11. Вопрос о единстве творца этого мира - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

11. Вопрос о единстве творца этого мира

11. Вопрос о единстве творца этого мира

10. Создатель мира

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере выхода
17 янв. 2022 4 327 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Абу Мансур (р.а.) сказал: «Доводом в пользу единства создателя этого мира является известие, разум и свидетельство существование этого мира.

 

а) Что касается известия, то речь идет о единогласии людей относительно единства. Даже те, кто говорят о множественном, вынуждены признавать единое. Один является началом счета, символом величия, власти, возвышенности и степени. Ведь не зря говорят: «Такой-то является единственным в своем роде и времени, нет ему подобных в возвышенности и величии». Все, что превышает единственность, уже является множественным, не имеющим предела, а в этом нет никакого величия и силы. Мир же должен быть множественным, нескончаемым.

 

Если бы он был единичным, то вышел бы из понятия множественности по причине выхода из множественности возникших тел, а это далеко от истины.

 

Любое число, о котором идет речь, может быть увеличено или уменьшено, и невозможно было бы говорить о вещи, которая не относится к этому числу, что у нее нет подобных. Поэтому данное заявление не может быть действительным. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Нет ни одного известия о притязании на божественность или совершении какого-либо деяния, присущего только Господу, ни от кого, кроме носителей единобожия. Также нет ни единой вещи, которую можно было бы исключить из упомянутого. Кроме этого, никто другой не посылал посланников с превосходными чудесами, подчиняющими разум своей власти. Кто противоречит этому, тот находится во власти фантазий и наущений.

 

Также (свидетельством единства являются) и сами чудеса посланников. Ведь соучастники могли бы препятствовать проявлению этих чудес, ведь они опровергают их божественность и господство. А ведь многие упрямцы и гордецы пожелали бы найти себе поддержку, и обязательно нашли бы ее, чтобы препятствовать проявлению пророческих чудес. На самом же деле посланники проявили эти чудеса, так как нет других божеств кроме Единого, Единовластного Творца бытия, который не допускает даже обмана со стороны упрямых гордецов. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

6) Рациональное доказательство, суть которого заключается в том, что если бы божеств было больше одного, то существование мира было бы возможным только при их согласии, а это уже само по себе противоречит господству. Другое объяснение этого: если один из тех, кто приписывает себе божественность, пожелал бы утверждать какую-либо это было бы свидетельством неведения каждого из них, что противоречит понятию господства. Если бы они не могли бы это сделать, то это было бы свидетельством немощности каждого из них, что противоречит понятию божественности. Если бы кто-то из них мог это сделать, а другие нет, то именно он был бы господом, а другие его подчиненными. Ведь тайное знание доступно только Господу, а все, кому оно не доступно, в его власти. Так и с могуществом, либо каждый из них был бы в состоянии препятствовать другим в осуществлении их воли, либо был бы не в состоянии сделать это. В первом случае это говорило бы об их немощности, что несовместимо с господством, а во втором случае это говорило бы о господстве только одного из них.

 

в) Довод на основе умозаключения о сущности творений заключается в том, что если бы божеств было больше одного, то весь порядок перевернулся. Поменялись бы лето и зима, появление ростков и созревание плодов, состояние небес и земли, движение Солнца, Луны и звезд, питания творений, жизнь животных. Но поскольку все идет по единому, строго установленному порядку, то это указывает на то, что установителей этого порядка не может быть много, и мы вынуждены признать единство. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Второй аргумент. Все виды (созданий) несмотря на свои различия и отдаленность друг от друга, как, например, небеса и земля, различные стороны земли, пропитание жителей земли связаны какой-либо пользой.

 

Все, что выходит из земли, имеет своей причиной небеса (дождь); то, в чем нуждаются жители разных стран, рассеяно по этим странам; жизнь людей привязана к различным путям заработка пропитания, и этот закон распространяется на все. В случае множественности творцов, все вышеперечисленное не могло бы быть связанным со своими основами по причине их сильного отличия, что указывает на необходимость единства творца. Все, о чем я здесь сказал, касается и времени, как, например, день и ночь, часы, ведь они в зависимости от необходимости сменяют друг друга. Именно об этом сказано в аяте: «В творении Милостивого ты не увидишь какой-либо несообразности»?

 

Конечно, Аллах более осведомлен о его смысле. Тела и сущности существуют в шести направлениях пространства, это тоже указывает на единство творца, который собрал их воедино, несмотря на их различия. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Третий аргумент. Не существует ни одной сущности, которая обладала бы только вредом или только пользой, была бы только мерзкой или только благой, приносила бы только радость или только беду. Напротив, любая мерзкая вещь в той или иной ситуации для кого-либо благого может стать благом. Так же и все ее остальные качества. Поскольку вещь не может быть абсолютно полезной или абсолютно вредной, то должен быть тот Единый, который обустраивает, и собирает во всем аспекты и вреда, и пользы. Он сотворил вещи, придав им больше одного качества, чтобы можно было отличить, исходят ли они из единой основы или же являются результатом деятельности множества (божеств). Однако во втором случае в мире все было бы противоречиво, поскольку каждое божество было бы занято только своим качеством, которое оно творит. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Также ты видишь, что все сущности обладают телами с совершенно противоположными качествами. Эти качества противоречивы и сами по себе взаимно отталкиваются и отдаляются. Если бы эти качества были бы оставлены бесконтрольно, то все пришло бы в негодность. Следовательно, должен существовать Единый, который собрали их вместе, своей милостью. Он непостижимым для человеческого разума образом оберегает все от того потенциального вреда, который заложен в его отдельных частях. Если бы мир был результатом творения множества, то все должно было бы прийти в противоречие друг с другом. Ведь каждый из них видит приоритетным свое творение и желает его проявить. И только у Аллаха спасение.

 

Есть те, кто, исходя из различных точек зрения, пытается объединить две позиции, говоря, что это зависит от состояния и деяния. Если мы говорим о состояниях, то все они должны быть равны в своем господстве. Однако это ведет к противоречиям, соперничеству. Несмотря на то, что это качества единого, они называют его множественным.

 

Если они не равны в своем господстве, тогда истинным господом будет наиболее совершенный. Что касается деяний, то они соответствуют друг другу, несмотря на различия и противоположности, существующие в мире. Таким образом, эти противоречия собираются воедино и помогают друг другу в продолжении существования. И поскольку все существует в том виде, в котором я описал, это указывает на то, что соединение противоположностей может быть только по воле Мудрого, Знающего, Милостивого. И никто другой не способен обустроить все подобным образом, и никто не способен противостоять Его предопределению. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi