Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Восход 05:15
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:31 05:15 13:00 18:18 20:38 22:22
свернуть
Календарь
Хиджра
13 Зуль-каада 1441
Григорианский
04 июля 2020

Циклы уроков

Урок 39: Чревоугодие

Урок 39: Чревоугодие

Скачать в pdf
| A | +

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: Мади Рахман


По воле Аллах мы продолжаем цикл уроков по воспитанию своего нафса, по книге имама Газали, «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлых уроках, на протяжении нескольких недель мы изучали «Грехи языка». Следующий вопрос, которую затрагивает имам Газали – это чревоугодие, то есть неумеренная страсть к еде, которая приводит к бедствиям. По этой причине Адам (а.с.) и Хавва были выведены из Рая.

 

По словам ученых, живот человека является одним из самых больших искушений. Когда человек голоден, когда его живот пуст, он не думает больше не о чем. В народе есть поговорка, «путь к настроению лежит через желудок». Когда человек сыт, тогда только он начинает думать о других вещах. Когда человек сыт, он думает о женщине, о богатстве, и пр., когда же он голоден, думает только о еде. Поэтому переедание является причиной разных искушений. Не зря в народе говорят «болезни – от еды…». В целом, касаемо чревоугодия, наша религия это порицает, и призывает к умеренности в еде. Пророк (ﷺ) в хадисе говорит:

 

«Самый скверный сосуд, который наполняет человек - это его желудок. Для поддержания организма, человеку достаточно куска пищи, если же человек вынужден есть досыта, то пусть одну часть оставит для еды, вторую для питья, и третью часть - для воздуха».

 

Пророк (ﷺ) показывает нам правила приема пищи, то есть нужно заполнять лишь одну треть желудка едой. В другом хадисе от имамов Аль Бухари и Муслима приводится: «Мусульманин ест одним желудком, а мунафик ест семью желудками».

 

Хадис побуждает к скромности в этом мире, умеренности в еде и довольству малым. Так же говорится, что безбожники – ненасытные, которые живут чтобы поесть, насладиться мирскими искушениями. Мусульманин же ест чтобы жить, чтобы совершать поклонения Всевышнему.

Аиша (р.а.) говорила, что иногда в доме Пророка (ﷺ) месяцами не зажигался огонь: «Мы выживали только за счет фиников и воды». От Абу Хурейры (р.а.) говорил:«Посланник Аллаха (ﷺ) покинул этот мир, так и не наевшись досыта даже ячменного хлеба».

 

То есть не было такого, как мы привыкли: первое, второе и десерт. Умар (р.а.) сказал:

 

«Остерегайтесь переедания, ибо при жизни это приводит к тяжести, а после смерти – к зловонию».

 

Сахль ибн Абдиллах (р.а.) говорил: «Лучшее, что сравнимо с поклонением, это – голод». У голода есть много полезных свойств, первое из них – очищение сердца человека. Когда человек много ест, это делает его сердце слепым. Мудрец Лукман говорил своему сыну:

 

«О, сын мой! Когда наполняется желудок – спит мышление, молчит мудрость и тело ослабляется в совершении поклонения Всевышнему. Перевоспитывай себя голодом, и не давай шайтану доступа к себе, чтобы быть покорным Аллаху и совершать больше благих дел».

 

Вторая польза от голодания — это смягчение сердца. Такое сердце может почувствовать блаженство от поминания. Другими словами, сытый человек не сможет почувствовать наслаждение от поминания Всевышнего. Крупный ученый в области тассаввуфа имам Аль Джунайд говорил:

 

«Разве одни из вас хотят насладиться поминанием Аллаха, преградив свое сердце?».

 

Третья польза – избавление от высокомерия, надменности, себялюбие. Избавление от грехов, которые еще и являются причиной и дорогой к другим тяжким грехам. Поэтому, когда Всевышний Аллах предложил Пророку (ﷺ) мирские дары, богатства, Пророк (ﷺ) не захотел этого и сказал:

 

«О Аллах! Я буду один день голодным, а другой сытым, чтобы проявлять терпение – когда буду голоден, Восхвалять Тебя – когда буду сыт».

 

Четвертая польза – когда человек помнит о голодных и обездоленных людях. Когда человек голоден, он понимает состояние тех, кто голодает и становится милосердным к ним. Когда человек всегда сыт, он забывает об этом, думает, что все люди, как и он сам всегда сыты. Пророк Юсуф (а.с.) голодал, будучи распорядителем большой казны и говорил: «Я боюсь забыть о положении неимущих».

 

Пятая польза – борьба с искушениями, которые приводят к разным грехам и умение управлять своим нафсом. Человек должен почувствовать голод, для того чтобы не попасть в рабство к своему эго. Имам Газали говорил, что началом всякого греха является человеческое искушение, а пище усиливает эти чувства. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

 

«Тот, кто не в состоянии жениться, пусть постится, поистине, пост умерит его желание». (Бухари, Муслим)

 

Человек может управлять своим нафсом, когда голодает. Если во время поста, человек ест досыта на сухур и ифтар, чтобы не чувствовать голод, он не сможет усмирить свои нафс и побороть свои искушения. В Коране Всевышний приводит слова Юсуфа (а.с.):

 

«Он сказал: «О Господь мой! Как много милостей Ты оказал мне! Как они велики! Ты даровал мне власть. Хвала Тебе, Аллах за это! Ты научил меня толкованию снов». (12:101)

 

В тафсире этого аята, ученые говорят, что дарованная власть, это, не управление казной, когда он вышел из заточения. А власть над самим собой, над своими страстями, когда его пыталась соблазнить Зулейха. Человек будет обладателем власти тогда, когда будет властвовать и управлять своим нафсом. Если вы не можете оторвать взгляд от мимо проходящей девушки, то вы находитесь под управлением своего нафса и в это время являетесь его собственностью.

 

Следующая польза голодания – здоровье. Голодание не только полезно для здоровья, но еще и облегчает поклонение Всевышнему. В хадисе Пророк (ﷺ) говорил:

 

«Соблюдайте пост – это улучшит ваше здоровье».

 

На сегодняшний день открылись специальные центры по лечению способом голодания. Тому же кто постится, нет нужды проходить лечение таким способом. Переедание вызывает тяжесть в желудке, сонливость. А умеренность в еде – улучшает здоровье и дает легкость в поклонении.

 

Еще одна польза голодания – это экономия средств. Если человек привык есть разные блюда в разных местах, то это серьезная статья расходов. Умеренный же в еде человек может сэкономить средства и расходовать их на другие благие дела.

 

Человек должен учиться есть в малом количестве. Ученые говорят, если человек привык есть много, то он должен постепенно уменьшать свои рацион. То есть нельзя резко переходить к голоданию, это может наоборот плохо повлиять и ослабить организм. Имамы пишут о голодании, когда они сами проходят через такую практику. К примеру, имам Абу Хамидь аль-Газали перед тем как написать книгу на протяжении десятилетии практиковал зикр, держал пост, совершал поклонения, а до этого он преподавал в медресе «Низамия». В то время преподавание в этом медресе для ученого считалось мечтой и высшим достижением. Почет и звание давили на него, к нему обращались за советом и знаниями. Он долго раздумывал, затем покинул свои пост. Он выбрал путь странника, обосновался в Дамаске, где и написал книгу: «Возрождение религиозных наук» (Ихъя улюм ад-Дин). Другими словами, имам Газали не был теоретиком, но практиком. Он не писал о том, что знал от кого-то или слышал, но вкладывал свой собственный опыт.

 

В вопросе насколько нужно сокращать прием пищи, говорится, что это зависит от состояния и положения. К примеру, если вы намереваетесь держать пост, который длится 17-18 часов, то дозволено есть и пить больше. Или в зависимости от того в каких условиях работает человек, в холодную или жаркую погоду, какое у него телосложение и т.п. Как-то раз, когда один полный шейх с аппетитом принимал пищу, его спросили: «Разве Пророк (ﷺ) не говорил наполнять едой одну треть?». На что шейх ответил: «Каждому известна своя одна треть». Главное, чтобы пища была дозволенная и добыта дозволенным путем. Большое количество честной съеденной пищи лучше, чем умеренная пища, добытая запретным путем. Главным условием при сокращении пищи является его дозволенность и добыча пищи честным трудом.

 

Пророк (ﷺ) рассказал о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находился в пути, который воздевает свои руки к небу (повторяя):

 

«О Господь, О Господь!», однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?».

 

Сколько бы он не был путником (паломником в Мекку и Медину), если его пища, питье, одежда запретные, то его мольба и поклонение не принимаются. Поэтому прежде чем уменьшать или увеличивать потребление, обратите внимание на то, каким путем к вам пришла эта пища.

 

Как-то Умару (р.а.) дошла весть что Язид ибн Абу Суфьян ест на ужин несколько видов блюд. Тогда в один из дней он наведался к нему в гости. Абу Суфьян встретил Умара (р.а.), они сели за стол, затем подали еду. После того как они поели, принесли второе блюдо, Абу Суфьян протянул руку к еде, а Умар (р.а.) не стал есть. Когда Абу Суфьян спросил: «Почему вы не едите?», Умар (р.а.) сказал:

 

«О, Язид! Ты принимаешь пищу после пищи? Клянусь Аллахом, если вы будете противится сунне Пророка (ﷺ), то Аллах отдалит вас от пути истины».

 

В целом уменьшение еды не значит искоренить полностью свой нафс. Лучшее – это золотая середина. Конечно же невозможно отказаться полностью от еды. Обычно, когда нафс человека и шайтан побуждают к одной крайности, шариат побуждает к другой, чтобы прийти к золотой середине, чтобы был баланс, так как невозможно пойти против природы человека. К примеру, в нашей религии так сильно восхвалялся дневной пост и ночные молитвы, что некоторые сахабы выходили за рамки, говоря: «я буду поститься всю жизнь или буду молиться всю ночь». Пророк (ﷺ) не одобрял такие крайности. Как говорит имам Газали, золотая середина в еде – это не чувствовать голод и тяжесть после приема пища. Такой прием пищи будет полезен вашему здоровью и поклонению.

 

Пусть Аллах убережет нас от рабства своим искушениям, дарует нам полезное знание, совершение деяний к знаниям, и пусть эти благодеяния будут приняты!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi