Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Фетва, касательно захоронения людей, умерших от заразной болезни
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالصَّلاةُ وَالسَّلامُ عَلَي أَشْرَفِ الْمُرْسَلِين وَعَلَى آلِهِ وَأَصْحَابِهِ أَجْمَعِين
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.
В соответствии с шариатом совершение омовения (мытье тела), облачение в саван, чтение джаназа намаза и захоронение покойного является фардом аль-кифайа. Фард аль-кифайа – это коллективная обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, тогда ответственность снимается с других.
Совет Улемов Духовного управления мусульман Казахстана одобряет проведение следующих мер по омовению и захоронению людей, умерших от опасных заразных болезней (туляремия, эбола, коронавирус, чума и т.д.):
Во-первых, мытье тела. Омовение тела человека, умершего от заразной болезни должно совершаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Если процесс омовения умершего прошел в морге и не противоречит требованиям шариата, то повторно совершать мытье тела не требуется. Мужчин должны омывать мужчины, женщин — женщины.
Во-вторых, облачение в саван. Обязательно необходимо облачение умершего человека в саван (каван). Для окутывания в саван мужчин необходим материал из трех частей, а для женщин из пяти. В случае, когда человек, умирает от заразной болезни, то процесс облачения в саван должен совершаться специалистами государственных организации эпидемиологии в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Если окутывание в саван происходило в морге и не противоречит шариату, то нет необходимости заново совершать данный процесс. Облачение мужчин необходимо совершать мужчине, а женщин – женщины.
В-третьих, чтение джаназа намаз. В таких случаях, необходимо провести коллективную молитву в кругу близких родственников умершего. В целях обеспечения безопасности, количество присутствующих людей необходимо сократить. В связи с повышенным риском распространения болезни в городах (к примеру, жителям многоэтажных домов, соседям и т.д.), согласно шариату разрешено умершего транспортировать на кладбище из морга, провести там джаназа намаз. Намаз совершает местный имам. Согласно эпидемиологическим нормам, при чтении намаза, тело покойного ставится на далекое расстояние от имама и людей.
В-четвертых, захоронение умершего. Тело погибшего транспортируют на кладбище специальным транспортом здравоохранительного учреждения. Могила должна готовится согласно эпидемиологическим нормам. При совершении обряда захоронения необходимо соблюдать меры био-безопасности. Весь процесс захоронения должны совершить медицинские специалисты. Также, умерший должен быть захоронен на месте смерти. Без ведома санитарно-эпидемиологического учреждения, транспортировка умершего в другие города и местности не разрешается. Это связано с тем, чтобы препятствовать распространению болезни в других городах.
Примечание: В случае, если Санитарно-эпидемиологическими учреждениями не разрешается мытье тела и облачение по шариату, то необходимо руководствоваться положениями шариата, которые допускаются при принудительных обстоятельствах. В таком случае, в морге совершается облачение человека в материал либо в клеенку, гроб остается закрытым, джаназа намаз будет совершаться на далеком расстоянии.