64. Могущество или способность совершить деяние - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

64. Могущество или способность совершить деяние

64. Могущество или способность совершить деяние

Дни выхода уроков: По мере выхода
22 авг. 2023 1 997 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Шейх Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Основа заключается в том, что наименование могущество (способность) с нашей точки зрения имеет два смысла. Во-первых, здравость причин и органов, что предшествует деянию. Ее суть заключается в том, что она не является назначенной для деяний хоть деяния без нее и невозможны, а в том, что она является божественной милостью, которой Аллах почтил того, кого пожелал. И благодарность за эту способность увеличивается, когда появляется возможность познать и обнаружить эти милости посредством разума, ведь это является правом признания, наложенным на разум. Что подразумевает благодарность в адрес благодетеля и познание сущности этого блага. А также запрещается [1] отвергать благодетеля и быть невежественным в отношении оказанного блага. В противном случае, без осмысления необходимости благодарить, запретность отвергать, предписание повелений и запретов было бы изначально недопустимым. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Во-вторых, то значение, которое невозможно определить какими-то границами, кроме известного, что оно связано с деяниями, и если оно присутствует в момент деяния, то деяние обязательно произойдет (в то время, когда оно происходит), а согласно мнению другой группы людей, она предшествует деянию. Под ним я подразумеваю способность сделать выбор, за который человек получает либо награду, либо наказание, и которое облегчает совершение действия. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Доказательством того, что эта способность делится на два вида, является аят Корана: «А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков» [2], а также порицание Аллаха, упомянутое в аяте: «Если [о Мухаммад, в походе] была бы скорая корысть и дорога была бы ближняя, то [мунафики] последовали бы за тобой. Однако расстояние показалось им дальним, и они [после твоего возвращения из похода] будут клясться Аллахом [оправдываясь]: «Если бы мы могли, то выступили бы с вами в поход». [Ложной клятвой] они только губят себя, и Аллах знает, что они лгут». (9:42).

 

1. Доказательство того, что имеется в виду способность, связанная с причинами и состояниями, а не с действиями, имеет несколько граней. Во-первых, в аяте сказано «...а если кто-либо не может», и речь идет о тех, кто не в состоянии поститься два месяца. Однако никому не известно, что в течение этого времени способность, связанная с действиями, будет отсутствовать, из этого следует, что речь идет о способности бытия [3]. То же самое можно сказать и о лицемерах. Они также не могли знать о способности, связанной с деяниями, а подразумевали болезни и потерю имущества. Как Аллах Всевышний разъяснил нам это словами: «На немощных, больных и тех, которым нечего расходовать [на борьбу во имя Аллаха], нет греха» (9:91) вплоть до слов: «Заслуживают укора только те, которые просят тебя освободить их [от похода], будучи богатыми» [4].

 

Следующее доказательство заключается в том, что способность к действию не сохраняется в течение двух месяцев, а в случае с джихадом эта способность не сохраняется. Начиная с нахождения в Медине вплоть до встречи с врагом она постоянно обновляется и возникает. Более того, они должны были выйти в поход еще до того, как узнали, что эта сила в них появится, поэтому их слова: «Если бы мы могли, то вышли бы вместе с вами» являются ложью, ведь в самом начале они отрицали наличие этой способности. Из этого следует, что имеется в виду способность состояний и причин, а не деяний. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Также недопустимо, чтобы Аллах порицал упрямых людей за то, что они не знают, ведь у них еще нет доказательства этого знания. Способность деяний подразумевается тогда, когда используются такие речевые инструменты как «ма‘а» («вместе, с»), «кабла» («до, перед»), «табка» («сохранится, продолжится, останется») и «ля табка» («не сохранится,не продолжится, не останется»), из числа простых верующих никто не в состоянии представить этого в своем воображении и познать разумом. Из этого следует, что разрешение и порицание, которое получили лицемеры, связано с тем, что им известно и доступно.

 

Это подтверждается аятом: «А если кто-либо не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, то женитесь на верующих девах из числа ваших пленниц, - Аллах лучше всех знает, насколько вы веруете, вы все принадлежите к единому человеческому роду» (4:25), «Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому» (3:97), в данном случае есть однозначное мнение, что данное повеление не распространяется на тех, чьи возможности меньше упомянутых, и это относится к таким способностям, за отсутствие которых нет порицания не исполняющему предписанное, и обращение становится действительным только в случае полного соответствия (упомянутым условиям). Точно такой же смысл имеют аяты: «Аллах налагает на каждого только в меру его возможностей» (2:286), «Аллах не требует ни с кого большего, чем Он даровал ему» (65:7), «А отец ребенка обеспечивает пропитание и одежду матери. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей» (2:233), все эти аяты упоминают причины и состояния, а не действия.

 

Такого мнения придерживаются все, кто признает наличие реальный действий у раба. Это рассматривается с двух точек зрения: во-первых, абсурдность (невозможность) использования отсутствующей причины, например, сказать кому-либо «смотри» в то время, когда он лишен зрения, или «протяни руку», в то время, как у него нет рук. Во-вторых, запреты и повеления, приказывающие благодарить и запрещающие отрицать, это было бы абсурдно в отношении того, призна ки чего отсутствуют. Что касается возможности (вус') то познать ее не представляется возможным. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

2. Другим доказательством возможности являются аяты: «Они не смогут избежать [наказания Аллаха] на земле, и нет у них защитников от Аллаха. Воздастся им наказание вдвойне - ведь они не сумели услышать [о пути Аллаха] и не замечали [его]» (11:20), а также слова попутчика Мусы (а.с.): «У тебя не хватит терпения [учиться] у меня» (18:67), который затем сказал: «Разве не говорил я тебе, что ты не сможешь терпеливо сносить мои поступки?» (18:72), и в конце он сказал: «Вот толкование тех поступков, с которыми ты не мог смириться терпеливо» (18:82). Несмотря на то, что способность состояний присутствует, он отрицает способность, так как она не проявилась в деянии [5]. Точно также и слова: «Так бойтесь же Аллаха, насколько можете» (64:16) и множество других аятов.

 

Аргументом обязательного наложения обязанностей, в то время как способность деяний отсутствует, являются священные тексты и разум. Что касается священных текстов, то к ним относятся те аяты, отрицающие способность, которые я упомянул, затем повеления, запреты и порицания (приведенные в упомянутых аятах). Точно также и познание разумом. В этот вопрос дополнительную ясность вносят слова Аллаха: «Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому» (3:97). Известно, что реальные действия человек в состоянии совершить только в том случае, если у него есть провиант и верховое животное, если бы это было связано со способностью действия, то никто не был бы обязан это совершать. Ведь способность действия возникает в связи с определенным временем, и до тех пор, пока она не появится, хадж не станет обязательным. Она же появляется по мере того, как проходит путешествие. Но так как для человека это необязательно, то за ним сохраняется право отказаться (от исполнения). Это относится и к джихаду, ведь если было бы известно, что у человека отсутствуют способности, связанные с причинами, то для него выступление в джихад не было бы обязательным. Известно, что, несмотря на наличие причин, способность действовать отсутствует, но выступление является обязательным (фард), так как не выступившие получили порицание.

 

То же самое мы можем обнаружить со стоянием во время молитвы и постом, которые допускают замену [6] несмотря на то, что способность действия возникает в момент приложения усилий. Из этого следует, что вещи (действия) становятся обязательными не сами по себе, а по причине состояний. То же самое относится и ко всем поклонениям. Если кто-то знает, что у него отсутствует какая-либо причина, связанная с исполнением молитвы, поста или хаджа, то на него эта обязанность не распространяется.

 

Способность совершать действия не имеет продолжения, и действие, являющееся ее завершением, еще не существует, но, несмотря на это, обязанность налагается. Это же относится и к закяту, который становится обязательным в определенном состоянии при наличии имущества, и если есть какая-либо вероятность снятия этой обязанности, то она снимается. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. Именно поэтому и священные тексты сообщают, и люди единогласно просят у Аллаха помощи и сил в исполнении предписанных поклонений. Если бы эта способность действия присутствовала или снималась обязанность какого-либо поклонения, то этот вопрос представлял бы собой тиранию и отрицание той милости, которая присутствует. Из этого следует, что обязанность соблюдения предписаний налагается без ее учета. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. Этому же соответствуют слова Шу‘айба: «...хочу я лишь исправления [ваших деянии], насколько это в моих силах» (11:88), он подтвердил сказанное, ссылаясь на способность. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

В признании способности есть отрицание наличия двоих (божеств), то есть речь идет о том, что каждый из них способен противостоять тому, что хочет утвердить другой, или утаить то, что другой не охватывает своим разумом. Ведь если кто-либо в состоянии дать рабу способ ности, которые неведомы Аллаху, либо, несмотря на правдивость, выставить Его лжецом, либо уничтожить то, что Аллах желает сохранить, тот был бы способен обвинить Аллаха в глупости, неведении и нарушении единства, а тот, кто обладает подобными качествами, не может быть божеством. Таким же образом была опровергнута точка зрения дуалистов. В то же время данная точка зрения вызывает сильное удивление, так как из нее следует, что Аллах Всевышний наделяет какую-то сущность силой для того, чтобы она низвергла Его господство, ведь их точка зрения предполагает приведение Аллаха к состоянию лжеца, невежды, не знающего о своих творениях, неспособного исполнить свои обещания. Утверждать подобное не станут даже полнейшие глупцы. Разве можно ее приписывать величайшим мудрецам? И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

Согласно точке зрения этих людей, человек обладает достаточным могуществом для того, чтобы разрушить устроение мира, посланники обладают могуществом, чтобы скрыть божественные знамения на земле, и каждый из них в состоянии противостоять божественному устроению этого мира. Это связано с теми состояниями, которые способен осуществить человек собственноручно, а также с сотворением небес и земли. Что касается Аллаха, то, по их мнению, Он не способен создавать их действия и состояния, они же обладают достаточным могуществом для того, чтобы не делать ничего из вышеупомянутого. Следовательно, они проявляют в отношении Аллаха величайшую милость и благоволение, так как, несмотря на то, что, обладая могуществом, достаточным для противостояния Его установлению и устроению, они сделали действия, приводящие божественное царство и власть в совершенное состояние согласно Его устроению и воле. Подобная точка зрения является одной из наиболее далеких от истины. И успех исходит только от Аллаха.

 

Творения часто употребляют такие фразы как: «Я не в состоянии заниматься этим», «Я не могу возложить это на себя». Было бы недопустимо полагать, что Аллах заставляет людей лгать в то время, как они не против все это совершить, ведь они знают, что обладают способностями, связанными с причинами и состояниями. Из этого следует, что они осознают наличие способности действия, о которой они говорят, отказываясь от совершения того или иного деяния, а не об общей способности, связанной с состояниями. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.


1. Запрещается человеческой сущности, которая должна избегать этого.

2. «Аль-Муджадила / Препирающаяся», 58:4. Тематически данный аят посвящен проблеме «зихар», который является одной из разновидностей развода в исламском праве. Предыдущий аят порицает тех, кто прибегает к процедуре «зихар», а затем кается. Им предписывается освободить раба до того, как они вступят в интимные отношения со своими женами. Настоящий аят, приведенный в тексте имама аль-Матуриди, предписывает тем, кто не может освободить раба, поститься беспрерывно в течение двух месяцев, а кто не способен и на это, должен накормить шестьдесят нищих. Исходя из это, мы можем сделать вывод, что аят не имеет отношения к понятию «истита‘а» («способность») в его втором значении, без которого совершение Действия невозможно. В нем речь идет о причинах и возможностях, которые предшествуют «истита‘а».

3. Бытия причин и состояний.

4. «Ат-Тауба / Покаяние», 9:93. См. полностью: «На немощных, больных и тех, которым нечего расходовать [на борьбу во имя Аллаха], нет греха, если они искренне [веруют] в Аллаха и Его Посланника. Нет оснований [упрекать в чем-либо] тех, кто творит добро: ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. [Нет греха] также на тех, которым, когда они пришли к тебе с просьбой, чтобы ты дал им верховых животных [для похода], ты ответил: «Не на чем мне вас отправить». Они ушли от тебя с глазами, полными слез от огорчения из-за того, что им нечего потратить [на борьбу во имя Аллаха]. Заслуживают укора только те, которые просят тебя освободить их [от похода], будучи богатыми. Они были бы рады оказаться в числе оставшихся [дома]. Аллах наложил на их сердца печать [неведения], так что они не знают [что творят]», «Ат-Тауба / Покаяние», 9:91-95.

5. Следовательно он отрицал способность деяний.

6. Заменой стояния в молитве является сидение, а заменой поста выкуп (фидйа).

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi