Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
45. Вопрос относительно убеждений суманитов и разъяснение их недействительности
Суманиты [1], являющиеся дахритами, и также как последние, считавшие, что вещи возникли в извечности, сказали: «Земля вместе с теми, кто находится на ней, опускается все ниже и ниже».
Когда у них спросили об этом, они в качестве довода заявили, что она является тяжелой, а тяжелое не может сопротивляться (противостоять) воздуху и держаться в нем. В качестве возражения им привели пример с камнем, к которому привязано перо. Несмотря на то, что земля тяжелее камня, он все равно падает на нее [2]. В качестве возражения им также привели пример с ветром, который поднимает вещи вверх, а не в стороны. «А если бы ветер был под Землей, смог бы он поднять ее своей силой? Как вы можете утверждать, что вещь может только падать, и не может возноситься, ведь вы же видели примеры этого?» На этом их аргументация обрывается.
Если это является примером дискуссии, то она больше похожа на заигрывание. Основа этого заключается в том, что небеса с того момента, как мы начали их видеть, сохраняли свое состояние. Мы видели Землю и ее тяжесть, и то, что любая ее частичка, брошенная с любой высоты, допускаемой разумом, падает на нее. Все это указывает на то, что если земля остается в своем собственном состоянии, точно также и небеса, при этом они оба имеют свою тяжесть, и не могут держаться в воздухе, следовательно, они сохраняют свое состояние благодаря силе Мудрого, и что Он является их Творцом в том виде, в котором их не может постичь ни воображение, ни разум. И это опровергает идею о времени (дахр) и все ее возможные ответвления.
Дискуссии этих людей являются пустословием, так как преследуют своей целью раскрыть скрытые вещи и найти границы мудрости. Они считают, что мир со всеми его различиями и сходствами, различием субстанций и акциденций, существующих на основе своего естества, зародившихся благодаря движению вещей или примесей, не владеющих способностью обустраивать, не владеющих знанием и мудростью, а одной из этих субстанций является человек. Это указывает на то, что наличие у них разума и мудрости невозможно. За исключением признания существования иной сущности, благодаря устройству которой произошел мир. А тот факт, что самые высокие субстанции [3] мира выходят за рамки естества мира, указывает на то, что все это могло произойти только благодаря Ему, и быть сотворенным в соответствии с Его волей. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 Пророком суманитов является Бодхисатва. Его последователями до прихода Ислама были большинство жителей Мавераннахра. Это течение основано на отрицании сатаны, они являются наиболее щедрыми из последователей различных религий. См. Ибн Надим, «аль-Фихрист», 408; аль-Исфараини, «Ат-Табсыр фи ад-дин», 89.
2 Имеется в виду, что, так как земля тяжелее камня с пером, то она должна двигаться вниз со скоростью большей, чем камень.
3 Имеется в виду человек.