Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллах мы продолжаем цикл уроков по воспитанию своего нафса, по книге имама Газали, «Ихъя улюм ад-дин». Сегодня мы начнем новую главу книги, которая называется «Благодеяния, являющиеся причиной избавления». Если ранее мы изучали деяния, которые являются причинами бедствии, то это глава книги, про деяния, которые являются причиной спасения человека. Имам Газали начинает эту главу с темы – покаяния.
В целом покаяние – это самое первое действие, которое является причиной спасения, избавления человека от грехов. Именно поэтому, имам Газали начинает главу с этой темы.
Все человечество является потомками Адама (а.с.). Пророк (ﷺ) в хадисе сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». То есть любой человек по своей природе ошибается, так как это было заложено в Адаме (а.с.). Ведь каждый ребенок похож на своих родителей. Адам (а.с.) ошибался, потому что Аллах дал ему, как и всему человечеству – нафс. Вместе с этим создал для Адама (а.с.) врага - Иблиса. Когда по причине Адама (а.с.) Иблис был изгнан из Рая, он дал клятву перед Аллахом: «Клянусь, я буду являться к ним с искушением и спереди, и сзади, и справа, и слева, и с любой стороны, с которой я смогу подойти к ним, пользуясь любой их неосмотрительностью или слабостью, чтобы искушать их и сбивать с пути благочестия и веры в Тебя…». (7:17)
Всевышний создал человека из глины. В Коране Аллах сказал:
«Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». (15:28-29)
Таким образом, человеческое естество состоит с одной стороны из глины, т.е. праха, а с другой стороны из души. Так как глина из земли, а земля это есть дунья, то человека тянет к земле. Когда в человеке преобладает земля, он, заземляясь и грубее – принижается, ниспадает. Когда преобладает душа, в человеке усиливается вера, восприятие к благому и сострадание, что возвышает человека.
В целом в человеке всегда идет борьба этих двух сил. Адам (а.с.) совершил ошибку, Иблис тоже ошибся, когда воспротивился Аллаху. Разница между между ними в том, что Иблис, ослушавшись Аллаха по причине высокомерия - не покаялся. Адам (а.с.) же, совершив ошибку - раскаялся и умолял Аллаха простить его, сказав:
«Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего повеления. Это привело нас к потере Твоего блага и рая. Если же Ты не простишь наши грехи не помилуешь нас, мы понесем тяжелый урон!». (7:23)
Человек совершивший грех, как и его праотец Адам (а.с.) должен раскаяться. После своего проступка в Адаме (а.с.) преобладала душа, он раскаялся и Всевышний Аллах простил его. Если человек совершил ошибку, то он, по примеру своего праотца, должен раскаяться в содеянном. В противном случае мы последуем примеру Иблиса. Тех, кто следует примеру Иблиса, от грехов избавит только огонь Геенны. Аллах дал выбор человеку, покаяться в грехах в этом мире, или же очиститься от грехов огнем Ада.
Тауба – в Исламе, покаяние, молитва Аллаху о прощении грехов. Языковой перевод слова «Тауба» - возвращение. Когда человек совершает грех, то он отдаляется от Всевышнего, отклоняется от прямого пути. Своим покаянием, человек возвращается в услужение своего Господа, к милости и довольству Аллаха. То есть это возвращение к Аллаху. Ведь в основе человеку следует быть рядом со своим Господом. В Коране сказано:
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне». (51:56)
Быть с Аллахом, быть в Его услужении, Его рабом, это наша основная доля. Имам Абу Хамид аль-Газали говорил, для того, чтобы в сердце человека появилось покаяние, нужно три вещи: знание, искреннее состояние сердца и уверенное решение за которым последует конкретное действие.
Человеку следует обладать знаниями. Что необходимо знать человеку? Пророк (ﷺ) в хадисе говорил: «Тауба – это сожаление». То есть человек в процессе таубы сожалеет о содеянном. Чтобы искренне сожалеть, человеку следует обладать знаниями о последствиях, наказаниях за грехи. Какого будет положение человека, который ушел из этого мира с такими-то грехами. Как грехи отдаляют человека от Господа. Когда человек осознает по-настоящему последствия грехов, только тогда в его сердце появится искренне покаяние.
В другом хадисе говорится, что в момент совершения прелюбодеяние вера покидает человека. Это не значит, что такой человек сводит на нет существование Бога, истинность Корана и т.д. Это значит, что он отдаляетесь от Аллаха, что он недостоин называться мумином. Человек должен знать о том, какие наказания его ждут за определенные грехи. Человек отдалится от грехов, когда он будет искренне сожалеть, когда в сердце появится страх, когда он будет задаваться вопросами, анализировать свои поступки, понимать куда они ведут.
