Дәрістер топтамасы
Точка зрения о необходимости использования умозаключений в своей основе имеет несколько аспектов. Первый заключается в необходимости прибегать к умозаключениям в знаниях, получаемых нами посредством органов чувств и посредством известия. Особенно это касается тех ощущений, познание которых затруднено их далекостью и тонкостью. Что касается известия, то умозаключения нужны для анализа, допускает ли то или иное известие вероятность ошибки или нет. Также умозаключение весьма полезно, когда необходимо отличить чудеса пророков от магии колдунов и других (чародеев). Также оно полезно для понимания чудес (пророков), насколько человеческие способности и состояния того, кто их совершил, позволяет выявить, что есть свет истины, а что - мрак лжи.
Именно на это Аллах Всевышний указывает в Священном Коране, который сам по себе является божественным чудом, подражать которому не способны ни люди, ни джинны. Аллах в Коране повелевает: «Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что он (т. е. Коран) - истина. И неужели [им] не достаточно того, что Господь твой - свидетель всему сущему? Внемлите! Воистину, они сомневаются в том, что предстанут перед Господом своим. Внемлите! Воистину, Он объемлет [знанием] все сущее» (Коран, 41:53-54), «Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (Коран, 88:17-20), «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей, - во всем этом знамения для разумных людей» (Коран, 2:164), «На земле есть знамения для тех, кто стоек в вере, есть они и в ваших душах. Неужели же вы не видите?» (Коран, 51:20-21). А также можно привести множество других аятов, где Аллах повелевает нам размышлять, анализировать и делать выводы, в результате которых люди должны обнаружить истину и прямой путь. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.
В то же время тот, кто отвергает использование умозаключения, в качестве довода может привести именно умозаключение. Из этого следует, что для того, чтобы отрицать умозаключение, необходимо умозаключение, отрицающее само умозаключение. Для познания мудрости божественного творения, которое не могло появиться без глубокого замысла, и изучения знамений, указывающих на Творца, Его независимое, извечное существование, мы обязательно нуждаемся в умозаключении.
Как известно, человеку была дарована привилегия распоряжаться творениями. Они являются для него испытанием, и он обязан искать для них лучшее, прекрасное, избегая противоположного. Все перечисленное можно познать, используя разум, дарующий нам умозаключения. Разум является единственным прибежищем во время бедствий и возникновения сомнений. Из этого следует, что он указывает истину и ведет к ней так же, как зрение ведет к познанию цвета, а слух - звука. Точно так же каждый орган чувств указывает на то, что он познает. Так же и размышление. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.
Точно так же позитивные и негативные стороны вещей, дурные и благие деяния, установленные посредством органов чувств или известия, могут быть точно установлены и познаны только разумом, опирающимся на умозаключение. Этим же путем познаются полезные и вредные приобретения (Макасиб. Зачастую под понятием «макасиб» имеются в виду те средства и пути, которыми человек зарабатывает себе пропитание)
В человеческой сущности всегда присутствуют два элемента: природа и разум. Не всегда природа принимает то, что разум считает благом, и наоборот, природа может тяготеть к тому, что отвергает разум. В одних случаях их интересы совпадают, а в других различаются, и чтобы познать истинную сущность, следует ее умозрительно рассмотреть и вынести умозаключение. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.