Урок 117 Этикет мусульманского братства. Часть 15 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Зухр 12:43
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:38 06:53 12:43 16:41 18:26 19:41
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Раби-авваль 1444
Григорианский
07 октября 2022

Циклы уроков

Урок 117 Этикет мусульманского братства. Часть 15

Урок 117 Этикет мусульманского братства. Часть 15

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». Следующая тема, которую рассматривает имам Газали – это права близких родственников. В этом вопросе имам Газали не рассматривает отдельные вопросы, а рассказывает о благах, и в целом что об этом говорит наша религия. Пророк в своем хадис шарифе сказал:

 

«О, мусульмане! Сохраняйте родственные связи, поистине, это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)».

 

Этот хадис передали имам Бухари и имам Муслим. В другом хадисе Пророк сказал:

 

«Аллах сказал: «Я – Милостивый (ар-Рахман), и Я сотворил родственные связи (ар-рахим), образовав это слово от Своего имени, и Я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, Я отдалю».

 

То есть, сколько бы вы не совершали поклонения, если у вас плохие отношения с родственниками, если из-за мелочей дуньи вы разорвали отношения с ними, то как приводится в хадисе, если кто будет порывать родственные связи, от того Аллах отдалится. Хадис приводят имам Бухари и Муслим.

 

Как-то Пророку задали вопрос: «Кто является лучшим из людей?». Тогда Пророк сказал: «Тот, кто больше проявляет богобоязненность, набожность, и тот, кто лучше относится к своим родственникам, и тот, кто больше призывает к благому и удерживает от порицаемого». Хадис передали имам Ахмад и имам Табарани.

 

Сподвижник Пророка Абу Зарр говорил: «Любимый Пророк дал мне наставление не разрывать родственные связи, даже если родственники разрывают их со мной».

 

Даже если родственники вам не звонят, не навещают, тем не менее, вам следует навещать их. То, что родственник не выполняет должное, не дает вам права не выполнять должное по отношению к нему. Перед Всевышним Аллахом вы все равно останетесь ответственным за свое отношение к родне. То есть вы не можете сказать: мой родственник не приходит ко мне, почему я должен идти к нему? Но вы должны сами навещать его, спрашивать о здоровье, звонить и узнавать о состоянии. Другое дело, если вы пришли к нему в гости, а он вас выгоняет. Но маловероятно что доходит до такого положения.

 

Поэтому, когда однажды пришел один мужчина к Пророку и сказал: «Поистине, у меня есть родственники, с которыми я связываю родственные узы, но они разрывают их со мной. Я проявляю к ним добро, однако они причиняют мне зло». Пророк сказал: «Делай то, что велено тебе, «ты будто собираешь доказательства против них» (смысл), когда вы предстанете перед Аллахом, они будут спрошены за это, почему они не приняли человека, который пришел поддерживать родственные связи, когда религия призывает не разрывать родственные узы даже с тем, кто их разрывает.

 

Поддерживать связь в ответ с тем, кто поддерживает ее с вами, не является связыванием, поддержкой родственных связей и выполнением родственных обязательств. Отвечая тем же, вы отвечаете на добро добром. Кто-то пригласил вас на свадьбу, и вы в ответ пригласили его? Это не является выполнением обязательств. Как происходит выполнение? Когда он не поддерживает связь, а вы поддерживаете, он не пригласил на свадьбу, а вы пригласили. Вы разделяете с ним счастливые моменты и горестные. Помогаете чем можете, в таком случае вы будете считаться тем, кто не разрывает, а связывает родственные связи.

 

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр сказала: «В один из дней, ко мне приехала моя мать, которая при жизни Пророка была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха сказав: «Ко мне приехала моя мать, следует ли мне поддерживать отношения с ней?». Он ответил: «Да, тебе следует делать это». Хадис передали имам аль-Бухари и Муслим. То есть, религия родственника не должна быть преградой для поддержания хороших родственных связей с ними. В Коране Всевышний Аллах призвал быть в хороших отношениях с родителями:

 

«А если они (родители) будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о чем ты не имеешь никакого знания, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму...» (Сура «Лукман», 15-аят).

 

Всевышний Аллах велит быть в хороших отношениях с родителями, которые призывают вас к греху. Религия не позволяет вам говорить, что как как они не читают намаз, я отношусь к ним плохо и оставляю их. Наоборот, таким отношением вы покажете свою религию отвратительной. Люди скажут, что ваши отношения с родителями были хорошие, когда вы не читали намаз, а когда начали читать, отношения испортились, что вы стали нехорошо относиться к ним. Это самое плохое, когда люди смотрят на вас, на ваши поступки и это становится причиной их отречения от религии. Если кто-либо скажет: «если обладатели веры, религиозные люди такие, то тогда нет, я не буду исповедовать ислам».  То есть, отвернется по причине вас от религии, и не придет к истине, в этом случае ответственность за это перед Аллахом очень тяжелая. Поэтому нужно быть деликатным в этом вопросе.

 

Некоторые ученые говорят, что если отец принес в дом алкоголь и просит принести стакан, то вам не следует слушать его, так как говорится: «Не помогайте друг другу в грехе». Если вы принесете стакан, то он будет распивать им алкоголь, вы не должны в этом подчиняться. Но если после распития спиртного, отец попросит вас отнести стакан или помыть его, то ваша обязанность отнести его и помыть. Так как в этом вы не помогаете в совершении греха.

 

Также Пророк сказал: «Садака бедному это одно, а садака родственнику это две милостыни». Так как садака родственнику это с одной стороны укрепление родственных уз, с другой садака. Таким образом, по воле Аллаха он получит награду за оба благодеяния.

 

Передается, что когда был ниспослан 92 аят, суры «Али Имран», Абу Тальха подошел к Посланнику и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал следующие слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите...», а самым любимым из моего имущества для меня является «Байрухаъ» (сад финиковых деревьев), так пусть же она станет милостыней ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе «запас» у Аллаха. Используй, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению».

 

На это Посланник Аллаха ответил: «Прекрасно! Это имущество принесет доход, обязательно принесет! Я слышал твои слова, и поистине, я считаю, что тебе следует отдать ее своим родным и близким».

 

Посланник Аллаха сказал:

 

«Наилучшая сдака – это садака, которая подается близкому родственнику, питающему к вам вражду».

 

В этом случае вы даете садака ради довольства Аллаха. Когда человек любит другого человека, то он бывает преисполнен желания подарить ему что-нибудь, такова природа человека. Но если у вас есть родственник, который не спрашивает о вас, не оказывает помощь, когда вы ее просите, вы не любите его и если вы даете садака такому человеку, то это не от любви к нему, а ради довольства Аллаха, так как Всевышний призвал к этому. Поэтому Пророк сказал, что лучшая садака – это садака родственнику, который оборвал с вами родственные узы.

 

Имам Газали (رحمه الله) приводит, что передается, как Умар (رضى الله عنه) написал в письме правителям городов: «Велите родственникам навещать друг друга, но не быть соседями». Например, две невестки живут по отдельности, навещают друг друга во время разных мероприятий, собрании, помогают друг другу и возвращаются к себе домой. Но когда они живут в одном доме, появляются лишние разговоры, она сделала то, я сделала это, она не работает и т.п. Поэтому было сказано, навещайте друг друга но не живите близко.

 

Возможно это и правильно, с одной стороны, так как иногда бывают люди, с которыми лучше общаться на расстоянии, а с другими общаться тесно и это не повлияет на ваши отношения. Поэтому это также зависит от людей. Но в жизни, в практике можно увидеть, как на одном участке родственники строят два дома, такие случаи бывают, особенно у женщин. Если у женщины нет набожности, то она бывает близка к сплетням, наущает мужа, наговаривает, и в один из дней отношения могут начать меняться, что приводит к выяснению отношений, ругани и разрыву родственных уз. Поэтому не нужно давать женщине говорить лишнее. Как-то один человек сказал, что его жена жалуется, что они мало разговаривают друг с другом, На что он поставил ей условие, что она может говорить обо всем, но не сплетничать и не обсуждала его работу. И на этом ее разговоры закончились. То есть в основном в разговорах было, что такой-то сделал то-то, такая-то совершила то-то и т.п.

 

Следующий вопрос, который рассматривает имам Газали – права родителей и ребенка. В целом о правах родителей много сказано в Священном Коране. Всевышний Аллах в нескольких аятах говорил, поклоняться Аллаху, не придавать Ему сотоварищей и быть в хороших отношениях с родителями. И когда Пророка спросили: «О Посланник Аллаха, кто более всего достоин хорошего обхождения?» Он ответил: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твоя мать...».

 

Хадисов с похожим смыслом много. Также важно поддерживать хорошие отношения с теми, кто связан с вашими родителями, не разрывать отношения с теми, кто был в хороших отношениях с ними. Пусть у вас и нет с ними ежедневной темы для бесед как у ваших родителей, но можно поздравлять их с праздниками, навещать их на айт, дарить подарки, таким образом поддерживать отношения.

 

Малик ибн Рабиа говорит: «Когда мы сидели вместе с Пророком , пришел человек из Бани Саламы и спросил: «О Посланник Аллаха, смогу ли я как-нибудь проявить почтительность по отношению к своим родителям после того, как они умрут?» Он сказал: «Да, взывая к Аллаху с мольбами за них, прося о прощении для них, исполняя то, что было ими обещано, оказывая уважение тем, с кем они дружили, и поддерживая родственные связи с теми, с кем ты связан только через них». Хадис передали имам ибн Дауд, имам Хиббан, имам Хаким.

 

Таким образом, если у ваших родителей есть близкие друзья, то поддерживая отношения с ними вы приносит благо своим родителям. Иногда у людей такие связи обрываются, то есть когда отец хорошо поддерживал отношения с другом, а после его смерти у вас связь с его другом обрывается. В другом хадисе от имама Муслима (رحمه الله) и Умара (رضى الله عنه) Пророк сказал:

 

«Высшее проявление почтительности состоит в поддержании связи с тем, кого любил отец».

 

Следующий вопрос, как приводит имам Газали (رحمه الله), множество ученых говорили, что здесь становится ясным, каковы права родителей, ваши обязанности. Есть родственные отношения, в которые входит отношения с родителями, и за них на вас лежит большая ответственность. Имам Газали (رحمه الله) говорит: «В целом есть родственные, братские отношения, но отношения с родителями в два раза ответственнее. Если в явно запретных вещах человек не обязан подчиняться родителям, то в сомнительных вещах обязан. Например, среди ученых есть разногласия, одни говорят можно, другие нет. Если родители требуют от вас это сомнительное, то вы обязаны подчиниться. Так как если оставлять сомнительное - это набожность, то слушаться родителей - это обязанность. Одним словом, фард стоит выше набожности и сунны.

 

Также говорит, что в мубах и нафль поездки нужно выходить только с их разрешения. Например, у вас в этом году помимо расходов есть доход пять тысяч долларов. Обязан ли для вас хадж? Да, обязан для тех, у кого есть возможность. Но обязан ли он совершить хадж в том же году, котором у него есть доход, возможность? Будете ли вы грешником или нет? Некоторые ученые говорят, что нужно совершить в том же году, другие говорят, нет обязанности совершать в том же году. К примеру, если вы израсходуете эти деньги на что-либо другое, вы не будете грешником. Имам Газали говорит, что есть паломничество, которое является обязательным – это первое паломничество, как один из пяти столпов. Последующие хаджи будут считаться как нафль. Хадж в этом случае не является обязанностью. В таких случаях, когда хадж является нафль и родители просят расходовать деньги на другое, то нужно слушаться их. Также идти по пути знаний – является нафлем, то есть не является фардом, только если это не является фард айн, то есть выходить на путь знаний, обучаться тому, что требуется обществу, но, к примеру, в нашей стране этому не обучают. Отказываясь от исполнения фард айн, совершает грех. Поэтому для исполнения такого рода выхода на путь знаний, можно без разрешения родителей. К примеру, если в стране неверующих один человек принял ислам, и нет никого в его стране, кто мог бы обучить его религии. В таком случае он обязан выйти в поиск знаний, и он не может себя ограничить правами родителей. Такое часто встречается среди молодежи, одни говорят, я хочу получить образование за рубежом, но родители не дают согласия. В таком случае нужно посмотреть дают ли такое образование, которое ты хочешь получить у тебя в стране, относится ли это к фарду айн, то есть станешь ли ты грешником если не выполнишь это? Если родители против, и это не относится к фарду айн, то нужно слушаться родителей.

 

Абу Саид аль-Худри (رضى الله عنه) говорит: «К Пророку пришел человек совершивший хиджру с Ямана (Йемена), для того, чтобы участвовать в джихаде. Тогда Пророк сказал: «У тебя остались в Ямане родители?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Они разрешили тебе?», Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк сказал:

 

«Возьми разрешения у своих родителей, если они позволят, то выходи на джихад. Если же нет, то совершай благо для них. Это лучшее деяние перед Аллахом после таухида».

 

Хадис передали имам Ахмад и имам Хиббан.

 

Также, когда другой человек пришел к Пророку просить разрешения сражаться на пути Аллаха, Пророк спросил: «Есть ли у тебя мать?». Тот ответил: «Есть». Тогда Пророк сказал: «Тогда будь рядом со своей матерью, поистине рай в ее ногах».

 

Другой, оставив своих родителей в слезах, пришел к Пророку , чтобы принести ему присягу для присоединения к джихаду. Однако Пророк сказал: «Вернись к ним (к родителям) и заставь их смеяться так же, как ты заставил их плакать».

 

Теперь, что касается ребенка, в Коране сказано:

 

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня...» (сура «Ат-Тахрим», 6-аят).

 

Вы ответственны перед Аллахом за свою семью, будете спрошены за них. За их воспитание, познание Господа, все это является вашей обязанностью. Имам Газали (رحمه الله) говорит, что в целом, в воспитании детей нужно относиться к ним мягко. Пророк сказал:

 

«К тому, кто не милостив к людям, не будет милостив и Аллах!».

 

Также выбрать своему ребенку хорошее имя, выбрать хорошую мать, дать хорошее воспитание, женить, все это обязанности родителей перед детьми. Есть и другие обязанности, но имам Газали здесь вкратце рассматривает данный вопрос.

 

Относительно прав рабынь и рабов, наша религия и этому вопросу уделяет большое внимание. Во многих аятах Священного Корана приводится, что когда вы совершаете какое-либо преступление или грехи, то как искупление нужно освободить раба. То есть до прихода ислама, человек мог тать рабом по разным причинам. К примеру, человек задолжал денег и если не выплатил долг до определенного времени, то становился рабом. Если человека украли, он становился рабом. И другие случаи, этих путей было очень много. Но когда пришел ислам, он сузил все пути и наоборот увеличил пути освобождения рабов. Если совершишь что-либо плохое, то искуплением будет освобождение раба, если сделаешь такой-то грех, то искуплением будет освобождение раба. Таким образом, во многих аятах, Всевышний Аллах ввел освобождение рабов в хукм шариата. Даже когда человек непреднамеренно убивает другого человека, то как искупление, он должен освободить раба мусульманина. Так как если вы стали причиной чьей-то смерти, то теперь вы должны стать причиной чьей-то жизни. Ученые говорят, что освобождение от рабства подобно дарованию новой жизни. Так как жизнь раба, это не его личная жизнь.

 

Также не все люди хотели освобождать рабов. Человек покупает раба, который служит ему, и хозяин не хочет его отпускать. В таких случаях Всевышний Аллах показал нам решение, путь мукатаба, то есть когда раб приходит к хозяину и говорит, что хочет освободить себя. Хозяин оценивает его и тот идет работать и выплачивает определенную сумму своему хозяину. Таким образом раб освобождает самого себя, то есть выкупает самого себя. Религия дозволяет это и призывает делать так. Посему наша религия не является религией, призывающей к рабству. Наоборот, наша религия освобождающая людей от рабства. Рабство процветало еще до прихода ислама, наша религия уничтожила все пути рабства, кроме пленения по результату сражения. Также наша религия призвала снисходительно относиться к рабам и рабыням, которые находятся в их распоряжении.

 

В хадисе от аль-Бухари приводится: «Последние слова, которые Пророк сказал перед смертью, были следующими: «Совершайте намаз и заботьтесь о тех, кто находится на вашем содержании. Пусть для вас будет обязательным чтение намаза и воспитание (защита) ваших рабов».

 

От Абу Хурайры (رضى الله عنه) передается, в один из дней, когда один мужчина ехал верхом, а за ним шел пешком его слуга, было сказано: «О раб Аллаха, посади сзади своего служителя, он твой брат, его душа такая же как и твоя душа. Затем, когда тот посадил его, сказал ему: «Чем больше людей плетутся за тобой, тем больше ты отдаляешься от Аллаха». Бывают люди из начальников, которые желают, чтобы за ним всегда ходили люди. Чем больше человек желает этого, тем больше он отдаляется от Аллаха.

 

От Абу ад-Дарды передается: «В один день ко мне пришла рабыня и сказала: «В один год я отравляла тебя, и яд не подействовало на тебя» Когда он спросил почему она сделала это, она ответила: «Я хотела избавиться от тебя». Тогда Абу ад-Дарда сказал: «Иди, ты свободна на пути Аллаха».

 

Таким образом, в настоящее время люди не рабы, но они работают у вас в подчинении, это могут быть ваши родственники, в этих случаях также вы должны хорошо относиться к ним. Например, бывает, что некоторых людей водитель остается всегда снаружи, во время обеда он лишь перекусывает пирожками. У других начальников, водитель обедает, если не рядом с ним, то за соседним столиком. Был случай, когда начальник, тратил ежедневно на обеды и развлечения по 30-40 тысяч тенге, но когда у его водителя заболел ребенок, и он попросил у него пять тысяч тенге на лекарства, тот удержал эти деньги с его зарплаты.

 

Эти аяты и хадисы относятся в том числе и тем, кто имеет в своем подчинении служащих. Нельзя относиться к ним пренебрежительно, проявлять высокомерие. Все это является вашей обязанностью. Пусть Аллах благоволит сохранять права всех мусульман, наших родителей, родственников, подчиненных, и не нести на спине их права в ахират. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi