Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
18. Использование термина вещь/нечто («шей’») в отношении Аллаха
Если нам скажут: «Если вы говорите, что Он - вещь, не подобная другим вещам», то почему отрицаете высказывание: «Он – тело («джисм»), не подобное другим телам («аджсам»)»? Следует ответит: «Это связано с тем, что причина, по которой мы допускаем использование термина «вещь», не присутствует в термине тело («джисм»).
Используя наше признание термина «вещь», он пытается заставить нас признать и термин «тело» («джисм»). Мы обнаружили, что большинство вещей, которые представлены акциденциями, качествами, не подразумевающими телесность, не допускают этого (использования термина «тело»). И если он пытается привести в качестве контраргумента наши слова: «Не подобен другим вещам», то это не является утверждением в отношении того, что мы утверждаем, поэтому его вопрос неуместен. Он подобен тому, кто задает вопрос: «Если допустимо, чтобы Он был вещью, не подобной другим вещам, то почему же вы не допускаете, чтобы Он был человеком, не подобным другим людям?»
Шейх Абу Мансур (р.а.) сказал: «В подобном случае следует ответить: «Так как Он не является телом, в отношении которого можно сказать: «Тело не подобное другим телам». Это (высказывание) не является контраргументом, а представляет собой тяжбу. Ведь мы не в состоянии создавать божественные атрибуты, чтобы нам говорили: «Если вы сделали это, то почему не делаете это». Напротив, Аллах превыше того, чтобы мы создавали для него нечто, Он описывается только теми качествами, которые Ему присущи. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В самом их контраргументе есть противоречие. Они спрашивают: «Если вы утверждаете, что Он - вещь, но не подобная другим вещам», то почему бы вам не заявить, что «Он - тело («джисм»), не подобное другим телам». Если мы примем термин «тело» («джисм»), то наше высказывание вместо «Он - вещь, но не подобная другим вещам», превратится в высказывание: «Он - вещь, но не подобная части других вещей». Ведь тела - это только одна из разновидностей вещей. Таким образом, высказывание «Он тело («джисм»), не подобное другим телам», становится несостоятельным. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Абу Мансур аль-Матуриди сказал: «Наше утверждение «Он - вещь, но не подобная другим вещам», является отрицанием чтойности вещей. А чтойность сама по себе бывает двух видов: сущность, которой является тело, и качество, которым является акциденция. Таким образом, следует отрицать чтойность сущности, которая проявляется в виде тела, и чтойность качества, которое проявляется в виде акциденции. И если мы отрицаем этот смысл, присущий телу, то вместе с ним мы отрицаем и наименование «тело» (джисм). Это подобно тому, что если бы мы отрицали наименование «подобие» при утверждении (божественных качеств) и отрицании опровержения (божественных качеств), тем самым отвергли бы этот термин («подобие»). И нет силы ниу кого, кроме Аллаха. При утверждении термина «вещь» у нас есть два пояснения. Во-первых, «вещь» используется только как наименование (термин), а совпадение терминов еще не говорит о подобии. Ведь термин может быть использован для отрицания подобия в каком-либо конкретном значении. Например, если мы о ком-либо скажем: «Такой-то является единственным в своем времени и племени», то подразумевается отрицание подобия именно в том качестве, которое подразумевается. И это несмотря на то, что они все имеют одинаковое наименование. Но если обязательным результатом совпадения в наименовании было бы подобие, то невозможно было бы его использование при отрицании совпадения того, что подразумевается. Мы знаем, что термины «неверие» и «ислам» обозначают то, что в них вложено, но в то же время они совпадают в том качестве, что оба являются словами, но значение их совершенно противоположное. То же самое касается движений, действий и других понятий, подобных им.
Доказательство, подтверждающее допустимость использования термина «вещь», имеет два аспекта. Первый - на основе священных текстов. В Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему». Если бы Он не был вещью, то отрицание наличия у Него вещественности других вещей посредством термина «вещь» было бы неправильным. Ведь «вещь» по своей сути отлична от того, что не может быть названо вещью. Точно также Аллах сказал: «Спроси: «Какое свидетельство самое достоверное?» [И сам] отвечай: «Аллах - свидетель между мной и вами». Если бы Ему не было присуще наименование «вещи», то было бы недопустимым не только приписывать это наименование, а даже приписывать эти слова Аллаху. Второй - на основе разума. В традиционном обиходе термин «вещь» указывает лишь на наличие, существование чего-либо. Ведь утверждение «не вещь» является отрицанием, если оно не подразумевает уничижения, следовательно, оно является термином утверждения (существования какой-либо вещи) и отрицания лишения смысла. Если же какому-либо народу неизвестно, что термин «вещь» несет смысл утверждения (существования какой-либо вещи) и отрицания лишения смысла, то следует избегать этого термина, чтобы избавить их от нежелательных убеждений. В этом случае следует говорить о существовании, так как оно является более ясным при утверждении, несмотря на то, что в среде ученых эти оба термина имеют одно значение. Если утверждение «не вещь» используется для отрицания сущности или ее уничижения, то утверждение «вещь» используется для утверждения существования сущности и ее возвеличивания, на что Аллах имеет больше права. Что же касается утверждения «не тело (джисм)», то оно не несет в себе эти значения. Так же и в утверждении «тело» (джисм) нет смысла восхваления существования или возвеличивания, поэтому между этими двумя терминами («вещь» и «тело» есть разница). Точно так же утверждения «не знающий и не могущественный» несут в себе смысл отрицания величия, а термины «Знающий» и «Могущественный» несут смысл возвеличивания. И успех исходит только от Аллаха.
Когда о зримых предметах говорят «вещь», «знающий», «могучий», то не подразумевается природа этой сущности. В первом случае речь идет о ее существовании, а во втором - о качествах, присущих ей, а не о ее сущности. Как, например, термин «тело» указывает на природу сущности, обладающей измерениями, направлением, границами и акциденциями. То же самое касается наименования «человек» и других сущностей. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха. Признание всего, что было сказано, обязательно, так как есть священные тексты, подтверждающие эти наименования. И успех исходит только от Аллаха.
Абу Мансур аль-Матуриди сказал: «Основа в определении граней/границ единобожия заключается в том, что его начало его определения — это уподобление, а конец определения - единобожие, так как все это является необходимым. Понимание разумом используют в качестве довода в пользу того, что разум постичь не способен, как, например, награда и наказание в потустороннем мире познается посредством наслаждений и страданий этого мира. Также и Аллах Всевышний описан качествами, словесное выражение которых доступно для его творений. О нем говорят: «Знающий», «Могущественный» и т.д. Отказ от этих атрибутов будет их опровержением, а утверждение значения, присущего созданиям, будет уподоблением. Поэтому следует продолжить словами: «но не подобен ученым», тогда в рамках утверждения мы отрицаем подобие. Это в том случае, когда мы обязаны это признать в силу наличия доказательств из священных текстов и разума. Что же касается тех случаев, когда нет подтверждения ни в священных текстах, ни на основе разума, то использование этих наименований будет безрассудной смелостью. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Второй ответ заключается в том, что термин «вещь» не является наименованием. Особенностью наименования является раскрытие сущности. Например, когда звучит вопрос: «Что такое тело?», то следует ответ: «Тело - это то, что имеет три измерения». Или когда звучит вопрос «Что такое человек?» и упоминается соответствующее определение, связанное со зримым: «Живой, владеющий речью, умирающий», то есть те качества, которые могут быть присущи ему. Точно так же каждая субстанция, имеющая определенные границы, именуется согласно особенностям, присущим ей. При упоминании терминов «Знающий» и «Могущий» не имеются в виду особенности, определяющие Его сущность или дающие представление о Его сущности, а только приподнимается завеса тайны, скрывающая Его. Также в отношении Него употребляется «вещь», но не раскрывается суть Его сущности. Поэтому допускается использование этого термина в отношении Аллаха Всевышнего. И это ни в коем случае не является уподоблением сущности. Но поскольку есть опасение в понимании того, что «Знание» и «Могущество» присущи Ему благодаря чему-то иному, как это происходит со зримым, то следует оговориться: «Не подобно иным, упомянутым помимо Него». В итоге становится ясно, что Он «Знающий» и «Могущественный» Сам по Себе, а не благодаря чему-либо иному. И успех исходит только от Аллаха.
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «У одного человека спросили о значении слова «единый», и он ответил: «Единство имеет четыре значения. Он целый; не допускающий удвоения; не допускающий деления; а то, что между ними, допускает два смысла, так как это выше того, что делится и ниже того, что удваивается. После всего нет того, что именуется вещью. Четвертое же, Он является тем, благодаря которому существуют упомянутые три значения. Мы говорим о нем «Он», однако этот «Он» отличается от этого местоимения, используемого в отношении других сущностей - Его сущность скрыта и не познаваема. Он тот, от которого язык становится немым, без него обрывается любое разъяснение, становится немощным воображение, становится беспомощным разум, это и есть Аллах, Господь миров.
Но если кто-нибудь пожелает в отношении Аллаха использовать термин «тело» («джисм») в соответствии с нашим разъяснением (смысл термина подразумевает связь с акциденциями, имеющими границы), то ему следует сказать о категориях, присущих сотворенным, зримым телам. Если будет возможность ограничить его имеющимися направлениями с точки зрения того направления, то приписывание этого Аллаху будет абсурдом и несостоятельным. Так как это приписывание Ему того, что является подтверждением созданности. Если он будет не готов признать это, то будет обязан использовать наименование (допустимое в языке). Если это будет утверждено, ему следует сказать это, если нет, то нет. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 Использование этого термина в отношении Аллаха допустимо.
2 То есть их всех объединяет общее наименование «люди» или название племени
3 «Аш-Шура / Совет», 42:11
4 «Аль-Ангам / Скот», 6:19