12. Отрицание наличия подобия у Аллаха - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

12. Отрицание наличия подобия у Аллаха

12. Отрицание наличия подобия у Аллаха

Дни выхода уроков: По мере выхода
20 янв. 2022 4 593 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Единство и божественность Аллаха есть истина. Однако это не единство в качестве исчисляемого, ведь у единицы есть половина и разные доли, а Его единство подразумевает уникальность. Он превыше какого-либо подобия или противоположности. Ведь приписывание противоположности отрицает божественность, а приписывание подобия отрицает единственность. Все сущее является либо подобием, либо противоположностью чего-либо. Оба эти понятия подразумевают тленность и небытие, что само по себе отрицает уникальность (ат-таухид) в творениях.

 

Аллах же един, нет у Него подобия, он Вечный, обеспечивающий существование всего сущего, нет у Него противоположности и подобия. Именно об этом сказано в аяте: «Нет ничего подобного Ему». (42:11). В своей основе любая сущность, имеющая подобие, становится множественной, как минимум их две; а все, что имеет противоположность, подразумевает тленность, поскольку может быть погублено этой противоположностью. В итоге все, что помимо Него, является либо противоположностью, которая тленна, либо подобием, которая именуется парой. Таким образом, божественное единство подразумевает единство в Величии и Грандиозности, в Могуществе и Власти. Единство воплощается через уникальность, отсутствие подобия и противоположности, что отрицает наличие телесности и акциденций, поскольку они есть показатель подобия вещей. Поэтому любое описание Его какими-либо качествами, присущими творениям или понятиями, относящимися к творениям, является несостоятельным. И только Аллах наставляет на путь истинный.

 

Именно в том заключается упрямство антропоморфистов *, и именно в этом причина атеизма, ведь каждая группа подумала о Нем то, что подразумевает наблюдатель. Часть из них считает Его одной из сущностей, отрицает наличие творца этого мира и думает, что он (мир) извечен? Другие посчитали, что Он извечен, но может быть вместилищем возникшего, и что возникшее столкнулось с его Мощью. Таково мнение тех, кто признает существование первоматерии?** Мусульмане же вынужденно признали *** Его существование, и отрицали наличие у Него всего того, что присуще другим (сущностям). Независимо от того, присуща ли им разница в сущности или качествах, превращение или изменение, допускающие увеличение или уменьшение, если в нем есть какие-либо из этих качеств, то это вид, допускающий это.

 

Его продолжение в том состоянии, в котором он есть, как продолжение движения или покоя, или допущение его противоположности, является бедствием (изъяном) в его сущности, что допускает его небытие, и существование сущностей подобных его сущности, что само по себе делает недействительным совершенство. Или же допускает наличие у него конца или границ, подразумевающих наиболее полные и недостаточные, наиболее длинные и короткие. Все эти категории являются признаками возникшего и аргументом сотворенности. Если бы творцу были присущи категории, указывающие на то, что мир - возникший, и что у него есть творец, соединяющий его с этой точкой зрения, это было бы причиной гибели мира и всех доказательств в пользу Мудрого, Знающего, Который превыше подобия и противоположности.

 

Но при этом все помимо Него является возникшим с любой точки зрения, и если бы у Него было бы подобие, то Он не считался бы извечным, а все остальное возникшим. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

В то же время даже среди сотворенного не может быть подобия со всех точек зрения, ведь в противном случае подобные становятся единым. Обычно в чем-то есть подобие, а в чем-то его нет. Если бы Он имел подобие в каком-либо параметре с чем-либо помимо Него, то был бы одним из творений, так как подобие присутствует только между ними. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.


* Это течение уподобило Аллаха творениям. Они делятся на два вида: первые уподобили божественную сущность сущностям, которые ей не являются, другие уподобили атрибуты божественной сущности атрибутам небожественных сущностей. Каждая из этих двух групп делится на множество других. Некоторые из них дошли до того, что признали воплощение (хулуль), а это является явным неверием. (См. Багдади, «Усуль ад-дин Багдади», 352)

 

** Богословы-мусульмане были обязаны высказать свою верную точку зрения о Творце мира, чтобы опровергнуть различные ложные идеи. Они описали божественную сущность совершенными качествами, присущими ей.

 

*** Это течение, признававшее существование первоматерии (аль-хуюли). «Первоматерия» подразумевает особую субстанцию в теле, подвергающуюся различным воздействиям, обращенным на это тело, как например, слияние и разделение. Она имеет два образа - телесный и качественный. Мудрецы считали, что это - нечто способное принять образ вообще, а не какой-либо особый образ. Мутакаллимы считали ее частицей, из которой состоят тела. Также есть мнение, что они называются «Асхаб аль-хуюли» в том случае, если признают существование извечной основы мира и возникновение его акциденций. См. Аль-Исфараини, «Ат-Табсыра фи ад-дин», 149-150.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi