09. Акциденция или качество - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 06:51
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:31 06:51 11:41 14:43 16:25 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-авваль 1446
Григорианский
22 ноября 2024

Циклы уроков

Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


в) Аналогично используется познание путем аргументации. Телу присущи такие качества, как движение и покой, но они не могут сочетаться в нем одновременно. С течением времени тело теряет половину своего покоя и часть движения, а все, что имеет половину, является конечным. Поскольку оба этих качества одновременно не могут быть извечными, то одно из них должно быть возникшим, что указывает и на возникновение второго, а это в свою очередь указывает на то, что все подверженное либо движению, либо покою, является возникшим.

 

Кроме этого, каждое тело находится в состоянии постоянного покоя или постоянного движения, являющегося результатом воздействия чего-либо другого, а, следовательно, оно подчинено и служит его интересам.

 

И если это является качеством неживых тел этого мира, то оно указывает на их сотворённость, ведь они существуют не сами по себе, а служат чему-то другому, удовлетворяют его нужды. И если это справедливо в отношении мельчайших частиц этого мира, то это тем более справедливо в отношении живых существ, состоящих из них и созданных с различными потребностями и нуждами. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Суть другого аргумента заключается в том, что мир либо извечен со всеми его состояниями совместности и раздельности, движения и покоя, дурного и благостного, хорошего и плохого, увеличения и уменьшения.

 

И разум, и ощущения подтверждают, что все это является возникшим. Поскольку противоположности не могут существовать единовременно, они должны сменять друг друга, что указывает на их сотворенность. А все сотворенное (возникшее) находится в состоянии бытия после того, как было в состоянии небытия. То же самое касается всего, что обладает этими качествами. Если же мир сотворен из основы, не обладавшей этим качеством, а приобрел его в результате встречи с ней, то это указывает на сотворенность мира и опровергает слова тех, кто это отрицает. Если же было что-либо другое, то в первом случае это то, что мы говорим: «Он - Творец», а они называют это первоматерией. Если это является результатом перехода из одного состояния в другое, то первое исчезло и стало другим, следовательно, другое уже не есть первое. Это указывает на его созданность. Первое же также является возникшим, так как перестало существовать и стало вторым. Когда одна вещь является результатом другой, то вторая либо таится в первой, а затем становится явной, либо возникшей в первой, а затем рождается; либо второе появляется в результате гибели первого. В первом случае это подобно появлению ребенка или какой-либо вещи, спрятанной внутри сосуда, ведь абсурдно было бы, если бы какая-либо вещь была больше вещи, в которой она находится. Поэтому неверно утверждать, что человек находится в капле спермы, а дерево - внутри семени. Это относится и к тем, кто утверждает о возникновении благодаря мощи. Это всего лишь указывает на сотворенность его самого, ведь сила - есть причина чего-либо отличного от нее, поэтому он возник в результате действия, а не силы, либо в результате гибели (исчезновения) первого. Как, например, исчезновение семени при появлении человека и подобное этому. Первое исчезает на столько, что от него не остается даже следа, а второе возникает так, что в нем не видно и следа первого. Все это указывает на то, что и первое, и второе являются возникшими (созданными).

 

Если кто-либо спросит: «Если вы допускаете вечность тел в Судный день в то время, как они не должны быть вечными, то почему не допускаете их извечность с тем, что им не предшествует?»

 

Ему следует ответить: «Во-первых, по причине противоречия. Ведь сотворенность - это бытие, которому предшествовало небытие. Поэтому для того, кто не предшествовал возникновению, истинной сущностью будет возникновение. А приписывание ему извечности будет противоречием. Извечность же подразумевает бытие в возобновляемом времени независимо от того, существует ли что-либо одновременно с ним или нет, поэтому в данном доводе есть различие. Во-вторых, это утверждение об извечном является аудиальным. Тогда тебе следует принять мою точку зрения, признавая таким образом сотворенность сущностей, так как мы его познали. Либо ты отвергаешь это утверждение, тогда все твои доводы становятся опровергнутыми таким же аудиальным отрицанием». Только Аллах помогает (своим рабам).

 

Если нечто существует только благодаря чему-либо постороннему предшествующему ему, что является условием существования всех посторонних, то существование всего становится недействительным, за исключением извечного. Разве ты не видишь, что если кто-либо скажет кому-либо: «Не ешь эту пищу, до того, как ты поешь другую», при условии, что это требование также относится к любой другой пище, то получивший это повеление останется голодным навсегда. Если же он скажет: «Каждый раз, как ты съешь кусочек этой пищи, съедай кусочек другой», тогда он будет вынужден беспрестанно есть.

 

'То же самое касается и увеличивающегося счета. Если для него не установлено начало, то эта последовательность чисел вообще не может существовать. Если же такое начало установлено, то эта последовательность чисел может увеличиваться без скончания. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха. В любом счете при достижении какого-либо числа упоминается его начало и не упоминается конец, поэтому в этих доводах есть различие.

 

Также если мы представим небытие какого-либо тела и допустим существование его акциденций, которые предшествуют друг другу, ничто из них (этих акциденций) не может существовать, поскольку у них нет начала. Однако допускается бесконечное существование, то же самое мы можем сказать обо всем, что обладает какими-либо акциденциями. Только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Так же любое движение или соединение, на которое мы указываем, является конечным состоянием для своего вида, к которому оно пришло. Существование же конечного состояния без начала является абсурдным. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Также тело может обладать качеством вечности вместе с вечностью одного, даже если эта вечность непродолжительна.

 

Однако телу не может быть приписано качество небытия по причине сотворенности Одного, от которого оно неотделимо. То же самое касается и его множественности. Возникновение вечности в каком-либо теле является причиной его вечности, и его вечность будет продолжаться до тех пор, пока вечность будет продолжать свое существование в нем. А извечность какого-либо тела не может быть причиной возникновения в нем какого-либо качества. Тогда оно уподобилось бы ему, именно поэтому оно не может ему предшествовать. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Некоторые возражают, что не существует вещи без цвета, но при этом сама вещь не является цветом. И это вообще не имеет смысла, поскольку возникновение - это качество бытия, которому предшествовало небытие. Если же существует нечто отличное, не отдельное от него, то ему приписывается такое же качество. Но цвет не существует по причине цвета в значении, существующем в теле, обладающем цветом, поэтому между ними есть разница. Само тело не может быть не цветным, и оно не предшествует ему, но предшествует одно за другим, то же самое касается и сотворения.

 

А кто скажет: «Не познается сотворение вещи из нее самой», то он основывается только на ощущениях. Познание же само по себе выходит за рамки ощущаемого. То же самое можно сказать о допустимом и не допустимом. Схожим является утверждение тех, кто разделение частей тела не связывает с его гибелью, которое также не познается посредством ощущений. И это подобно тому, о чем мы говорим. При том, что в нем присутствует и слух, и зрение, и душа, и другое неизвестное, из чего он создан. Это все противоречит его словам. Точно так же если бы не было того, кто сообщил бы нам об извечности мира, либо он был бы извечным, состоящим из частей мира, то познание этого было бы невозможным без умозаключения.

 

Нам неизвестно ни одного письма, у которого не было бы автора. Неизвестно ни одного разделенного без разделяющего. Ни одного собранного без собирающего. Все это также касается и покоя, и движения. В мире все это обязательно присутствует, ведь он и собран, и разъединен. Еще более удивительным является собранность мира, ведь он более склонен к тому, чтобы быть не разобщенным и не собранным без постороннего влияния.

 

Затем следует отметить, что все написанное является более поздним, чем тот, кто его написал. Это также относится и ко всему миру, и является продолжением того смысла, о котором я говорил. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Изучение этого вопроса вообще выходит за рамки мира людей, ведь любая ощущаемая или слышимая часть мира является ясным доводом своей сотворенности. На это указывает и неведение вещи о своем начале, исправлении испорченного, развитии подобного, неспособности оберегать себя, его превращение из мельчайших частиц, с учетом мерзости, отвратительности и никчемности, с которыми он существовал бы, если бы не забота некоего постороннего. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Возникновение движения и покоя, соединения и разделения – это нечто отличное от самого тела. Ведь нечто может быть разделенным телом, а затем соединиться, быть в движении, а затем прийти в состояние покоя. Если бы все это тело делало само по себе, то оно не допускало бы противоположных состояний для продолжения этим телом своего состояния. На основе этого делается вывод о тленном и бесконечном. Ведь во времени может существовать не вечное и не тленное, поэтому тело должно быть чем-то отличным от тленности и бесконечности. Поэтому тот, кто утверждает бесконечность или тленность какой-либо вещи, подразумевает нечто отличное, ведь точно известно, что они два противоположных понятия, случающиеся с ним.

 

Многие му‘тазилиты утверждают первое (в отношении начала бытия), но отрицают это в отношении бесконечности и тленности. Это делает их мнение несостоятельным, ведь если допустить, что нечто является отличным само по себе, и если бы это было допустимым и было допустимым вечность тел сама по себе, то было бы допустимо и их существование вне зависимости от чего-либо постороннего. Однако это более присуще му‘тазилитам, так как они не считают Аллаха совокупностью мира, отличного от мира, благодаря которому существует мир.

 

Они приписывают миру волю и деяние. По их мнению, Его сущность существовала, когда мир был в состоянии небытия, после чего произошло лишь творение мира, следовательно, он существовал сам по себе и то же самое касается его вечности. Как раз в этом и есть нарушение единобожия. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Затем отличие утвердилось, однако мутакаллимы разошлись во мнениях в отношении, что есть его наименование. Некоторые называют его акциденцией, другие качеством. Истина же заключается в принятии используемого термина, поскольку суть наименования заключается в том, чтобы познакомить и разъяснить преследуемую цель. И достаточно любой вещи, которая отвечает этому требованию. Это наименование не познается разумом или суждением по аналогии. То же самое относится и к нашему опровержению слов аль-Ка‘би о том, что если нечто не является телом, то оно является акциденцией.

 

Абу Мансур аль-Матуриди сказал: «Это было бы обязательным, если бы было приемлемо, что все, кроме тел, является акциденцией. Однако в книге Аллаха название «‘арад» («акциденция») используется в отношении сущности вещей. Например, в словах Всевышнего: «Вы желаете мирских благ» (8:67) и «Если [о Мухаммад, в походе] была бы скорая корысть и дорога была бы ближняя» (9:42). Исходя из этого, было бы правильнее использовать название «сыфа» («качество»), поскольку это наименование ближе к Исламу. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

10. Создатель мира

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi