Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Ин шаа Аллах, с благословения Всевышнего Аллаха, мы продолжаем нашу лекцию по "Воспитанию нафса (эго)". На прошлом уроке, мы начали тему о такой болезни человеческого сердца, как жадность и корысть. Имам Мухаммад аль-Газали, продолжая тему корыстолюбия и жадности, говорит: "Если у человека нет или очень мало имущества, то он должен проявить довольство тем, что у него есть. Если человек обеспечен, богат, то у него должно быть такое качество, как - щедрость. Щедрость - является качеством пророков и праведных людей.
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Щедрость — это дерево в Раю. Если человек щедр, это значит, что он схватил за одну из ветвей этого дерева. И эта ветка не оставит его, пока он не войдет в рай».
В другом хадисе говорится:
«Два качества, которые любит Всевышний — это хороший нрав и щедрость. Два качества, которые не любит Всевышний — это скверный характер и жадность».
В риваятах (сообщениях) от имамов Табарани, Хакима, Байхаки приводится, что Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Поистине, Аллах щедр, и Он любит щедрость во всем».
В риваяте от Абу Хурейры (р.а) приводится, что Пророк (ﷺ) сказал:
«Щедрый человек близок к Аллаху и людям, и далек от огня Ада. Жадный человек далек от людей и Аллаха, и далек от Рая, и близок к огню Ада».
Когда у имама Суфьяна спросили: "Что такое щедрость?", он ответил: "Делать благое своим братьям и помогать им своим имуществом". У имама умер отец и оставил ему в наследство пятьдесят тысяч дирхам. Когда ему достались эти деньги, он начал раздавать их своим любимым и близким братьям. Когда его спросили: "Что ты делаешь?", он ответил: "Я просил и молил Всевышнего о рае для своих братьев, я не ревновал рай к своим братьям, как же я могу ревновать к ним имущество?".
Исламская история была свидетелем жизни многих праведных и щедрых людей, рассмотрим несколько повествовании из жизни этих людей. Имам Абу Хамид аль-Газали приводит: Лайс ибн Саад большой ученый, знаток хадисов, законовед, муджтахид, однако, ввиду отсутствия у него авторитетных последователей, его работы не сформировались в самостоятельный мазхаб.
Лайс ибн Саад славился своей щедростью. Его годовой доход составлял десятки тысяч динаров, однако его имущество никогда не облагалось закятом даже в размере одного дирхема, потому что он все раздавал беднякам. Его сын Шуайб рассказывал: "Однажды вместе с отцом мы отправились в хадж. Когда мы приехали в Медину, имам Малик послал нам тарелку со свежими финиками. В свою очередь отец положил на тарелку 1000 динаров и послал ее ему обратно".
Так же рассказывают, что имам Лайс регулярно выплачивал долги ученых и простых людей. В один из дней к нему обратилась одна женщина с нуждой, ей нужно было немного мёда. Лайс ибн Саад привез и вручил ей целое ведро мёда. Когда его спросили: "Зачем ты дал ей так много мёда, когда она просила у тебя совсем немного?". Он ответил: "Она попросила меня исходя из своей нужды, а я дал ей из того количества благ, которым наделили меня Аллах".
Когда Лайс ибн Саад из-за болезни лежал у себя дома при смерти, к нему начали приходить родственники, чтобы узнать о его состоянии. Тогда он сказал: "У меня же было много братьев, родственников, почему их нет?". Служащий рядом с ним, сказал: "Они не навещают тебя, потому что стыдятся, что не успели вернуть тебе долги". Поистине, как говорил имам аш-Шафии: "Ночью переживания, днем мучение". Ночью человек переживает, как бы ему вернуть долг, днем мучается, боясь встретить его на улице. Когда Лайс ибн Саад услышал, что они стыдятся, что не вернули долги, он сказал:
"Субханаллах! Пусть пропадет все имущество, которое отделило меня от моих братьев".
Затем сказал своему служащему: "Ступай и объяви всем, кто считает себя моим должником, что я прощаю все долги". После объявления пришло так много людей, что сломался деревянный мост через небольшую речку, который вел к его дому.
Противоположное качество щедрости в сердце человека — это жадность. Жадность в нашей религии является одним из порочных качеств, болезней сердца, которое приводит к другим различным бедам. В Священном Коране Всевышний говорит:
«Те, которые скупы на полученное ими от Аллаха, пусть не думают, что скупость для них лучше. Напротив, она хуже для них. В День воскресения они будут закованы в ожерелья из того, что они жалели …» (3:180).
«А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести [,Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание …» (9:34).
«Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво — воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (31:18).
В хадисе Пророк (ﷺ) сказал:
"Остерегайтесь скупости, поистине, скупость погубила тех, кто был до вас".
Имам Асмаи приводит, что один араб сказал: "В глазах одного человека, мирское было настолько большим, что в моих глазах он стал настолько маленьким". Такой человек видит в просящем ангела смерти, т. е. эти люди настолько жадны, что трепещут от страха, что кто-либо у них что-то попросит.
Есть история, в которой один араб пожаловал в гости к жадному человеку. У этого жадного человека на столе лежал инжир (на арабском языке: "Тин". В Коране есть сура, названная "Ат-тин"), как только гость вошел, он спрятал его под полотенце. Они сели начали беседовать, этот жадный человек с видом богобоязненного, попросил гостя прочитать Коран, чтобы порадовать слух его звучанием. Араб начал читать: "Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим. Бисмилляхи р-рахмаани р-рахиим. Ваззайтуун ватуури сининин...". Хозяин дома его остановил и говорит: "Подожди, подожди, а куда подевался "тин?" Араб ему отвечает: «а "тин" у тебя под полотенцем».
Это рассказы из книг имамов и есть целые книги, где написано о жадности, и в которых описывают скупых людей. В целом, если нет имущества, то должно быть довольство, если есть имущество, то должна быть щедрость. Но и у щедрости есть разные уровни, с арабского "аль-джуд" (الجود) или "ас-саха" (السخا), это брать необходимое и делиться оставшимся. Есть уровень еще выше, это "аль-исар" (الإيثار), делиться тем, в чем ты сам нуждаешься (альтруизм).
В Коране Всевышний описывая сподвижников Пророка (ﷺ) говорит:
"Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются" (59:9).
Но в вопросах поклонения, в вопросах касающихся Рая, нельзя отдавать предпочтение другим. В этих вопросах у людей должно быть соревнование. Однако, в других вопросах, по словам ученых, нет лучше того, чтобы отдавать предпочтение другим, ставить других выше себя.
В следующем уроке мы пройдем, какова величина щедрости, и какова величина жадности и как избавиться от нее.