Покаяние за совершенные грехи – является обязательным (фард). Этому есть прямые доказательства из Корана и сунны Пророка (ﷺ). Всевышний в Коране говорит:
«О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете». (24:31)
В других аятах говорится:
«О вы, которые уверовали! Искренне раскайтесь перед Аллахом в своих грехах». (66:8)
«Поистине, Аллах любит тех, которые обращаются к Нему с раскаянием, и тех, которые содержат себя в чистоте». (2:222)
То есть самый первый вид очищения, это раскаяние и очищение от грехов. Аллах любит тех, кто раскаивается, если мы желаем любви Аллаха, то и раскаяние для нас обязательно. Посланник Аллаха (ﷺ) в хадисе сказал:
«Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда он неожиданно находит своего верблюда, потерянного в пустыне».* (Бухари, Муслим)
(*Разумеется, аллегория с верблюдом может показаться не актуальным в настоящее время, однако в те времена в условиях пустыни и отсутствия инфраструктуры жизнеобеспечения, наличие верблюда было жизненно важным. Соответственно, следует представить себе радость от неожиданного нахождения того, что казалось безвозвратно утраченным и от чего могла зависеть ваша жизнь – прим. ред.)
Теперь рассмотрим к какому виду фарда относится покаяние. Ведь в шариате есть обязанности, которые нужно выполнять сразу или же предоставляется время для совершения обязательного. К примеру, когда человек обещает заколоть барана если его сын женится, или дать садака если у него родится ребенок. По шариату, выполнение таких обещаний не имеет определенного срока. Так же и с паломничеством, мнения ученых разнятся в этом вопросе. Одни говорят, что нужно совершить хадж в тот год, когда у человека появились средства, так же есть мнение, что достаточно совершить один раз в жизни.
Что касается покаяния, у ученых нет разногласий в том, что покаяние не должно запаздывать. В любых обстоятельствах, если вы согрешили, то следом должны покаяться. Потому что грехи тянут за собой человека в адский огонь. В другом хадисе сказано: «Если доживешь до вечера, то не жди (что доживешь) до утра, а если доживешь до утра, то не жди до вечера».
Нам следует спешить покаяться, так как смерть неизбежна, и человеку неведомо когда она наступит. В хадисе говорится: «Чему ты так радуешься и смеешься? Когда возможно твой кафан уже продается на базаре».
Особенно в наше время, когда есть столько причин для смерти. К примеру, перед крушением самолета в Египте, пассажиры сделали памятные фотографии, разве они могли знать, что это их последние часы. В современном мире, иллюзия безопасности окружает нас со всех сторон, обволакивая и убаюкивая. Но никто не знает, когда он проживает свои последний час, смерть приходит неожиданно. Поэтому человек не следует тянуть с покаянием.
Пророк Мухаммад (ﷺ) в хадисе сказал: «Кающийся в грехе подобен тому, кто вообще не совершал греха».
В другом хадисе Посланник Аллаха сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».
Если вы совершили дурное, не отчаивайтесь в милости Аллаха, покайтесь и совершите следом благое. То есть, если вы согрешили, то первое что должны сделать - это покаяние. Если вы искренне раскаетесь, то Аллах непременно вас простит, это обещание Аллаха. Имамы говорят, что покаяние непременно будет принято, при соблюдены всех правил. В Коране сказано:
«И только Аллах – Тот, кто принимает покаяние Своих покорных рабов, прощая им грехи, в которых они раскаялись, и прощает – по Своей милости и милосердию – нечестивые деяния, за исключением многобожия. Он знает все, что вы делаете из добра или зла». (42:25)
Мусульманин совершивший дурной поступок, может покаяться в совершенном грехе, ведь Господь обещал принять покаяние. Но Аллах не принимает покаяние у грешников, которые совершив грехи, только перед смертью желают покаяться. В Священном Коране приводится пример раскаяния Фараона:
«А когда Фараона настиг потоп, он сказал: «…Верю в Аллаха, в которого уверовали сыны Исраила и которому повиновались. Я – из числа покорных, предавшихся Аллаху. Аллах не принял его обращения в веру и его покаяния, потому что он сделал это вынужденно, будучи на грани смерти. А раньше он не повиновался Аллаху и распространял нечестие на земле, за это он умер презренным, неверным» (10:90-91)
Каков уровень тяжести дурных деяний, если человек оставит этот мир, унеся с собой грехи? Какого будет положение грешных и безгрешных людей в Судный день? Какие грехи могут превратиться в большие грехи? По воле Аллаха расскажем об этом в следующих уроках.
Пусть Аллах дарует нам искренне покаяние, полезное знание, совершение деяний на основании знаний, и пусть эти благодеяния будут приняты!