37. Вопрос относительно различий людей (течений) в мире - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:52
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:21 06:40 11:40 14:51 16:33 17:52
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Джумада-авваль 1446
Григорианский
13 ноября 2024

Циклы уроков

37. Вопрос относительно различий людей (течений) в мире

37. Вопрос относительно различий людей (течений) в мире

Дни выхода уроков: По мере выхода
21 окт. 2022 2 210 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Мы начинаем с восхваления Аллаха Всевышнего, Великого. Мы обращаемся к Нему с благодарностью и возвеличиванием за Его поддержку в нашем наставлении на прямой путь. Мы надеемся на Его поддержку в том, что мы вознамерились ради Его довольства. Ведь Он - свидетель каждой вещи. И мы просим Его благословить Мухаммада наилучшим благословением из числа его праведных созданий, а также, чтобы Он даровал ему то, о чем он просит, и чтобы Он благодаря Своей щедрости воссоединил нас сним (Пророком). Ведь Он - Щедрый обладатель несметных благ.

 

Факих Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «После того как стали явными все знамения сотворенности мира и доказательства его устроенности кем-то иным, я размышлял о причинах различий между людьми в этом мире. Ведь каждая субстанция и часть этого мира указывает на то, что мир устроен, сотворен. Он нуждается в том, кто знает о его состояниях, независимом, способном удовлетворить его потребности, мудром, устанавливающем каждую вещь в месте, определенном для нее. И все это для того, чтобы сущее не вошло в противоречие друг с другом и рассыпалось в прах. И субстанция этого мира не допускает вероятности существования большого количества устроителей, ведь различия между ними вели бы к тому, что каждый из них пытался бы установить свою власть, победить своих соперников, в результате чего все пришло бы в негодность и небытие. О Аллах, кроме того случая, если бы один из них не был способен своей силой подчинить себе остальных. И каждый из них, повинуясь, стал бы его вассалом в том смысле, что каждая субстанция этого мира, выходящая за рамки воли всего остального помимо Него подчиняется Его власти. Это и имеется в виду, когда речь идет о доказательстве существования Устроителя этого мира, Знающего, Мудрого, благодаря которому все существует, приобретает совершенный вид, выходит из состояния небытия в состояние бытия. Ведь потребность мира в создателе, знающем о том, как следует создать, давшем ему начало, не менее удивительна, чем обеспечение существования этого мира в том состоянии, в котором он существует. Ведь эта потребность еще более ясная и великая. Ведь мир не способен устроить самого себя, поэтому и причины нужды в Творце еще более великие. Весь мир и его части содержат яснейшие доказательства своего возникновения после небытия. Ведь каждый разумный помнит о том, как началось его существование. Как он, начиная с малых лет, переходил из одного состояния в другое, и если у этого всего нет начала, то его существование становится несостоятельным, невозможным с точки зрения разума, абсурдным.

 

Каждый немощный и слабый осознаёт, что его сущность допускает гибель, а это подталкивает его к мысли о том, что он возник после небытия. И если таковым является положение того, кто владеет возможностью устраивать и знает о состояниях, то к смертным (они во власти живых, которые могут пользоваться ими, в то время как первые этого не чувствуют) это относится в первую очередь. Существование смерти, несущей пользу живым, указывает на то, что творец смерти также обустроил и жизнь, в ней Он также заложил пользу и благо для них.

 

После того как мы разъяснили доказательства, рассеивающие сомнения здравомыслящих людей, я выяснил, что сомнения, постигающие людей, делятся на три вида:

 

1. Это подражание тем, кого любишь, с кем есть тесная связь. Такой человек отказывается от приведенных доводов, устремляется к тому, что ему нашептывают страсти. Он верит тем, кого любит, надеется на дружбу с ними, благодаря которой он может получить то, к чему его влекут страсти. Он надеется, что их взгляды приведут его на прямой путь, даруют ему благоденствие, а также откроют ему другие пути, ведущие к счастью. В итоге он привыкает к довольству собой и плохим моральным качествам.

 

2. Они оценивают бытие посредством органов чувств, они обнаружили, что оно, благодаря различным веществам и пище, переходит из одного состояния в другое, воспроизводит себе подобных. Из этого они сделали вывод, что возникновение вещей из ничего и появление второстепенного без какой-либо основы является абсурдным. Ведь они не были свидетелями всего этого, и сделали заключение о незримом на основе зримого.

 

Затем они разделились во мнениях. Часть их заявила: «Мир извечно находился в таком состоянии», но и здесь они разошлись во мнениях. Часть, как мы разъяснили выше, заявила, что мир действительно был в таком состоянии, и у него не было никакого создателя. Такой точки зрения придерживаются сторонники мнения о существовании четырёх основных природных субстанций. Они считают, что различия в мире происходят из различия и смены приоритетов между этими субстанциями. Некоторые назвали это первоматерией. Примером упомянутого различия являются краски: они отличаются друг от друга цветом в зависимости от различного сочетания этих четырёх природных субстанций, а также баланса соразмерности между ними.

 

Именно по этой причине они посчитали, что человеческая субстанция является результатом баланса этих четырёх субстанций, а субстанции животных - результатом дисбаланса и дисгармонии. И втаком состоянии находятся все вещи. Некоторые из них не признают четыре природные субстанции, а считают, что у каждой субстанции есть своя основа, а природные субстанции лишь входят в эти основы. Некоторые из них признают творца и заявляют: «Он един и является причиной мира». Они признают Его безначальным, так как Он существовал извечно. Существование Творца они доказывают совершенством вещей и их соответствием друг другу, делая вывод, что это возможно только благодаря Знающему Устроителю, ведь у природных сущностей нет могущества, благодаря которому все вещи находятся в наиболее благостном состоянии. Однако, исходят из извечности Творца, они заявили об извечности мира, ведь вещи и причины связаны между собой. Так как мир является результатом Его милости и даров, а Его сущность является могущественной, следовательно, Он должен быть щедрым по Своей сущности. Из этого следует, что обладающий щедростью и могуществом обязательно должен быть творцом мира [1]. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Среди них есть такие, кто говорит: «Этот мир произошёл из основы, в которой произошло творение», однако они разделяются во мнениях. Некоторые из них считают, что основой мира является материя, из которой творец сотворил его. Часть сторонников этой идеи считают творца единым, а часть считают, что творец - это звезды, Солнце и Луна. Согласно их мнению они настойчиво и последовательно двигались, и благодаря их движению зародился мир. Считая безначальное происхождение одной вещи из другой абсурдом, они делают вывод, что движение является началом бытия. Другие считают, что мир возник благодаря противостоянию акциденций. А то, что существовало до этого, они называют первоматерией и приписывают ей те качества, которые единобожники приписывают Творцу. Затем они опровергают это исходя из вероятности изменения его состояний, а также исходя из того, что он может воспринимать акциденции.

 

Некоторые из них говорят: «В основе мира лежат две субстанции: свет и тьма. Из света происходит все благо и польза, а из тьмы – весь вред и зло. Часть из них считает, что свет и тьма были раздельны, после чего слились, как об этом было сказано выше».

 

Сторонники мнения о материи и первоматерии полагали, что тьма и свет были единым целым, а затем разделились. Ведь первоматерия является основой и таким образом она стала основой добра и зла. Все необходимые действия она совершила благодаря разделению. Однако большая часть этих людей считает, что мир возник из природы без какого-либо действия.

 

3. Часть людей уделяют внимание понятиям, законам и ценностям, связанным с существующим миром. Мы видим, что мир вбирает в себя пользу и вред, добро и зло. И традиционно вершащего добро восхваляют, а приносящего пользу другим считают милостивым, мудрым. А творящего зло обычно порицают, поэтому того, кто вредит, считают жестоким и глупым. И недопустимо, чтобы Аллах, Мудрый и Милостивый, кому-либо причинил вред или зло, которые происходят в существующем мире, ведь у Него нет таких качеств как жестокость и глупость. Эти понятия относятся к тому, кто способен извлекать пользу или противостоять вреду, каковым же должно быть состояние того, кому ничто не вредит и не приносит пользы? Согласно их утверждению «мудрый - это тот, кто своими действиями привлекает пользу, а не вред, что же касается того, кто вредит другому, не извлекая при этом пользу для себя, тот не является мудрым». Также они сказали: «Появление мира должно возвращаться к той основе, из которой произошёл мир, все сущее в нем должно возвращаться к своей основе, либо к добру, либо ко злу. Либо мир былединым целым, сочетающим в себе две субстанции, которые разделились, и из каждой произошло то, что должно произойти, либо изменения должны произойти благодаря акциденциям, столкнувшимися с ними».

 

Этой точки зрения придерживались атеисты, отрицавшие существование творца, а также признающие многочисленность основ, творцов. Дуалисты субстанцию добра назвали светом, а субстанцию зла - тьмой. Огнепоклонники назвали добро Аллахом, а зло - сатаной.


[1] Из этого следует, что мир должен быть существующим извечно, ведь щедрость и могущество Творца делают его существование обязательным в силу необходимости.

 

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi