Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлом уроке мы изучали – гыйбат, как от него избавиться и как искупить этот грех если совершили его. Следующий вид греха от языка – «ан-намима», то есть распускание сплетен. Это грех, которую наша религия порицает и сделала запретным. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Продолжай же противиться любому раздающему клятвы, презренному, хулителю, сплетнику, передающему слова одних людей другим, чтобы сеять раздор между людьми». (68:10-11)
Так же в Коране сказано про жену Абу Лахаба:
«В огонь, как и он, войдет его жена, которая клеветала на людей, сея раздор среди них. На шее у нее будет веревка из пальмовых волокон для большего мучения». (111:4-5)
В тафсире этого аята ученые говорят, что она будет разносить огонь, за то, что в этой жизни разносила сплетни. Посланник Аллаха (ﷺ) в хадисе сказал: «Не войдет в Рай сплетник». (Бухари, Муслим). Еще Пророк (ﷺ) сказал:
«Хотите я расскажу о самом плохом из вас?». Сподвижники сказали: «Да». Пророк (ﷺ) сказал: «Разносящие сплетни, разрывающие отношения между друзьями, ищущие недостатки у чистых людей». (Имам Ахмад)
Из ранних книг, приводится следующие событие: Однажды сыновей израилевых охватила сильная засуха, пророк Муса (мир ему) не раз просил дождя, но дождя все не было. Тогда Всевышний внушил ему: «Я не отвечу ни твоим молитвам, ни молитвам тех, кто с тобой, пока среди вас присутствуют, упорствующие в сплетнях». Муса (мир ему) сказал: «О мой Господь, скажи кто они, направь меня на них, я выведу их из нашего числа». Всевышний сказал:«О, Муса! Разве, предостерегая вас от сплетен, Я сам буду сплетничать?»
После этого народ раскаялся в грехах и Всевышний дал им дождь. Имам абу Хамид аль-Газали приводит историю из ранних книг: Однажды у одного мудреца спросили: «Что тяжелее неба, шире земли, тверже камня, горячее огня и холоднее замхарира, («Замхарир» - это очень сильный холод, который является одним из видов наказания в Аду) богаче чем дары моря и несчастнее чем сирота?». Тогда мудрец ответил:
«Клевета на чистого, невинного человека – тяжелее неба, истина – шире земли, сердце довольствующего – богаче даров моря, зависть – горячее огня, холоднее замхарира – когда родственник, имея возможность не помогает своим нуждающимся близким, сердце неверующего – тверже камня, изобличённый сплетник - несчастнее сироты».
Если кто-нибудь будет говорить вам сплетни (не важно скажет он или напишет) Что делать в такой ситуации? Как нужно поступать?
1. Не подтверждать слова сплетника, ибо сплетник – грешник и нечестивец. А свидетельство фасика (грешного) не принимается.
2. Запретить ему сплетничать, разъяснить ему, что это запретно, порицаемо. В Коране сказано: «Пусть же из вас те, которые истинно уверовал, призовут к добру, возгласят о праведном и запретят дурное». (3:104)
3. Относиться к этому делу с презрением ради Аллаха, ибо Аллах презирает сплетников.
4. Не думать о своем брате по вере плохо, как вам донесли. Всевышний в Коране сказал: «О вы, которые уверовали! Избегайте подозрений и дурных мыслей относительно добрых людей. Ведь некоторые подозрения – грех». (49:12) То есть нельзя менять свое мнение о брате по вере, основываясь на сплетнях других.
5. Не прислушивайтесь тому, что дошло до вас и не следите за человеком чтобы узнать правда ли то, что вам рассказали. Шпионить и следить в Исламе запрещено. В Коране говорится: «…и не выслеживайте…». (49:12)
6. Не повторяйте поступки сплетника. Не радуйтесь тому, что вы запретили сплетнику рассказывать вам сплетни, говоря, я отверг такого-то за то, что он хотел мне рассказать и т.д., Другими словами, ты сам совершаешь то, что запрещаешь. От Умара ибн Абдулазиза передается:
«Однажды к нему подошел некий человек и рассказал о поступках одного человека. Умар сказал: «Если ты хочешь, я рассмотрю твое дело. Если ты соврал, то ты окажешься из числа тех, про которых Аллах сказал: «…Если любой нечестивый, преступивший установления шариата Аллаха, пришел к вам с какой-то вестью, удостоверьтесь в правильности сообщения и разузнайте…». (49:6) Если же ты прав, то ты окажешься из числа тех, про которых в Священном Коране говорится: «Не повинуйся хулителю, разносящему сплетни». (Сурва «Калам», аят 11) Если же ты хочешь, я прощу тебя. И тогда этот человек сказал: «Прости меня, о предводитель правоверных, я больше не вернусь к этому поступку!».
