Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Обязательно ли выплачивать закят с денег, собранных для приобретения жилья?
Закят является обязательным для каждого дееспособного, совершеннолетнего мусульманина, обладающими имуществом или деньгами в размере «нисаб» за вычетом долгов и предметов первой необходимости. Выплачивание закята из собранных средств на основные нужды является необязательным, так как, такой человек не считается богатым. В Священном Коране сказано:
ويَسأَلُونَكَ ماذا يُنفِقُونَ قُلِ العَفو
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек» [1].
Имам Табари и другие ученые истолковали этот аят, что: «Нужно подавать с того, что остаётся лишним». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا صَدَقةَ إلاّ عَن ظَهرِ غِنًى
«Подавать милостыню обязательно только состоятельным» [3].
Жилье - одна из основных потребностей человека. В Ханафитском мазхабе есть два взгляда на вопрос о том, платить ли закят человеку, накопившему за несколько лет определенную сумму для приобретения жилья.
Такие ученые, как Ибн Малак, сказали: «Поскольку дом является основной необходимостью, на собранные деньги закят не выплачивается» [4]. То есть тот, кто хранит свои деньги с намерением потратить их на основные нужды, даже по прошествии года не выплачивает закят.
Имам Тахтауи назвал одежду, пропитание, жилье, оружие, изделия ручной работы, мебель, автомобили и книги ученых предметами первой необходимости. Он не считал обязательным выплачивать закят, даже если у него были деньги на приобретение этих вещей или они были у него в течение года [5].
В книгах Ханафитского мазхаба «аль-Магаридж» и «Бадаиг» говорится: «Закят выплачивается с денег, собранных для их умножения или расходования на пропитание».
В известной ханафитской книге «Раддул Мухтар» утверждение Ибн Малака о том, что «Жилье – это основная необходимость, и из собранных для него денег закят не выплачивается», является правильным. Информацию из книги «Бадаиг» и других книг нужно понимать следующим образом: «Если мусульманин хранит деньги для приобретения предметов первой необходимости, и после их приобретения по истечении года остаётся излишек в размере «нисаба», то он выплачивает с них закят. Даже если он хранит их с целью расходования в будущем, он платит закят за то, что не потратил их на основные нужды в течение года» [7].
На XXVI заседании Совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана по данному вопросу были приняты следующие постановления:
1. Закят является обязательным для каждого дееспособного, совершеннолетнего мусульманина, обладающими имуществом или деньгами в размере «нисаб».
2. Поскольку жилье является одним из основных необходимостей, из собранных денег (для приобретения жилья) закят не выплачивается;
3. Основной целью сбора средств должна быть покупка дома. Закят выплачивается, если собранные деньги будут задействованы в торговле и достигнут размера «нисаба».
[1] Сура «аль-Бакара», 219-аят.
[2] Табари, 4/337. Куртуби, 2/48. Ибн Касир, 1/256.
[3] Передал Имам Ахмад.
[4] Раддул-Мухтар, 3/178.
[5] Хашияту ат-Тахтави, 714.
[6] Аль-Бахру ар-Ройк, 2/361.
[7] Раддул-Мухтар, 3/179.