Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллаха мы продолжаем наши уроки по воспитанию своего нафса. Сегодня мы продолжим начатую тему, которую имам Газали назвал, бедствия от языка. Мы начали ее на прошлом уроке и привели хадисы о том, к каким тяжёлым последствиям и бедам могут привести наши слова. Одна из таких бед, это лишние слова. То есть, если слова не приносят никакой пользы вам и вашей религии, и если вы оставите это, то вам и вашей религии не будет никакого вреда, то это и есть лишние слова. ‘Ата ибн Абу Рабах достиг высокой степени в религии и знании благодаря двум качествам:
Во-первых, он отлично владел собой и не позволял душе своей бесполезных услад.
Во-вторых, он очень хорошо распоряжался своим временем, не теряя ни минуты на лишние слова и действия.
Мухаммад ибн Сукъя однажды беседовал с людьми, которые пришли навестить его, и сказал:
— Хотите, расскажу вам то, что я надеюсь, принесёт пользу вам, как в своё время принесло пользу мне…
Люди сказали:
— Конечно, рассказывай…
Он сказал:
— Как-то ‘Ата ибн Абу Рабах сказал мне, давая наставление: «О сын брата моего, поистине, наши предшественники не любили лишних слов». Я спросил: «А что они считали лишними словами?» Он ответил: «Они считали лишними все слова, кроме Книги Аллаха — её чтения и понимания, хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — их передачи и понимания, побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого, полезного знания, приближающего к Всевышнему Аллаху, и тех слов, которые ты произносишь, когда говоришь о своих потребностях или хлебе насущном то, что тебе необходимо сказать». Потом он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Разве не знаете вы, что: “Поистине, над вами есть хранители — благородные писцы” (82:10–11)? И что с каждым из вас — два ангела: “Два ангела сидят справа и слева и принимают [записывают деяния]. Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель” (50:17–18)?» А потом он сказал: «Разве не устыдится любой из нас, когда перед ним развернут свиток, который он продиктовал с утра, и он обнаружит, что большинство из того, что записано там, не нужно ни для религии, ни для мира этого?..»
Так же от одного из сподвижников передается: «Поистине один человек обращается ко мне с речью и мое желание ответить этому человеку сильнее, чем желание испить холодной воды у испытывающего жажду человека, но, боясь, что это будет лишней речью, я оставлял ее».
Имам Байхаки приводит, что Пророк (ﷺ) сказал:
«Счастлив человек, который раздаёт богатство, которого больше, чем необходимо, и не занимается лишними разговорами».
На сегодняшний день ситуация такова, что у людей лишних разговоров больше, а милостыней меньше.
Порицается также восхваление людей, известных своим лицемерием, нечестием, неблаговидными поступками, так как это является проявлением несправедливости и служит дурным примером для других. В хадисе, переданном Ахмадом, сказано: «Не говорите лицемеру «уважаемый нами», ведь если он будет уважаем вами, то вы прогневите вашего Господа».
Вторая из бед, это разговоры о грешных делах. Например, о распутстве, о похищениях женщин, о застольях со спиртным, о роскоши богатых, о ловкости лицемеров, о жестокости и несправедливости правителей, об их греховных похождениях и т. д. Поистине, говорить о вышеперечисленном является запретным. Но большинство людей, вступая в подобные разговоры, получают от них удовольствие и не задумываются о том, что разговоры эти не только бесполезны, но и запретны. «Ограничить поток пустых, напрасных, бесполезных разговоров невозможно, и лучшее средство уберечься от них», – говорить только о том, что является важным и приносит пользу для веры и для жизни.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк (ﷺ) говорил:
«Все члены моей общины будут прощены, кроме тех, кто заявляет во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». (Бухари, Муслим)
Человек также должен скрывать как собственные грехи, так и грехи других людей, а не раскрывать и выставлять их на всеобщее обозрение, ведь Пророк (ﷺ) сказал:
«Если раб в этом мире скроет недостатки другого раба, то в Судный День Всевышний Аллах скроет недостатки этого человека». (Муслим)
В рассказах другим о совершении греха нет никакой пользы.
Имам Ибн Муфлих сказал: «Ат-Тауба – это сожаление за совершенные прошлые грехи и ослушания, твердое решение оставления этого навсегда и только ради Аллаха Всевышнего, а не ради мирской выгоды или же предотвращения вреда, и оставления грехов по собственному выбору, а не из-за принуждения».
То есть даже если вы согрешили, не нужно рассказывать об этом, потому что вы попадете в список тех людей, чьи грехи не будут прощены. Как сказано в ранее упомянутом хадисе.
Следующий грех языка, это споры и пререкание. Ислам запрещает вести споры и пререкания поскольку суть спора в том, чтобы противоречить собеседнику, пытаться уличить его в ошибках, выискивать недостатки в рассуждениях, придавать его словам смысл, которого тот не имел в виду, и приписывать ему слова, которых он не произносил.
В хадисе говорится: «Не достигнет раб Божий совершенства в вере, пока не оставит споры, даже если он будет прав» (Ибн Аби-Дунья).
Праведный халиф Умар (р.а.) сказал: «Не стоит приобретать знания ради трех вещей: чтобы использовать их в спорах, чтобы гордиться ими и выставлять их напоказ. Но также не оставляйте стремление к знаниям из-за трех вещей: из-за того, что стыдитесь искать их, что пренебрегаете ими или отдаете предпочтение невежеству перед знанием».
К подобному побуждает не что иное, как высокомерие, проявляющееся в стремлении продемонстрировать другим собственные знания и превосходство, и нападки на другого человека, что выражается в стремлении показать его недостатки, однако оба этих качества являются губительными.
Мусульманину следует избегать споров, даже если он прав, потому что пререкания ожесточают сердце и порождают злобу и ненависть между людьми. В препирательствах и спорах — отвержение истины и утверждение ложного. К тому же в пылу такого спора человек может исказить истину или отвергнуть её даже после того, как она станет очевидна ему, а это непременно отразится на его вере и нравственности.
Поэтому ислам побуждает нас сторониться споров, Пророк (ﷺ) сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто отказался от споров, даже когда он прав» [Абу Дауд]. Здесь подразумеваются те самые споры, в которых каждый из участников стремится любой ценой сломить своего оппонента, даже если тот прав. В Священном Коране сказано:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только Ему" (Аль-Анкабут, 46).
То есть говорите аргументированно, но будьте мягки, не обижайте собеседника ни словом, ни взглядом, но помогите ему принять истину и покориться ей. О других последствиях слов, по воле Аллаха, расскажем на следующем уроке. Пусть Аллах наградит нас полезными знаниями, и сделает нас из тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть примет все наши поклонения.