Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Что касается повелений и запретов, обещания награды и наказания, то из вышесказанного достаточно того, что сказал аль-Хусейн: «Воистину, Аллах создал творения покорными, знающими, что для них полезно и что вредно, делающими выводы о незримом, отталкиваясь от зримого, допускающими незнание и невежество, из чего следует допустимость лжи и любого порицаемого действия. Что касается Творца, то Он проявил милость к творениям, и сточки зрения разума заслужил благодарность, которую требует [1]. Затем Аллах обещает награду и наказание для того, чтобы заинтересовать величием того или иного деяния, либо устрашить от легкомысленного отношения.
Затем Аллах почтил его (Свое творение) разными видами почтения, что само по себе является наградой и не имеет предела, и если неверие является наивысшей степенью ослушания, то оно и есть наказание. Также и вера является признанием того, что бесконечно и безгранично, а неверие является отрицанием бесконечного и безграничного, в этом и заключается суть их воздаяния. Исходя из этого, могут быть прощены любые грехи, которые по своей степени меньше неверия, так как они не являются отрицанием бесконечного и безграничного». И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Абу Мансур аль-Матуриди (р.а.) сказал: «Доказательством (мудрости) повелений и запретов, с нашей точки зрения, является знание повелений и запретов. Аллах, выделив человека из числа других животных, дал ему возможность познания этого, и пренебрежение этим недопустимо, точно также как недопустимо пренебрегать вещами, предполагающими наличие пользы. Разум признает благое благом, а мерзкое - мерзостью. То же самое касается и действий: мерзкое признается мерзким, а благое - благим. Из этого следует, что обязательность предписаний и запретов связана с тем, что лежит в основе предписаний и запретов. Также по той причине, что Аллах создал творения, указывающими на Его единство и мудрость, недопустимо, чтобы творения не ведали об этом, в противном случае творение будет пустой забавой. Кроме этого, отмена предписаний отменяет мудрость сотворения, так как оно превращается в небытие, ведь строитель, строящий здание для того, чтобы его разрушить, не является мудрым, а его деятельность - это пустая забава.
Обещание награды и наказания связано с желанием привлечь и отстранить, в противном случае польза повиновения и вред ослушания не имеют смысла. Ведь если исполняющий не получает какую-либо пользу или ослушивающийся не получает вреда, то повеления и запреты теряют смысл. Поэтому мудрость говорит о необходимости обещания награды и наказания. В то же время повеления и запреты подразумевают принуждение себя к тому, что не противно природной сущности, ведь она старается избежать этого. Единственным средством сломить сопротивление этой сущности и побудить ее к повиновению являются обещания награды и наказания. Ведь они облегчают отказ от желаемого (сладостного) и исполнение того, что является трудным.
Человек по своей природе избегает совершения того, что в итоге не несет пользы, и не бережет себя от того, что не несет вреда, поэтому, чтобы побудить его к соблюдению этого, необходимы обещания награды и наказания. В противном случае враг и друг получали бы одинаковый результат, но так как они отличаются в своем выборе и предпочтении, то необходимо, чтобы их итог также был различным. И успех исходит только от Аллаха.
Допустимо, чтобы награда была результатом милости. Ведь от Аллаха и ранее исходили милости, за которые Он заслуживает благодарности настолько, насколько позволяют возможности человека, поэтому награда - это божественная милость. То же самое можно сказать и об увеличении награды. В Коране по этому поводу сказано: «Тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздастся десятикратно. Тому, кто предстанет [перед Аллахом] со злым деянием, воздастся тем же» (6:160). Что касается злодеяния, то его возмездие соответствует мудрости, а что касается награды, то она допускает милость, так как в этом основа. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Это то, что допускает наш разум в отношении повелений и запретов. И если бы наш разум был не в состоянии познать их мудрость, то достаточно было бы тех доказательств, с которыми пришли посланники. В то же время разум так же, как и другие органы, не допускает отказа от его использования в том, что несет пользу. И то, что я сказал, распространяется и на другие органы, это право деяния и указания. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 То есть Аллах требует от Своих творений благодарности посредством исполнения предписаний и избегания запретов.