07. Другие опровержения для отрицающих пути познания - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Восход 08:14
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:55 08:14 13:08 16:11 17:53 19:12
свернуть
Календарь
Хиджра
17 Джумада-сани 1443
Григорианский
20 января 2022

Циклы уроков

07. Другие опровержения для отрицающих пути познания

07. Другие опровержения для отрицающих пути познания

Дни выхода уроков: По мере выхода
20 дек. 2021 798 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Далее мы приведем некоторые сомнения, выдвигаемые теми, кто последовал наущениям Шайтана и отдалился от явной истины. Чтобы этот человек познал, что к этой точке зрения его толкает нафс, который его обманывает, и его враг (Шайтан), и это ни в коем случае не является божественным изъяном в разъяснении аргументов. Нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

а) Одним из наущений Сатаны, отрицающего возможность познания посредством органов чувств и препятствующего людям поклоняться Милостивому, заключается в доводах, противоречащих разуму. В частности, они ссылаются на различные болезни, влияющие на зрение, кошмарные сны, нахождение предмета на далеком расстоянии или субъекты, познание которых затруднено.

 

Однако наущения Сатаны не препятствуют этим людям стремиться к тому, что приносит им блаженство, потакать своим страстям, избегать того, что наносит вред, не бросаться в пламя костра или морскую пучину. Если бы истины, получаемые нами посредством органов чувств, являлись бы невежеством, то это привело бы нас к погибели, так как мы устремлялись бы к тому, что нас губит, или избегали бы принятия пищи. Поэтому нет сомнения в том, что человека побуждают к этим действиям любовь к блаженству и потакание своим страстям. Подобные изменения в поведении человека указывают на то, что он на самом деле принимает информацию, полученную посредством органов чувств. И наличие этих разногласий является достаточным доказательством возможности познания посредством органов чувств.

 

Что же касается невозможности получения истинного знания при упомянутых состояниях: болезней, связанных со зрением, снов, удаленности от наблюдаемого объекта и препятствиях для зрения, то все это верно только для упомянутых состояний. Как только эти состояния перестанут иметь место, возможность получения достоверного знания возвращается. В итоге мы обязаны признать возможность получения истинного знания посредством органов чувств.

 

6) То же самое касается и тех, кто признает достоверность информации, полученной посредством ощущения, и отрицает достоверность информации на основе известия, ложность которого будет установлена после того, как оно распространится. Затем им может быть сказано: «Известие, касающееся вкусных вещей и аппетитных субстанций, является весьма полезным. Поскольку в противном случае разумный человек, не получивший известия об их вкусе, был бы вынужден лично испытывать их на вкус. Точно так же, таким образом он мог бы избежать их вреда без того, чтобы их попробовать. Первое и второе мы узнаем благодаря известию». Наши приведенные рассуждения касаются и способов заработка, различных хитростей и превентивных мер, которые полезны для их тел и жизни, то же самое касается и всего, что вредно для человека.

 

Так стало доподлинно известно, что причина, толкнувшая этих людей к подобному отрицанию, кроется в признании запретности (того, что запрещено) и отказа от страстей. Как видим, это та же причина, посредством которой сатана обманул первую группу. При этом следует учитывать все то, что мы уже выше изложили о пяти средствах познания. Несмотря на это, они придерживаются своего мнения, поэтому с ними следует поступать так же, как и с первыми. Ведь лживость сообщения о той опасности, с которой столкнулся сообщающий, всегда становится ясной, и так далее.

 

Истинность большей части информации, полученной путем сообщения, находит подтверждение, поэтому отдать предпочтение первому или второму можно только на основе ясного доказательства. Только Аллах наставляет на истинный путь. С теми, кто придерживается подобной точки зрения, следует поступать так же, как с хищниками. Их следует побивать, причинять им боль, в этом случае они будут вынуждены признать все то, что приобретается посредством сообщения. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

в) То же самое можно сказать и о тех, кто признает возможность получения достоверной информации посредством ощущений и известия, но отрицает знание, полученное посредством умозаключения.

 

В этом мире существует множество полезных и вредных вещей, познание которых посредством пяти органов чувств и известия невозможно, они познаются только посредством умозаключения. Точно также правильность предположения и истинность известия можно проверить только путем умозаключения. Поэтому, если вещь не относится к ощущаемым предметам, то отрицающему умозаключение следует задать вопрос: «А как ты это узнал?». Если же он ответит: «Посредством известия», то ему следует задать вопрос о достоверности или ложности данного известия. Эта дискуссия распространяется на любое наслаждение, к которому человек стремится, и любой вред, которого избегает. И для познания возникновения мира или его извечности следует прибегнуть к умозаключению относительно всего, что человек ощущает или слышит. Ни пять органов чувств, ни известие не имеют каких-либо доказательств для отрицания возможности использования умозаключений. И нет могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Познание человека, либо огня, либо другой вещи, с которой соприкасается человек, возможно только посредством умозаключения. В противном случае ни с кем невозможно было бы вступать во взаимоотношения, ни от кого невозможно было бы получать знания, потому что, в первую очередь, не было бы доказательств в пользу получения довода из его известия. Все вышеперечисленное можно получит только путем умозаключения, и его использование является обязательным. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi