Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله ربّ العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمـد و آله و أصحابه أجمعين
В действительности, каждый человек должен называться по своему происхождению. Наш Шариат не разрешает даже менять происхождение усыновлённых детей. Всевышний Аллах в Коране сказал:
ادْعُوهُمْ لِآبَائِهِمْ هُوَ أَقْسَطُ عِندَ اللَّهِ ۚ
«Называйте их (приемных детей) по их отцам. Это наиболее справедливо перед Аллахом» [1].
Также в Священном Коране сказано:
وَمَرْيَمَ ابْنَتَ عِمْرَانَ الَّتِي أَحْصَنَتْ فَرْجَهَا
«А также (Аллах сделал примером верующих) Марьям, дочь Имрана, которая сохранила целомудрие» [2].
Несмотря на высокое положение перед людьми и Аллахом, жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называются по имени своих отцов. Например, Аиша дочь Абу Бакра, Хафса дочь Омара и Зейнеб дочь Жахша (да будет доволен ими Аллах).
Наряду с этим, некоторые женщины меняют свою фамилию после замужества. То есть, в официальных документах они меняют свою фамилию на фамилию мужа. Безусловно, это делается с целью представить ее, согласно нашим словам: «такая-то женщина стала невесткой в такой-то семье». Подобно этому, любого человека можно представить разными путями. В хадисе, переданном от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказано:
أن زينب امرأة ابن مسعود رضي الله عنهما جاءت تستأذن على رسول الله صلي الله عليه وسلم فقيل:يا رسول الله هذه زينب تستأذن عليك, فقال صلوات الله وسلامه عليه:أي الزيانب؟ فقيل: امراة ابن مسعود, قال: ائذنوا لها, فأذن لها
«Зейнеб, жена ибн Масуда (да будет доволен ими обоими Аллах), попросила разрешение для того, чтобы войти к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Когда было сказано: «О, посланник Аллаха! Зейнеб просит разрешения войти!», то он спросил: «Какая Зейнеб?», на что ему ответили: «Жена ибн Масуда», и он сказал: «Пусть войдет». После чего ей разрешили войти» [5].
В данном хадисе с целью представить женщину ее называют по имени ее мужа, то есть по имени сподвижника Абдуллы. Соответственно, если брать наши дни, то не считается противоречащим шариату обычай присвоения жене фамилии мужа. Однако Шариат запрещает отказываться от родного отца, менять отчество.
Хукм:
1. Каждый должен называться по имени своего отца. Смена имени отца - харам.
2. Для замужней женщины предпочтительнее оставаться на своей фамилии. Брать или не брать фамилию мужа - ее выбор. Однако муж не может заставить жену взять его фамилию.
[1] Сура «Ахзаб», 5-аят.
[2] Сура «Тахрим», 12-аят.
[3] Сура «Тахрим», 10-аят.
[4] Сура «Тахрим», 11-аят.
[5] Передали Бухари и Мүслим.