Урок 47: Терпение и благодарность, часть 3 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 06:51
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:31 06:51 11:41 14:43 16:25 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-авваль 1446
Григорианский
22 ноября 2024

Циклы уроков

Урок 47: Терпение и благодарность, часть 3

Урок 47: Терпение и благодарность, часть 3

Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия 


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса по книге имама Газали: «Ихъя улюм ад-Дин». Мы с вами проходим главу «Терпение и благодарность». На прошлом уроке мы говорили о том, в каких случаях человеку требуется терпение, также мы говорили, что терпение можно разделить на то, что приятно нафсу и то, терпение, которое не приятно нафсу. В целом, во всем, что не приятно нафсу, есть свои методы для проявления терпения. И в каждом методе, нужно соблюдать обязательный порядок действий и обладать базовыми знаниями. Вопрос только в том, как меняются эти действия в зависимости от конкретной ситуации. К примеру, на прошлом уроке мы говорили, что терпение – это внутреннее чувство человека. Что внутри человека происходит противоборство духовности и искушения. Где одна сторона призывает идти на поводу желаний, другая наоборот призывает идти по пути шариата. Если искушение побеждает, значит вы не сумели проявить терпение. То есть, из этого внутреннего чувства рождается действие. От нас требуется, чтобы мы ослабили сторону искушений. В таком случае мы всеми силами должны помогать, усилить духовную сторону. Рассмотрим этот вопрос на примере, когда человек не может противостоять соблазну прелюбодеяния, или же не может удержать свои глаза от соблазнов, или же свои мысли. Когда человек постоянно думает об этом, сбивая себя с правильного хода мыслей, в его сердце не остается места для поминания Аллаха, или для размышлений о религии.

 

В таком случае человек должен стараться ослабить сторону соблазна. Так как внутри него идет борьба. Хоть человек и знает, что это грех, что этого делать нельзя, но сторона соблазна требует противоположного. Для того, чтобы ослабить сторону соблазна, нужно узнать его источник, и ослабить, постараться его уменьшить. Что усиливает соблазн человека? Например: есть досыта, или употреблять продукты, которые возбуждают половое влечение человека. В первую очередь нужно запретить себе эти продукты. Как говорил Пророк (ﷺ):

 

«Кто не может жениться, тот пусть постится».

 

Пост нужен для того, чтобы ослабить искушения человека. Так как есть досыта или употреблять определенные продукты, являются источником искушения.

 

Второе действие человека, для ослабления искушения – это стараться всеми силами и возможностями избегать того, что усиливает соблазн. К примеру, человек наелся досыта, вышел на улицу и смотрит на оголенных девушек. То есть он продолжает усиливать свои соблазн. Это хорошо известно тем, кто совершал хадж, так как в хадже нет такого рода соблазнов, там нет оголенных девушек и у паломника не сбиваются мысли. То есть первым делом нужно ослабить искушение, далее нужно избегать действия, которые усиливают соблазн. В основном человек искушается через глаза. Пророк (ﷺ) в хадисе сказал:

 

«Взгляд на прелести чужой женщины – это ядовитая стрела из стрел шайтана».

 

Для того, чтобы избежать стрел сатаны, следует потуплять взор или уходить туда, где эти «стрелы» вас не достанут. К примеру, если у вас на работе много женщин, одетых провокационно, если каждый день вы видите их, если у вас сбиваются мысли, то необходимо искать свой удел от Аллаха в другом месте. Если для вас важен ахират.

 

Третье действие — это выполнить то, чем вы искушаетесь, дозволенным путем, тем самым усмирить свое желание. Иными словами, если человек искушается женщинами, не может удержать свои взгляд, то ему следует жениться. Пророк (ﷺ) сказал:

 

«Кто из вас в состоянии жениться, то пусть женится».

 

Мы перечислили действия для ослабления соблазнов. Но, кроме этого, следует также усилить духовную сторону. Если у вас духовная сторона слабая, то от ослабления соблазнов пользы не будет. В первую очередь, человек должен обладать знаниями, о том, какие последствия имеют те или иные грехи. Какой они приносят вред вам и вашему потомству. Какие награды Аллаха вас ожидают, если вы проявите терпение и оставите эти грехи. Все это человек должен знать, поминать часто Аллаха, читать Коран, читать намаз, быть на связи со своим Господом. Таким образом, человек усиливает свою духовную сторону. В одном хадисе Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Семерых укроет Аллах в тени в Судный день, один из них – мужчину, которого пожелала знатная и красивая женщина и который сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха!».

 

Человек должен воспитывать в себе терпение. Если человек поддается искушениям, выполняет свои желания запретными путями, то у него не будет терпения.

 

Ученые говорили, что если человек проявит терпение в одном грехе семь раз, то шайтан уже не будет его беспокоить по этому поводу.

 

Это краткие примеры как человек проявляет терпение от грехов. Порядок действий этого примера можно применять и в других видах искушения.

 

Следующий вопрос, который мы сегодня рассмотрим, то, что находится в одном ряду с терпением – это благодарность. Каким должен быть человек, чтобы быть из числа благодарных Аллаху? Что такое истинная благодарность?

 

Быть благодарным – это одна из высоких степеней, до которой может дойти человек. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

 

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне». (2:152)

 

В этом аяте Всевышний ставит в один ряд поминание и благодарность Аллаху. В другом аяте Аллах говорит:

 

«Мы вознаградим благодарных» (3:144)

 

В Коране Всевышний Аллах привел нам историю Иблиса, который сказал:

 

«…Я буду сбивать их (Твоих рабов) от истинного пути Твоего».

 

В тафсирах этого аята приводится что «от истинного пути», имеется в виду «от благодарности», так как в продолжении аята говорится:

 

«А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева и Ты не найдешь большинство из них благодарными». (7:17)

 

Также в Коране сказано:

 

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим».

 

В других аятах, где говорится о покаянии, богатстве и наградах, говорится: «Если Аллах пожелает…». Но за благодарность Аллах обязательно, без каких-либо условий наделяет наградой. То есть быть благодарным это высокая степень перед Аллахом. Когда Посланник Аллаха (ﷺ) молился на протяжении длительного времени, что его стопы опухли, Аиша (р.а.) ему сказала:

 

«Неужели ты берешь на себя такой труд, несмотря на то что Аллах простил тебе твои грехи?» Он сказал: «Разве не полагается мне быть благодарным рабом?».

 

Благодарность повышает раба Аллаха в степени и сближает раба с Господом. Ученые говорят, чтобы быть благодарным рабом, человек должен в первую очередь, как и в случае с терпением, обладать знаниями. Человек должен знать, что весь удел от Аллаха. Что все блага от Аллаха, а не от людей. Если кто-либо думает, что его наделяет уделом кто- то другой, то такой человек придает сотоварищей Аллаху.

 

Во-вторых, чтобы быть благодарным, человек следует быть довольным тем, что ему даровано. Ученые говорят, что хороша та радость, причиной которой является не само благо, а тот, кто даровал его. К примеру, один правитель решил отправиться в поход, в качестве сопроводителя выбрал одного человека и подарил ему скакуна. У этого человека не было лошади, и в этом случае, человек может проявить три вида радости. У первого радость связана с внезапным счастьем, исполнением мечты. Многие, кто не познал Господа, относятся к этому типу людей, к ним относятся состоятельные люди, который радуются своим домом, машиной, имуществом. Вторые радуются тому, что правитель обратил на него внимания, что он значим и т.п. Первому типу людей без разницы найдут они ее на улице или подарит им правитель, для них главное сам подарок и они радуются ему.

 

Второй тип людей не радуются подарку, они радуются выбору того, кто именно его подарил им, его отношению к ним. Для них подарок – знак внимание и оценка того важного человека, которое повышает их самооценку и значимость.

 

В третьем случае, человек радуется тому, что он будет находиться в пути со своим любимым правителем. То есть, он радуется тому, что он будет рядом с правителем, его не волнует ни лошадь, ни разного рода почести. Такие люди радуются каждой возможности, стать ближе к Господу. Ученые говорят, благодарность — это счастье, видеть того, кто дарует тебе его, а не видеть то, что даровано тебе.

 

В-третьих, чтобы быть благодарным, человеку требуется деяние. То есть внешнее проявление в деяниях. К примеру, если человеку даровано богатство, выплачивать закят, помогать людям, заниматься благотворительностью, радоваться, что ему дарована одна причина, чтобы стать ближе к Аллаху. Проявлять сердцем, желать другим только благо. Проявлять языком, говорить слова благодарности Аллаху. Сподвижники часто спрашивали друг друга о здравии, чтобы те в ответ воздавали хвалу Всевышнему. В целом, когда человека спрашивают о здравии, он воздает хвалу Аллаху, или же жалуется или ничего не говорит. Чтобы быть благодарным, от человека требуется чтобы он всегда говорил слова благодарности, если у человека проблемы, и ему нужно высказаться, пожаловаться, тогда ему следует жаловаться Аллаху, а не людям. Как сказал пророк Якуб (а.с.): «Воистину, я жалуюсь на горе свое и печаль свою лишь Аллаху» (12:86). Всевышний в Коране сказал:

 

«Так ищите же пропитания у Аллаха, поклоняйтесь Ему и будьте Ему благодарны. К Нему вы будете возвращены». (29:17)

 

Человек всегда должен использовать дарованное согласно его предназначению.

 

По воле Аллах другие примеры касательно благодарности рассмотрим на следующих уроках. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi