07. Другие опровержения для отрицающих пути познания - Китаб ат-Таухид - Абу Мансур аль-Матуриди
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 12:00
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

07. Другие опровержения для отрицающих пути познания

07. Другие опровержения для отрицающих пути познания

Дни выхода уроков: По мере выхода
20 дек. 2021 2 092 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Далее мы приведем некоторые сомнения, выдвигаемые теми, кто последовал наущениям Шайтана и отдалился от явной истины. Чтобы этот человек познал, что к этой точке зрения его толкает нафс, который его обманывает, и его враг (Шайтан), и это ни в коем случае не является божественным изъяном в разъяснении аргументов. Нет силы ни у кого, кроме Аллаха.

 

а) Одним из наущений Сатаны, отрицающего возможность познания посредством органов чувств и препятствующего людям поклоняться Милостивому, заключается в доводах, противоречащих разуму. В частности, они ссылаются на различные болезни, влияющие на зрение, кошмарные сны, нахождение предмета на далеком расстоянии или субъекты, познание которых затруднено.

 

Однако наущения Сатаны не препятствуют этим людям стремиться к тому, что приносит им блаженство, потакать своим страстям, избегать того, что наносит вред, не бросаться в пламя костра или морскую пучину. Если бы истины, получаемые нами посредством органов чувств, являлись бы невежеством, то это привело бы нас к погибели, так как мы устремлялись бы к тому, что нас губит, или избегали бы принятия пищи. Поэтому нет сомнения в том, что человека побуждают к этим действиям любовь к блаженству и потакание своим страстям. Подобные изменения в поведении человека указывают на то, что он на самом деле принимает информацию, полученную посредством органов чувств. И наличие этих разногласий является достаточным доказательством возможности познания посредством органов чувств.

 

Что же касается невозможности получения истинного знания при упомянутых состояниях: болезней, связанных со зрением, снов, удаленности от наблюдаемого объекта и препятствиях для зрения, то все это верно только для упомянутых состояний. Как только эти состояния перестанут иметь место, возможность получения достоверного знания возвращается. В итоге мы обязаны признать возможность получения истинного знания посредством органов чувств.

 

6) То же самое касается и тех, кто признает достоверность информации, полученной посредством ощущения, и отрицает достоверность информации на основе известия, ложность которого будет установлена после того, как оно распространится. Затем им может быть сказано: «Известие, касающееся вкусных вещей и аппетитных субстанций, является весьма полезным. Поскольку в противном случае разумный человек, не получивший известия об их вкусе, был бы вынужден лично испытывать их на вкус. Точно так же, таким образом он мог бы избежать их вреда без того, чтобы их попробовать. Первое и второе мы узнаем благодаря известию». Наши приведенные рассуждения касаются и способов заработка, различных хитростей и превентивных мер, которые полезны для их тел и жизни, то же самое касается и всего, что вредно для человека.

 

Так стало доподлинно известно, что причина, толкнувшая этих людей к подобному отрицанию, кроется в признании запретности (того, что запрещено) и отказа от страстей. Как видим, это та же причина, посредством которой сатана обманул первую группу. При этом следует учитывать все то, что мы уже выше изложили о пяти средствах познания. Несмотря на это, они придерживаются своего мнения, поэтому с ними следует поступать так же, как и с первыми. Ведь лживость сообщения о той опасности, с которой столкнулся сообщающий, всегда становится ясной, и так далее.

 

Истинность большей части информации, полученной путем сообщения, находит подтверждение, поэтому отдать предпочтение первому или второму можно только на основе ясного доказательства. Только Аллах наставляет на истинный путь. С теми, кто придерживается подобной точки зрения, следует поступать так же, как с хищниками. Их следует побивать, причинять им боль, в этом случае они будут вынуждены признать все то, что приобретается посредством сообщения. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

в) То же самое можно сказать и о тех, кто признает возможность получения достоверной информации посредством ощущений и известия, но отрицает знание, полученное посредством умозаключения.

 

В этом мире существует множество полезных и вредных вещей, познание которых посредством пяти органов чувств и известия невозможно, они познаются только посредством умозаключения. Точно также правильность предположения и истинность известия можно проверить только путем умозаключения. Поэтому, если вещь не относится к ощущаемым предметам, то отрицающему умозаключение следует задать вопрос: «А как ты это узнал?». Если же он ответит: «Посредством известия», то ему следует задать вопрос о достоверности или ложности данного известия. Эта дискуссия распространяется на любое наслаждение, к которому человек стремится, и любой вред, которого избегает. И для познания возникновения мира или его извечности следует прибегнуть к умозаключению относительно всего, что человек ощущает или слышит. Ни пять органов чувств, ни известие не имеют каких-либо доказательств для отрицания возможности использования умозаключений. И нет могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Познание человека, либо огня, либо другой вещи, с которой соприкасается человек, возможно только посредством умозаключения. В противном случае ни с кем невозможно было бы вступать во взаимоотношения, ни от кого невозможно было бы получать знания, потому что, в первую очередь, не было бы доказательств в пользу получения довода из его известия. Все вышеперечисленное можно получит только путем умозаключения, и его использование является обязательным. И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi