Урок 105: Этикет мусульманского братства. Часть 3 - Уроки по книге «Ихъя улюм ад-Дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Фаджр 06:52
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:52 08:10 13:10 16:17 18:00 19:17
свернуть
Календарь
Хиджра
22 Джумада-сани 1443
Григорианский
25 января 2022

Циклы уроков

Урок 105: Этикет мусульманского братства. Часть 3

Урок 105: Этикет мусульманского братства. Часть 3

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем уроки по воспитанию своего нафса, по книге имама Абу Хамида аль-Газали (رحمه الله) – «Ихъя улюм ад-Дин». На прошлом уроке мы говорили о любви на пути Аллаха, также и о ненависти на пути Аллаха к людям, обладающим некоторыми дурными качествами.

 

Имам Газали (رحمه الله) в этом вопросе делит людей на неверующих, которые объявили вам войну, и которые не объявляли войну, также на нововведенцев, которые призывают к этому и тех, кто не призывает и не обладают знаниями. То есть самая тяжелая степень – это неверующий, который объявил вам войну. Следом идут неверующие, которые не объявляли вам войну, затем идет призывающий к вредным, разрушающим религию нововведениям, и нововведенец, который не призывает к своему бид´а. Таким образом имам Газали (رحمه الله) раздельно рассматривает людей в вопросе любви и ненависти на пути Аллаха.

 

В целом людей, которые совершают грехи имам Газали (رحمه الله) разделяет на несколько уровней. Первый, и самый тяжелый - это люди, грехи которых причиняют вред другим людям. Это грабеж, притеснение, лжесвидетельство, злословие, сплетни. Имам Газали (رحمه الله) говорит, что с такими людьми нужно прекратить всякие отношения. В этом случает вы должны быть на стороне притесненных, а не притеснителя. В свою очередь притеснители, наносящие вред другим людям, делятся на причиняющих вред жизни людей, как проливание крови, убийство и тех, кто причиняет вред чести и достоинству, а также тем, кто посягает на чужое имущество.

 

На втором уровне, люди, которые не посягают на жизнь, достоинство либо имущество других людей, но они облегчают совершение греха для других людей, которые создают им условия. Это те, которые разрушают религию других людей, например, организаторы злачных мест как ночные клубы, заводы по производству алкоголя, свинофермы и др. То есть они помогают людям грешить и создают условия для этого. Имам Газали (رحمه الله) говорит, что этот грех легче чем предыдущий уровень, так как здесь грех человека между рабом и Аллахом, то есть он создает условия для греха между рабом и Аллахом. Имам Газали (رحمه الله) говорит, что грехи между рабом и Аллахом, ближе к прощению. Конечно же мы не утверждаем, что это легкий грех, но в отношении прощения греха между рабом и Аллахом, Всевышний волен прощать или не прощать эти грехи. Но в грехах первого уровня, Всевышний не прощает людей, если его не простит притесненный, даже если тот умрет шахидом. Поэтому уровень греха между рабом и Аллахом ниже, чем грехи между людьми.

 

Третий уровень – это люди которые греша, нанося вред самим себе. Распивают алкоголь, оставляют обязательное поклонение, грешат только по отношению к самому себе. При виде таких людей вы должны призывать их к благому, препятствовать в совершении греха словами, или действиями, если эти люди попадают в категорию людей по отношению, к которым вы можете проявить действие. Если вы встретите людей из первой категории, то неважно видите вы грех или нет, застали грех или нет, знаете вы его или нет, отношение к таким людям у вас должно быть одинаковое. Если же вы встретили человека из третьей категории, который грешит сам по себе или застали его во время совершения греха, то вам следует наставлять его, призывать к благому и в целом быть с ним мягкими. А что касается притеснителей, то к ним не стоит подходить с улыбкой и быть с ними в теплых отношениях. Как довод этому, имам Газали (رحمه الله) приводит следующий хадис Пророка :

 

«Однажды сподвижники стали бить одного человека за то, что он много распивал вина, и один из них воскликнул: «О Аллах, прокляни его! Как часто его приводили!» На это Пророк сказал: «Не проклинайте его, не будьте помощниками шайтана против своего брата»

 

в другом риваяте сказано:

 

«ибо клянусь Аллахом, я знаю, что он любит Аллаха и Его посланника!».

 

То есть не нужно быть жестоким с человеком, который грешит сам по себе, наоборот нужно быть мягким, наставлять, объяснять.

 

Следующий вопрос, который рассматривает имам Газали (رحمه الله) – качество, которое должно быть в человеке с которым вы хотите иметь дружбу. Если вы хотите стать кому-то другом, братом, вы должны посмотреть какой это человек. Плохой он или хороший, какими качествами он обладает. Так как Пророк сказал:

 

«Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем он дружит».

 

То есть мировоззрение, отношение к вещам вашего друга будут влиять на вас. Особенно если ваша личность слабее, если ваш друг совершает грехи и совершает их при вас, то ваше отношение к этому греху может смягчиться, этот грех станет привычным для вас. Поэтому вы должны выбирать себе друзей. Имам Газали (رحمه الله) говорит, если вы хотите подружиться с кем-то на пути Аллаха, чтобы эта дружба повлияла на вашу религию, веру, то в этом человеке должны быть пять качеств: ум, благой нрав, он не должен быть гнусным, не должен быть нововведенцем и отсутствие сильной любви к мирскому.

 

Самое главное качество, которым должен обладать человек – это ум. От дружбы с глупцом нет никакого блага. Сколько бы вы с таким не дружили, это приведет к ссорам и разделению. Так как глупый человек даже с хорошими намерениями может принести вам вред. Имам Газали (رحمه الله) приводит слова одного писателя:

 

«я не боюсь умного врага, но боюсь глупого друга».

 

Действия умного врага можно предугадать, так как он руководствуется разумом, а у глупости много видов, и ты не угадаешь откуда ждать беды, даже если это ваш друг.

 

Второе - это благой нрав, ведь даже если человек отличает добро от зла, но не обладает благим нравом, то он является рабом своего нафса, тогда его знания не принесут пользу. Знания человека подвластные нафсу, превращаются в простую информацию. Сколько людей знают о грехах, но совершают их, так как они поддались своему нафсу. Как Иблис, который познал Аллаха, уверовал в Него, был среди ангелов, и всё его знание стало просто сведениями.

 

Также нет пользы от общения с гнусным человеком, так как богобоязненный человек не совершит большие грехи, а если он не боится Аллаха, то нужно остерегаться его. Он может в любой момент разорвать с вами дружбу, Всевышний Аллах в Коране сказал:

 

فَأَعْرِضْ عَنْ مَنْ تَوَلَّىٰ عَنْ ذِكْرِنَا وَلَمْ يُرِدْ إِلَّا الْحَيَاةَ الدُّنْيَا

«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни». (Коран, 53:29)

 

В другом аяте сказано: «Будьте с теми, кто на Моем пути». Другой смысл этого аята, не будьте с теми, кто против Аллаха.

 

Что касается нововведенцев, в особенности образованных, если вы не интересуетесь укреплением своих знаний, не стремитесь укрепить акыду, фикх, то сдружившись с людьми из разных течений, которые знают чуть больше чем вы, вобрав в свою голову разные мнения, комментарии, вы начнете сомневаться. Это показывает насколько опасно заводить дружбу с нововведенцем. Если это необходимо по бытовым, мирским вопросам, то нужно ограничиться только мирскими вопросами и не затрагивать религию.

 

Если вы хотите обсудить религию, то сперва познайте свою религию на должном уровне, хорошо изучите, укрепите свое убеждение, дойдите до такого уровня, когда сомнительное не поколеблет вашу веру. К сожалению, я часто вижу таких молодых людей, которые позволили запустить в свои головы вирус. Когда им говоришь, прежде чем спорить, прочитай эту книгу, сходи на эти курсы, но они не учатся, не получают правильные знания. Через некоторое время они возвращаются преисполненные сомнения и снова спорят в теме, в которой у них нет знания. Все им объясняешь, разъясняешь, вроде бы все им понятно, но они не могут сделать выбор, метаются, принимая слова сомнительных людей за авторитетное мнение.

 

Имамы приводили слова о качествах друзей: Имам Саид ибн аль-Мусаиид (رحمه الله) передал от Умара (رضى الله عنه):

 

«В этом кругу настоящих друзей, ты найдешь людей, которые будут придавать тебе силы, в обыденные, легкие дни, они вносят красоту, когда наступают трудности, они находятся рядом и помогают. Остерегайся своих врагов и ненадежных друзей. Надежный человек это тот, кто боится Аллаха. Не веди дружбу с грешником, научишься грешить, не рассказывай им свои тайны, они будут раскрыты. Когда советуешься с кем-то, советуйся с богобоязненными, которые прочны в религии».

 

Имам Ата ибн Алькама (رحمه الله) находясь при смерти, сказал слова наставления своему сыну: «О сын мой! Если нужно дружить с человеком, если ты служишь ему, то дружи с тем, кто оценит твою службу, веди дружбу с тем, чья дружба улучшит тебя, который поддержит тебя в сложности, который увидев в тебе пользу не забудет. Когда допустишь ошибку по отношению к нему, он не обидится, а если попросишь прощения - простит. Который заговорит первый если ты молчишь и дает, когда просишь, подтверждает слова, когда ты говоришь, который готов уступить тебе и не возвышает себя».

 

Также есть слова ученых: Дружите только с двумя - с тем, от кого вы получите пользу для своей религии и веры и с тем, кто слушает и принимает, когда вы ему говорите о религии.

 

То есть когда вы получаете от него пользу, и когда он принимает вашу пользу, прислушивается к вашим словам.

 

Имам Джафар ас-Садик (رحمه الله) сказал: «Не дружи с пятью людьми: с лжецом, он как мираж, далекое показывает близким, а близкое показывает далеким. С глупцом, вместо пользы он нанесет вред. С жадным, он готов продать тебя за малость. С трусом, он бросит тебя в трудное время. С гнусным, грешником, он испортит впечатление о тебе».

 

Имам Ахмад ибн Абу аль-Хавари (رحمه الله) передает от своего устаза Абу Сулеймана: «Дружи с двумя людьми: «С тем, кто принесет пользу мирскому, либо с тем, кто принесет пользу религии». От разных имамов приводятся такие вот разные слова наставления.

 

Имам Мамун (رحمه الله) говорил: «братья бывают трех видов: в одних ты нуждаешься как в пище, другие как лекарство, в них ты иногда нуждаешься, а иногда нет, третьи как болезнь, в них ты не нуждаешься». То есть люди, от которых тебе нет пользы ни в этом мире ни в ахирате.

 

Также из слов ученых: «люди как деревья и плоды, у одних людей есть плоды, но нет тени, у других есть тень, но нет плодов. Человек, от которого есть польза в этом мире, но нет пользы для ахирата, подобен дереву, у которого есть тень, но нет плода». Тень — это временное явление, поэтому ученые приводят в пример тень. Есть люди, от которых есть польза для ахирата, но нет пользы в этом мире, они как дерево с плодами, но без тени. Есть люди, которые приносят пользу в этом мире и в ахирате, они как деревья с плодами и с тенью. У некоторых людей нет плода и нет тени.

В целом у человека с которым вы дружите должны быть качества, которые приводили ученые имамы.

 

Пятое качество, которое должно быть у человека с которым вы собираетесь дружить, по мнению имама Газали (رحمه الله) – отсутствие сильной любви к мирскому. Со временем общаясь с таким человеком вы сами станете похожи на него. Например, есть люди, которые следуют моде, всем трендам, будь то смартфон или автомобиль. При каждой встрече он упоминает о них, нахваливает, а у вас простой смартфон, и вы никогда не думали об этом. Но со временем вы начнете обращать внимание на этот «недостаток». Либо он говорит про разные автомобили, и вам захочется обновить свой автомобиль, который вам перестанет нравиться. Так как при каждой встрече, посиделках, он будет говорить только о новых автомобилях, часах, смартфонах, одежде. После этих разговоров вам перестанут нравиться ваши вещи, от вас будет уходить благодарность за то, что вы имеете, появится интерес к модным вещам, и в конце концов вы вступите в гонку за мирским. Если будете дружить с теми, кто мирскому предпочитают ахират, Всевышнего, кто больше любит ахират, то наоборот у вас в сердце появится удовлетворение, благодарность. То есть человек от них получает хорошее впечатление. Поэтому имам Газали (رحمه الله) говорил:

 

«Дружить с теми, кто (сильно) любит дунью - ненавистное дело».

 

Лучше для вас если вы будете дружить с теми, кто любит ахират, это принесет вам больше пользы. Допустим вы нашли себе таких друзей, но и перед ними у вас есть обязанности. Это касается вашего имущества, языка, сердца и нафса. Вы должны выполнять эти обязанности перед своими братьями, так как будете за это спрошены перед Всевышним Аллахом. Имам Газали (رحمه الله) говорит, после того как вы нашли себе хороших друзей, не нужно думать, что вы будете только получать от них пользу, но и вам следует выполнять свои обязанности перед ними. Подобно договору, в дружбе между братьями есть свои права и обязанности. Эти права и обязанности, по воле Аллаха, изучим в следующем уроке.

 

Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi