Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 20:09
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:20 06:36 12:48 17:04 18:54 20:09
свернуть
Календарь
Хиджра
3 Сафар 1442
Григорианский
21 сентября 2020

Циклы уроков

Урок 10. Гнев, часть 1

Урок 10. Гнев, часть 1

Урок 9. Рия, часть 5

Предыдущий урок
Скачать в pdf
| A | +

ИншаАллах, по воле Аллаха (Субханаху уа Таъала), продолжаем наши уроки по воспитанию нафса. На прошлых уроках мы говорили о таком пороке как любовь к положению в обществе, и что этот порок является причиной возникновения такой духовной болезни, как рия (совершение деяний напоказ).

 

Существует ещё одна духовная болезнь, из-за которой человек может совершить необдуманные действия и после сожалеть, также эта болезнь является причиной возникновения зависти и ненависти – это «аль-гадаб», то есть, гнев человека. Если гнев беспричинный, то он также является духовной болезнью человека. Поэтому необходимо знать, когда можно, а когда нельзя гневаться. В нескольких хадисах передается, что, когда люди просили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) дать им наставление, он говорил им: «Не гневайся». Почему? Потому что гнев может послужить возникновению ненависти и зависти. Когда человеком овладевает гнев, он может совершить необдуманные поступки и потом сожалеть о них, поэтому нам необходимо изучить такой порок как беспричинный гнев.
 
В целом, гнев – это горящий уголёк в сердце человека. И когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, то этот уголёк становится огнем и охватывает все тело человека. Когда огонь усиливается, то у человека вскипает кровь, что проявляется на его лице. Его лицо краснеет, у него поднимается кровяное давление. Мы ведь часто говорим: «Не будоражь мою кровь!»[1] Все это из-за огня в наших сердцах. Известно, что человек создан из земли, а земля – это такое вещество, которое находится в спокойном состоянии. Аллах (Субханаху уа Таъаля) создал человека из земли, а шайтана из огня. Шайтан сказал: «Ты создал меня из огня, а Адама из глины». Глина всегда находится в состоянии спокойствия, а если посмотреть на огонь, то он постоянно в движении. Он постоянно пылает. Поэтому Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) так сказал в хадисе о гневе: «Гнев – это горящий уголёк, который шайтан вкладывает в сердце человека». И когда этот горящий уголёк разгорается и становится огнем, человек становится беспокойным, подобно пылающему огню. И, в конечном итоге, этот огонь приводит человека к плачевным последствиям. В хадисе, который передал Абу Хурайра (радыАллаху анху) описано, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один человек и сказал: «О, РасулюЛлах, научи меня такой вещи, которая будет для меня не тяжела», и Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) ответил: «Не гневайся». Когда человек снова попросил наставления, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) снова сказал то же самое. Ибн Умар (радыаЛлаху анху) сказал, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один человек и сказал: «Скажи мне такое слово, которое будет для меня понятным и не сложным», тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Не гневайся», и когда человек снова спросил, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал тот же ответ.
 
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) задал вопрос своим сахабам: «Какой человек, по-вашему, самый сильный?», и они ответили: «Тот, которого никто не сможет побороть». И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Это не так. По-настоящему сильный человек – это не тот, который может победить многих людей своей силой. Поистине, сильным является тот человек, который может контролировать себя во время гнева». (Этот хадис привели имам Бухари и имам Муслим.) Также есть множество назиданий от сахабов, табиинов, и учёных о вреде гнева.
 
Икрима (рахимахуЛлах) сказал по поводу аята: «وَسَيِّدًا وَحَصُورًا» (сура Али Имран 3:39): «Это качество пророка Яхъи (алейхи салям), которое приведено в Коране». Он пояснил, что слово «сейида» означает человека, которым не может овладеть гнев.
 
Имам Хасан (рахимахуЛлах) говорил: «О человек, ты вскакиваешь при каждом случае, когда тобой овладевает гнев. Когда-нибудь, вскакивая, попадёшь в Ад».
 
Имам Джафар ибн Мухаммад (рахимахуЛлах) как-то сказал: «Гнев – ключ от всех бед».
 
И ещё одно назидание от учёных: «Главой невежества является грубость, возле которой ходит гнев».
 
Имам Муджахид (рахимахуЛлах) сказал: «Иблис говорит: «Человек оказывается в моей власти в трех случаях: первое – когда человек в пьяном состоянии, мы хватаем его за шиворот и ведём туда, куда пожелаем, и он делает для нас все, что мы повелим; второе – в гневе человек говорит необдуманные слова и делает необдуманные поступки, о которых потом сожалеет; и третье – когда человек впадает в скупость, у него усиливается надежда, и он делает непосильные ему вещи»».
 
Также некоторые учёные сказали: «Будь осторожен в гневе, потому что, гнев ставит тебя в унизительное положение, когда тебе приходится просить прощения».
 
В риваяте, приведённом от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), говорится: «Остерегайся действий, после которых придётся просить прощения».
 
Абдулла ибн Мас’уд (радыАллаху анху) говорит: «Мягкость и терпение человека определяются в момент гнева. Его надёжность определяйте тогда, когда даёте ему что-то на хранение. Ведь как узнаешь его сабр, если он не будет гневаться? И как узнаешь его надёжность, если не дашь ему что-то на хранение?» Умар ибн Абдуль-Азиз (рахимахуЛлах), когда писал письмо своим поданным, то написал: «Никого не наказывай во время гнева. Если гневаешься, то лучше запри его. Когда успокоишься, то освободи его и наказывай по справедливости».
 
Вот слова имама Аль-Хасана (рахимахуЛлах): «Одно из качеств мусульманина – сила в области религии. Он всегда поступает, как велит ему религия, и принимает решение с мягкостью. То есть, его вера основана на якыне[2] Мусульманин даёт из своего имущества, где это необходимо. Не зазнается, если разбогател. И проявляет терпение в бедности. В ответ на зло делает добро, даже если есть возможность сделать зло. А также проявляет сабр в гневе». Также он приводит ещё несколько качеств: «Помогает тому, кто пережил коварство. Оказывает милость беспомощному и слабому. Не является скупым. Не тратит из имущества без причины. Прощает того, кто притеснил его. А также смотрит с пониманием на невежд. И его нафс испытывает трудности от него самого, а люди видят от него лишь хорошее».
 
 Если человек хочет создать для себя затруднение, то, несомненно, в первую очередь этого заслуживает его собственный нафс. У нас с вами, к сожалению, все иначе: наш собственный нафс получает от нас удовольствие, а люди видят от нас плохое. Как-то один человек спросил у Абдуллы ибн Мубарака (радыАллаху анху): «Можешь ли ты собрать в одно слово понятие «благой нрав»?», и он ответил: «Перестань гневаться».
 
Гнев, как мы сказали выше - это горящий уголёк, который вкладывает шайтан в сердце человека. И как сказали наши учёные: «Если у разгневанного человека есть возможность отомстить своему обидчику, то в это время у него краснеет лицо. Если его обидчик по статусу выше, и в сердце он понимает, что не сможет отомстить, тогда его лицо желтеет и переходит в скорбь». То есть, если у вас есть возможность отомстить тому, кто вас разгневал – например, вы можете побить его. В этот момент ваш гнев усиливается, вы краснеете, начинаете заикаться, бить кого-то и т.п. Ну, а если, ваш обидчик является вашим начальником, у вас нет возможности ему ответить, то ваш внутренний гнев переходит в скорбь. Вы желтеете, и по этой причине в вашем сердце возникает ненависть. А когда человек кого-то ненавидит и не желает ему блага, в последующим это переходит в зависть. Место гнева – в сердце, он проявляется через покраснение и заикание.
 
Теперь, в отношении гнева люди делятся на три уровня: первый уровень – это человек, совсем утративший такое качество как гнев. В нашей религии это не приветствуется. Поэтому имам Шафии (рахимахуЛлах) сказал: «Если кого-то разгневали по определённой причине, но этот человек не гневается, то он подобен ослу». Таким образом, есть моменты, когда человек должен гневаться. Например, Али (радыАллаху анху) передал: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не гневался из-за себя. Если он гневался, то только ради религии Аллаха и за права обиженных людей. И когда он гневался из-за религии Аллаха, то не успокаивался, пока не решал эту проблему». То есть, человек не должен гневаться из-за своего нафса, а гневаться ему следует из-за религии Аллаха, за свою честь и достоинство. И тот человек, который вообще утратил гнев, утратил и своё достоинство. К примеру, какой-то человек совершает неправильные действия в отношении вашей жены, сестры или других близких родственников, то, если у вас есть чувство собственного достоинства, вы будете гневаться.
 
В Коране Аллах (Субханаху уа Таъала), описывая сахабов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Они жестоки к врагам Аллаха» (сура Аль Фатх 48:29). Несомненно, жестокость исходит от гнева. То есть, потерять такое качество, как гнев, не приветствуется в нашей религии. Когда люди утрачивают способность гневаться, религия Аллаха для них опускается на самый низкий уровень.

И как говорили наши учёные: «Если в какой-то местности мужчины утратят честь и чувство собственного достоинства, то и женщины утратят стыд и честь». Ну, а если у мужчин какого-то народа будет честь и чувство собственного достоинства, то и у женщин будет стыдливость. Это сказано о полном отсутствии гнева.
 
А теперь, о беспричинном и неуместном гневе: беспричинный гнев тоже не приветствуется в нашей религии. Когда человек беспричинно гневается, он теряет рассудок и выходит за рамки дозволенного религией. Такой человек не может себя контролировать. Учёные говорят, что причина этого в том, с кем человек общается, какое он получил воспитание и каков у него характер.

Некоторые люди по характеру спокойные, а некоторые таковы, как говорит имам Абу Хамид аль-Газали: «Если посмотреть на этого человека, то даже если он спокоен, то все равно кажется, что он гневается». То есть, человек по природе раздражительный. Это первая причина. Вторая причина – это воспитание. Некоторые люди растут среди плохого общества: им кажется, что ответить злом на зло, подраться с кем-то - это хороший поступок. То есть, у такого человека «уличные» понятия: если кто-нибудь оскорбит его, он выходит из себя и может избить своего обидчика. После он будет рассказывать друзьям: «Мне такой-то сказал так-то, а я его поставил на место, набил ему морду и т.п.», и они похвалят его «О, молодец, с такими так и надо…». То есть, окружение его поддерживает, он вырос среди подобных людей, поэтому начинать по любому поводу «войну» ему кажется правильным делом.
 
Иногда, причиной такого поведения является высокомерие: человек смотрит на всех людей свысока, если кто-нибудь заденет его делом или словом, он вступает в конфликт. Как-то мне один знакомый парень рассказал о девушке, которая выросла в обеспеченной семье, у таких детей зачастую бывает высокомерие в сердцах. Однажды, кто-то прижал её машину, которую купил ей отец. И она, разозлившись, въехала в задний бампер этой машины, то есть, отомстила. Конечно, в этой ситуации ей придётся заплатить и т.д. Но почему она так поступила? Потому что у неё такое воспитание, она думает: «Как кто-то смеет так поступать со мной?!» Также человек, который гневается беспричинно, может употреблять нецензурные слова. Еще минуту назад этот человек вроде бы был спокоен, но в порыве гнева вы можете его не узнать. И такой человек совершает необдуманные поступки, за которые потом стыдится: бьёт кулаками по столу, пинает предметы, рвёт на себе одежду, если не может отомстить своему обидчику.
 
Имам Абу Хамид аль-Газали говорит: «Если человек неуместно гневается, то он может ударить животное, если оно его нечаянно заденет». То есть, он захочет отомстить животному. Потому что это животное, и извиняться перед ним не нужно. Или же, бывает, что человек в порыве гнева начинает пинать машину. Хотя это всего лишь кусок железа. Это и есть неуместный гнев. Такой человек ведет себя неадекватно. Самое правильное, как сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): «Хайр (благо) в любом деле – это золотая середина». Неправильно будет как вообще не гневаться, так и гневаться беспричинно. И самое правильное, если в человеке присутствует такое качество как гнев, но он всегда следует религиозным предписаниям. Гнев такого человека не выходит за рамки рассудка и религии. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал о гневе Са’ада (радыАллаху анху), то сказал: «Разве вы удивлены ревностью Са’ада? Клянусь Аллахом, я ревнивее его, а Аллах ревнивее меня». То есть, человеку не следует совсем отказываться от такого качества как гнев, но он не должен гневаться неуместно, и самое правильное - гнев человека не должен выходить за рамки здравого рассудка и религии. Человеку следует стараться и предпринимать действия в этом направлении.
 
Как сказал имам Абу Хамид аль-Газали: «Человек должен делать (для достижения этого) все, что в его силах. Даже если он никогда не достигнет в этом совершенства, то все же необходимо прилагать усилия. И если человек думает, что не сможет никогда избавиться от некоего дурного (качества), ему непозволительно полностью отдаваться этому плохому качеству». Также он сказал: «Одно плохое деяние может быть легче по степени другого плохого деяния, а одно хорошее деяние может быть выше другого хорошего деяния».
 
Возможно ли вообще утратить гнев или нет? Наши учёные говорят: «Гнев связан с теми вещами, к которым человек испытывает любовь. Человек что-то (или кого-то) любит, и, если кто-то будет претендовать на объект его любви, он гневается». Вещи, которые человек любит, делятся на два вида: первое – все, что связано с жизнедеятельностью человека: еда, вода, жилище. Это все относится к основным потребностям. Человек нуждается в этих вещах, поэтому он гневается, если лишается их. Например, у вас есть еда, и, если кто-то захочет отобрать у вас её, вы будете гневаться.
 
Второе – все вещи, которые относятся к излишествам: второй дом, третья машина, накопленные деньги. В отношении них у человека есть возможность не проявлять гнев. Для этого ему необходимо очистить сердце от любви к излишеству. В этих вопросах человеку следует воспитывать себя. У человека, который привязан к мирским благам, допустим, есть двадцать миллионов долларов, и, если кто-то украдёт у него один миллион, то он будет очень сильно гневаться. Почему? Потому что у него есть любовь к мирским благам. Если бы у него не было любви к мирскому, то он не гневался бы. Для удовлетворения своих необходимых потребностей ему достаточно гораздо меньшей суммы. Когда же человек имеет любовь к мирскому, то он гневается за каждую копейку.
 
 В первом случае, как говорят учёные: «Человек не может вообще утратить гнев в отношении основных жизненных потребностей, но он может держать их под контролем. И, если у человека усилится таухид в сердце, такой человек достигает спокойствия не гневом, а огорчением». К примеру, у вас есть один единственный баран, которого вы бережёте на зиму для своей семьи. Дома нет мяса, но в вашем сарае есть этот единственный барашек. Пришла какая-то болезнь, и баран умер, или его съел волк. И если баран умрёт от болезни, будете ли вы гневаться? Не будете. Почему? Потому что в этой ситуации вам некого винить. На кого вы будете гневаться? В этом случае человек будет печалиться. Таким же образом, когда человек знает, что все хорошее и плохое от Аллаха, то он печалится, но не гневается. Для этого у человека должен быть сильный таухид: понимание того, что, даже, если кто-то украдёт вашего барана, то это произошло по воле Аллаха. И ваша судьба была предписана ещё за пятьдесят тысяч лет до создания земли и небес. Изменить ход событий не в ваших силах. Когда у вас будет сильная вера в предопределение и таухид, то вы сможете контролировать себя. Безусловно, вы будете мучиться из-за того, что умер ваш единственный барашек. Но вам следует перевоспитывать себя.
 
Также человек может не гневаться по другим причинам. Обо всем этом мы с вами поговорим на следующем уроке, по воле Аллаха. Пусть Аллах (Субханаху уа Таъала) дарует нам полезные знания и силы следовать этим знаниям! И пусть Аллах примет наши благие деяния.
 

 

 

[1] Перевод фразы часто употребляемой в казахском языке.

 

[2] Якин – ясное знание, получаемое из увиденного воочию, а не посредством свойств и умозаключений; истинное (достоверное) знание, приобретаемое посредством ясного внутреннего видения, то есть видения сердца. Способность такого видения появляется вследствие очень сильной веры и соответствующего духовного очищения человека.

Урок 11. Гнев, часть 2

Следующий урок

Отзывы читателей (2)

Люблю Знание Ислама
17 авг. 2017

продолжение бар ма ози?????????

Сулейман Аль Кануни
4 авг. 2020

Альхамдулиллах. Пусть Аллах будет доволен всеми кто работает над подобными проектами.

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi