Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Мади Рахман
По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса. На прошлом уроке мы закончили тему: «жадность и щедрость». Сегодня мы начнем тему под названием «Беды от языка». Имам Газали в своей книге охватывает темы поклонения, деяния, которые вредят человеку, болезни сердца, и то, что влияет на сердце, одно из них это – бедствие от языка, которое приводит к болезням сердца и вредит религии человека.
Всевышний даровал человеку язык, для речи человеку не нужно прилагать большие усилия, в целом речь даётся человеку легко. Но в словах для человека есть опасность. Например, если человек произносит слова куфра. Это самые тяжёлые слова. Самые же лучшие слова, это слова шахады, чтение каляма Аллаха. Человек несёт большую ответственность за свои слова. Язык может возвысить в степени перед Аллахом, так и унизить. Поэтому наша религия призывает не пустословить и немногословить. Недаром в известном хадисе сказано:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит нечто благое или молчит» (Бухари).
В другом хадисе приводится: «Молчание — это тоже деяние, но его совершают немногие»
Сахль ибн Са‘д (р.а.) передаёт, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Кто поручится мне за то, что у него между челюстей, и за то, что у него между ног, тому я гарантирую Рай» (Бухари, Муслим).
Пророк (ﷺ) указал на два действия, неуклонно совершая которые, верующий войдёт в Рай, который Аллах обещал Своим богобоязненным рабам. Это оберегание языка от произнесения того, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха, а также оберегание половых органов от совершения прелюбодеяния. Известный праведник Хасан аль-Басри говорил:
«Кто не бережет речь (кто не знает цену своим словам), тот не понял своей религии».
Сообщается от Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что когда он был в пути с Пророком (ﷺ) он спросил: «О пророк, неужели мы будем спрошены за то, что произносим?» Пророк (ﷺ) ответил: «О, Муаз! А разве будут ввергать людей лицами в Огонь, кроме как за плоды их языка?!» (ат-Тирмизи, ибн Маджа). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал:
«Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы» (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Байхаки).
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах о том, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Не стать прямой вере раба (Аллаха), пока не станет прямым его сердце, и не стать прямым сердцу его, пока не станет прямым его язык, и не войти в рай (человеку), если его сосед не будет находиться в безопасности от его зла» (Ахмад).
Также от Абу Хурайры (р.а.), было передано, что Пророк (ﷺ) сказал:
«Поистине, человек может сказать слово, которое вызовет довольство Аллаха, чему он сам (сказавший) не придаст значения, по причине чего Аллах возвысит его на много степеней. И поистине человек может сказать слово, которое вызовет гнев Аллаха, чему сам сказавший это и не придаст значения, из-за чего он будет ввергнут в ад». (аль-Бухари).
Все эти хадисы, слова учёных говорят нам о том, какие весомые последствия могут привести слова. Слова можно разделить на 4 вида:
- Без сомнения вредные слова.
- Без сомнения полезные слова.
- Слова, от которых нет ни вреда, ни пользы.
- Слова, которые могут приносить и вред, и пользу.
Всем нам известны вредные слова, как сплетни, ложь, сквернословие, слова от которых человек должен оберегать себя. Есть так же слова, от которых нет ни пользы, ни вреда, слова мубах. Например, болтовня и пустословие. Такие разговоры зачастую переходят на вредные темы. Такой человек подобен тому, кто ходит по краю, и в любой момент может перейти за грань дозволенного. Третий вид, это смесь вредного и благого. К примеру, в гостях, в кругу друзей, близких, коллег, могут прозвучать хорошие, добрые, благие слова. Но в разговоре между слов могут прозвучать пошлые шутки, сквернословие, сплетни и.т.п. Остаётся четвертый вид, это без сомнения полезные слова. Но и тут нужно быть осторожным, чтобы слова не превратились в показуху или средством гордыни.
Передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) перечисляя праведные деяния, которые способствуют вхождению человека в Рай, сказал одному из своих сподвижников – Муазу ибн Джабалю (р.а.):
«Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (стать обитателем Рая)?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк, указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это».
В хадисе, переданном Абу Хурайрой, да смилуется над ним Аллах, говорится: «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается».
То, что тебя не касается – это твой разговор о чём-то таком, что если бы ты промолчал об этом, то не впал бы в грех и не было бы тебе вреда ни сейчас, ни в будущем. Причина, которая приводит человека к совершению того, что его не касается, как пишет Имам аль-Газали – это стремление узнать то, в чём у него нет нужды, общение для близкой дружбы или проведение времени в рассказах, от которых нет пользы.
Например, когда ты встречаешь человека, который идёт своим путём, и спрашиваешь его, куда он идёт, или человек возвращается откуда-то, а ты начинаешь расспрашивать его, откуда он идёт и так далее. Все эти вопросы и им подобные могут привести к плохим последствиям.
Другие плохие последствия слов, по воле Аллаха рассмотрим на следующем уроке. Пусть Аллах наградит нас полезными знаниями, и сделает нас из числа тех, кто будет следовать этим знаниям и пусть примет все наши поклонения.