если смотреть с точки зрения шариата, то разрешается принимать помощь заработанную недозволенным путем.

 

Есть вещи которые являются недозволенными, к примеру спиртное, если его передавать другим оно остается харамом. Что касается имущества, оно является харамом для того, кто заработал его недозволенным путем. Но если он передает его дозволенным путем другому, то для принимающего это имущество не будет харамом.

 

Касательно человека который помогает, то его намерением должна быть помощь, облегчение трудности. Человек может давать как садака, чтобы получить довольство Аллаха, либо давать как рия (показуха), чтобы потом все говорили что он помог ему. В случае если помощь дается как садака или хадия, то его можно принимать. Если человек помогает с намерением сделать вас обязанным ему, то лучше не принимать такую помощь. Если человек помогает с намерением дать садака, то принимающий должен подумать, может есть люди которые еще больше нуждаются в этом, более подходящие.

 

Человек должен посмотреть на себя, на свою степень, подходит ли он для того что бы получать садака? Это относится к третьему проявлению, касательно того, кто получает помощь. Имам аль-Газали приводит, что если бедный получает помощь от щедрого человека, то он может взять больше, если намеревается поделиться с другими нуждающимися. Или же он должен взять ровно столько, сколько ему необходимо. В нашей религии запрещается выпрашивать милостыню, если человек не испытывает нужды. Пророк (ﷺ) говорил:

 

«Попрошайничество того, кто не нуждается в этом, будет позором на лице его в Судный день».

 

Однажды Умар (رضى الله عنه) после вечерней молитвы увидел просящего и сказал одному из помощников: «Накорми его». Через некоторое время Умар опять увидел этого человека просящего подать ему. И спросил: «Разве я не велел накормить его?!». Ему ответили: «Мы накормили». Умар (رضى الله عنه) подошел к нему и посмотрел в мешочек, что стояла у его ног. Она была полна хлеба. Тогда Умар воскликнул: «Ты не нуждающийся, а торговец!». Правитель правоверных забрал мешок с хлебом и передал на корм верблюдам, и плетью прогнал этого человека, сказав: «Больше не возвращайся!».

 

В попрошайничестве есть три беды:

 

1. человек подобен тому, кто проявляет недовольство воле Аллаха,

 

2. человек принижает себя перед дающим,

 

3. человек создает проблемы дающему.

 

Дающий может помочь из-за стеснения, либо из-за показухи. То есть помогает не имея искренних намерений. Таким образом человек должен просить, если в этом есть действительно необходимость, если человек нуждается в помощи.

 

К нужде относятся: еда, одежда, жилье, лечение.

 

По воле Аллаха на этом завершим наш урок. В следующем уроке продолжим тему «зухд». Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».
 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi