Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
37. Вопрос относительно различий людей (течений) в мире
Мы начинаем с восхваления Аллаха Всевышнего, Великого. Мы обращаемся к Нему с благодарностью и возвеличиванием за Его поддержку в нашем наставлении на прямой путь. Мы надеемся на Его поддержку в том, что мы вознамерились ради Его довольства. Ведь Он - свидетель каждой вещи. И мы просим Его благословить Мухаммада наилучшим благословением из числа его праведных созданий, а также, чтобы Он даровал ему то, о чем он просит, и чтобы Он благодаря Своей щедрости воссоединил нас сним (Пророком). Ведь Он - Щедрый обладатель несметных благ.
Факих Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «После того как стали явными все знамения сотворенности мира и доказательства его устроенности кем-то иным, я размышлял о причинах различий между людьми в этом мире. Ведь каждая субстанция и часть этого мира указывает на то, что мир устроен, сотворен. Он нуждается в том, кто знает о его состояниях, независимом, способном удовлетворить его потребности, мудром, устанавливающем каждую вещь в месте, определенном для нее. И все это для того, чтобы сущее не вошло в противоречие друг с другом и рассыпалось в прах. И субстанция этого мира не допускает вероятности существования большого количества устроителей, ведь различия между ними вели бы к тому, что каждый из них пытался бы установить свою власть, победить своих соперников, в результате чего все пришло бы в негодность и небытие. О Аллах, кроме того случая, если бы один из них не был способен своей силой подчинить себе остальных. И каждый из них, повинуясь, стал бы его вассалом в том смысле, что каждая субстанция этого мира, выходящая за рамки воли всего остального помимо Него подчиняется Его власти. Это и имеется в виду, когда речь идет о доказательстве существования Устроителя этого мира, Знающего, Мудрого, благодаря которому все существует, приобретает совершенный вид, выходит из состояния небытия в состояние бытия. Ведь потребность мира в создателе, знающем о том, как следует создать, давшем ему начало, не менее удивительна, чем обеспечение существования этого мира в том состоянии, в котором он существует. Ведь эта потребность еще более ясная и великая. Ведь мир не способен устроить самого себя, поэтому и причины нужды в Творце еще более великие. Весь мир и его части содержат яснейшие доказательства своего возникновения после небытия. Ведь каждый разумный помнит о том, как началось его существование. Как он, начиная с малых лет, переходил из одного состояния в другое, и если у этого всего нет начала, то его существование становится несостоятельным, невозможным с точки зрения разума, абсурдным.
Каждый немощный и слабый осознаёт, что его сущность допускает гибель, а это подталкивает его к мысли о том, что он возник после небытия. И если таковым является положение того, кто владеет возможностью устраивать и знает о состояниях, то к смертным (они во власти живых, которые могут пользоваться ими, в то время как первые этого не чувствуют) это относится в первую очередь. Существование смерти, несущей пользу живым, указывает на то, что творец смерти также обустроил и жизнь, в ней Он также заложил пользу и благо для них.
После того как мы разъяснили доказательства, рассеивающие сомнения здравомыслящих людей, я выяснил, что сомнения, постигающие людей, делятся на три вида:
1. Это подражание тем, кого любишь, с кем есть тесная связь. Такой человек отказывается от приведенных доводов, устремляется к тому, что ему нашептывают страсти. Он верит тем, кого любит, надеется на дружбу с ними, благодаря которой он может получить то, к чему его влекут страсти. Он надеется, что их взгляды приведут его на прямой путь, даруют ему благоденствие, а также откроют ему другие пути, ведущие к счастью. В итоге он привыкает к довольству собой и плохим моральным качествам.
2. Они оценивают бытие посредством органов чувств, они обнаружили, что оно, благодаря различным веществам и пище, переходит из одного состояния в другое, воспроизводит себе подобных. Из этого они сделали вывод, что возникновение вещей из ничего и появление второстепенного без какой-либо основы является абсурдным. Ведь они не были свидетелями всего этого, и сделали заключение о незримом на основе зримого.
Затем они разделились во мнениях. Часть их заявила: «Мир извечно находился в таком состоянии», но и здесь они разошлись во мнениях. Часть, как мы разъяснили выше, заявила, что мир действительно был в таком состоянии, и у него не было никакого создателя. Такой точки зрения придерживаются сторонники мнения о существовании четырёх основных природных субстанций. Они считают, что различия в мире происходят из различия и смены приоритетов между этими субстанциями. Некоторые назвали это первоматерией. Примером упомянутого различия являются краски: они отличаются друг от друга цветом в зависимости от различного сочетания этих четырёх природных субстанций, а также баланса соразмерности между ними.
Именно по этой причине они посчитали, что человеческая субстанция является результатом баланса этих четырёх субстанций, а субстанции животных - результатом дисбаланса и дисгармонии. И втаком состоянии находятся все вещи. Некоторые из них не признают четыре природные субстанции, а считают, что у каждой субстанции есть своя основа, а природные субстанции лишь входят в эти основы. Некоторые из них признают творца и заявляют: «Он един и является причиной мира». Они признают Его безначальным, так как Он существовал извечно. Существование Творца они доказывают совершенством вещей и их соответствием друг другу, делая вывод, что это возможно только благодаря Знающему Устроителю, ведь у природных сущностей нет могущества, благодаря которому все вещи находятся в наиболее благостном состоянии. Однако, исходят из извечности Творца, они заявили об извечности мира, ведь вещи и причины связаны между собой. Так как мир является результатом Его милости и даров, а Его сущность является могущественной, следовательно, Он должен быть щедрым по Своей сущности. Из этого следует, что обладающий щедростью и могуществом обязательно должен быть творцом мира [1]. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Среди них есть такие, кто говорит: «Этот мир произошёл из основы, в которой произошло творение», однако они разделяются во мнениях. Некоторые из них считают, что основой мира является материя, из которой творец сотворил его. Часть сторонников этой идеи считают творца единым, а часть считают, что творец - это звезды, Солнце и Луна. Согласно их мнению они настойчиво и последовательно двигались, и благодаря их движению зародился мир. Считая безначальное происхождение одной вещи из другой абсурдом, они делают вывод, что движение является началом бытия. Другие считают, что мир возник благодаря противостоянию акциденций. А то, что существовало до этого, они называют первоматерией и приписывают ей те качества, которые единобожники приписывают Творцу. Затем они опровергают это исходя из вероятности изменения его состояний, а также исходя из того, что он может воспринимать акциденции.
Некоторые из них говорят: «В основе мира лежат две субстанции: свет и тьма. Из света происходит все благо и польза, а из тьмы – весь вред и зло. Часть из них считает, что свет и тьма были раздельны, после чего слились, как об этом было сказано выше».
Сторонники мнения о материи и первоматерии полагали, что тьма и свет были единым целым, а затем разделились. Ведь первоматерия является основой и таким образом она стала основой добра и зла. Все необходимые действия она совершила благодаря разделению. Однако большая часть этих людей считает, что мир возник из природы без какого-либо действия.
3. Часть людей уделяют внимание понятиям, законам и ценностям, связанным с существующим миром. Мы видим, что мир вбирает в себя пользу и вред, добро и зло. И традиционно вершащего добро восхваляют, а приносящего пользу другим считают милостивым, мудрым. А творящего зло обычно порицают, поэтому того, кто вредит, считают жестоким и глупым. И недопустимо, чтобы Аллах, Мудрый и Милостивый, кому-либо причинил вред или зло, которые происходят в существующем мире, ведь у Него нет таких качеств как жестокость и глупость. Эти понятия относятся к тому, кто способен извлекать пользу или противостоять вреду, каковым же должно быть состояние того, кому ничто не вредит и не приносит пользы? Согласно их утверждению «мудрый - это тот, кто своими действиями привлекает пользу, а не вред, что же касается того, кто вредит другому, не извлекая при этом пользу для себя, тот не является мудрым». Также они сказали: «Появление мира должно возвращаться к той основе, из которой произошёл мир, все сущее в нем должно возвращаться к своей основе, либо к добру, либо ко злу. Либо мир былединым целым, сочетающим в себе две субстанции, которые разделились, и из каждой произошло то, что должно произойти, либо изменения должны произойти благодаря акциденциям, столкнувшимися с ними».
Этой точки зрения придерживались атеисты, отрицавшие существование творца, а также признающие многочисленность основ, творцов. Дуалисты субстанцию добра назвали светом, а субстанцию зла - тьмой. Огнепоклонники назвали добро Аллахом, а зло - сатаной.
[1] Из этого следует, что мир должен быть существующим извечно, ведь щедрость и могущество Творца делают его существование обязательным в силу необходимости.