Один из предыдущих праведников пришел навестить своего брата и рассказал о том, что ему не понравилось в другом человеке. Он сказал ему: «О, мой брат, ты пришел ко мне со сплетнями, и я впал в три греха: 1. Я погневался на своего брата. 2. Мое сердце отвлеклось от Аллаха. 3. Я начал подозревать тебя.
В действительности, когда кто-то приходит к тебе и говорит, что такой-то человек плохо говорил про тебя и т.п. То человек начинает задумываться, почему он так говорил? Что я ему такого сделал? Когда я мог его обидеть? И т.д. Тогда уже и человек принесший такие вести становится подозрительным и не вызывающим доверия.
Сообщается, что однажды Сулейман бин Абдул-Малик сидел рядом с имамом Зухри. Пришел некий человек, и Сулейман сказал ему: «Поистине, до меня дошло, что ты сплетничал обо мне». Этот человек сказал: «Я не совершал этого. Я ничего не рассказывал о тебе». Сулейман сказал: «Поистине тот, кто передал мне эти слова, верный и надежный человек». Имам Зухри сказал:
«Сплетник не может быть верным и надежным человеком».
Сулейман сказал: «Ты сказал верно», - и, пожелав мира тому человеку, отпустил его. Хасан аль-Басри сказал: «Тот, кто сплетничает тебе про других, сплетничает про тебя другим». Если сказать коротко, то вред от сплетен очень большой и от них следует беречь. Такие люди относятся к числу стремящихся разрывать то, что Аллах велел связывать, и такие люди распространяют нечестие на земле. Всевышний в Коране сказал:
«Упрека и наказания заслуживают нечестивцы, которые обижают людей и без права горделиво превозносятся и распространяют нечестие по земле». (42:42)
От Айшы (р.а.) передается: «Худший из людей тот, от зла которого люди остерегаются». (Бухари, Муслим)
Так же Посланник Аллаха сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал:
«Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».
То есть отношения между людьми, любовь, это то, что должно быть неразрывно, сплетники же стараются эту связь разорвать.
Следующий вид греха - двуличие. Речь идет о человеке, который подходит к каждому из враждующих между собой людей, и говорит им одно и то же, что другой не неправ, что он сделал правильно, что он поддерживает именно его. Хасан передает, что Пророк (ﷺ) сказал:
«Худшим из людей является двуличный, который к одним подходит с одним лицом, а к другим с другим. Тот, кто имел в этом мире два языка, в Судный день будет иметь два языка из огня».
Мухаммад бин Зейд рассказывает, что однажды люди поведали его деду: «Мы заходим к богатым людям по своим делам. И когда уходим от них, мы говорим о них совсем не то, что говорили им. Когда приходим к ним, мы их хвалим, а когда уходим, осуждаем». Тогда Абдуллах ибн Умар сказал: «Во времена Пророка Мухаммада (ﷺ) мы считали это двуличием». (Бухари)
Но подобное допустимо в тех случаях, когда человек вынужден так поступать, опасаясь зла от другого человека. Абу Дарда (р.а.) сказал:
«Поистине мы улыбаемся людям в лицо, тогда как сердца наши проклинают их».
Передают, что Айша (р.а.) сказала: «Как-то раз один человек попросил разрешения войти к Посланнику Аллаха (ﷺ) и он сказал: «Впустите его, (хотя) и плохой он соплеменник!» Когда же этот человек вошел, Пророк (ﷺ) стал мягко говорить с ним, а когда он вышел, я сказала: «О Посланник Аллаха (ﷺ) сначала ты сказал о нем то что сказал, а потом так мягко говорил с ним!» - на что он ответил:
«О, Айша, поистине худшим из людей является такие, которым оказывают уважение, опасаясь их зла». (Бухари, Муслим)
Однако это касается случаев с улыбкой или теплого приветствия. В других обстоятельствах, когда к примеру, говорят грешнику что он праведный, кивать головой в знак согласия ложным словам, подтверждать несправедливое, все это уже является лицемерием. Если же у человека нет возможности говорить правильные слова, пусть промолчит, но выразит этому порицание сердцем. Об остальных грехах от языка поговорим по воле Аллаха в следующих уроках. Пусть Всевышний дарует нам полезное знание.