Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
34. О недопустимости описания Аллаха Всевышнего местом
О недопустимости описания Аллаха Всевышнего местом [1].
Это является аргументом того, что Аллах превыше того, чтобы быть связанным с каким-либо местом. Ведь известно, что Он существовал и тогда, когда не было места. И в аяте «[Он] - Милостивый, который «овладел» (истава) троном» (20:5), нет указания на связь Аллаха с местом.
Точно так же как нет этого указания в аятах: «...и Мы более близки к нему, чем яремная вена» (50:16), «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; между пятью, чтобы Он не был шестым; [не бывает тайной беседы] между меньшим или большим [количеством людей], чем перечислено, без того, чтобы Он не был с ними, где бы они ни находились» (58:7), «то ведь Мы ближе к нему (т. е. умирающему), чем вы, хотя вы и не видите [Нас]» (56:85). Ведь в приписывании места не может быть какого-либо восхваления и возвеличивания. Напротив, степень места, его величие определяется Им и меняется в зависимости от Его предпочтения, когда Он определяет то или иное для своих лучших творений, или же делает его местом поклонения Ему и возвеличивания.
Место не может придавать величия даже царям и праведникам этого мира. Как вы представляете себе царя, власть и величие которого определяется только высотой места, на котором он сидит? Следовательно, в приписывании места нет никакого возвеличивания. Либо потребность в месте может являться результатом нужды, а Он превыше этого. Поэтому из слов Аллаха: «[Он] - Милостивый, который «овладел» (истава) троном» (20:5), не следует Его нахождение в каком-либо месте. Ведь эта частица указывает на возвышенное положение и величие, чего не может быть в случае связи с творением. Из этого следует, что под разумевается степень величия, соответствующая Его сущности. Он не располагается в этом месте своей сущностью, ведь Он был таковым и до создания творений, поэтому недопустимо, чтобы Он был описан посредством творений. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Подобные убеждения [2] могут быть результатом знания о тех зримых вещах, которые связаны с местом, до рассмотрения других вероятностей. Что касается Аллаха, пречист Он, то Он существовал и тогда, когда не было места, таковым является убеждение людей. Недопустимо, чтобы произошли изменения в убеждении, отличные от тех, которые были ранее, именно к этим убеждениям следует стремиться, избегая приписывания связи с творениями. Выделение связи какой-либо зримой (существующей) вещи с Аллахом Всевышним указывает не возвеличивание этой вещи, так как она связана с деяниями, вызывающими довольство Аллаха и похвальными состояниями. И какое отношение к этому имеет трон? И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
В соответствии с этим несостоятельной является точка зрения тех, кто приписывает (Аллаху) абсолютно все места [3]. Ведь нет никакой разницы между одним избранным местом и их совокупностью. Напротив, для возвеличивания более приоритетно выделять что-либо одно. Ведь при этом происходит выделение этой вещи, а выделение есть почтение и уважение, указывающее на величие этой вещи. А когда используется обобщение, то речь идет о выделении божественных атрибутов (а не упоминаемых вещей). Как, например, в словах: «Господь каждой вещи, Ему принадлежит всякая вещь» речь идет о возвеличивании божественной сущности. А в словах: «Господь Мухаммада» или «Господь Ибрахима» речь идет о возвеличивании упомянутых пророков. Исходя из этого понимания, связывание трона с божественной сущностью указывает на возвеличивание трона, а связывание всех мест с божественной сущностью указывает на приписывание этих мест Аллаху, что является мерзостью. Ведь в извечности Ему не было присуще место. Точно так же, когда речь идет о близости к Аллаху, то не имеется в виду пространство и расстояние, а подразумевается иное значение. Ведь пространственная близость связана с границами и определением места, а Аллах существовал и тогда, когда не было места, и Его состояние не изменилось. Он превыше места и времени. Ведь с ними связаны границы и пределы вещей. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 О недопустимости приписывания места Аллаху Всевышнему
2 О причастности Аллаха к какому-либо месту
3 Несостоятельна точка зрения тех, кто говорит, что Аллах везде