Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله ربّ العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمـد و آله و أصحابه أجمعين
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров. Мир и благословение венцу человечества Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Брак (никах) - это соглашение между мужчиной и женщиной, которое обеспечивает продолжение потомства дозволенным путем на основе шариата. Брак и создание семьи - это устоявшаяся сунна. Здесь есть свои условия. Для действительности брака иджаб (предложение) и кабул (принятие) должны быть в одном месте, слова одной из сторон должны быть услышаны другой, и слова не должны противоречить друг другу. В настоящее время поднимается вопрос онлайн-никаха (посредством телефона или видеосвязи через Интернет).
Среди исламских ученых есть две точки зрения по этому поводу. Ученые ханафитского мазхаба заявили, что существует несколько условий для иджаба и кабула, одно из которых - находиться в одном месте. Говоря точнее, Алауддин Касани (да помилует его Аллах) сказал:
«Что касается условия места заключения соглашения никаха, то иджаб и кабул обеих сторон (жениха и невесты) должны происходить в одном месте. Если они находятся в разных местах, то брак не состоится» [1].
Алауддин Хаскафи (да помилует его Аллах) также сделал следующий вывод по этому поводу:
«Одним из условий иджаба и принятия является то, что обе стороны должны находиться в одном месте» [2].
Ибн Абидин привел цитату из книги «аль-Бахру ар-Раик» по этому поводу и сказал:
«Никах не может быть заключен, если две стороны находятся в разных местах. Если одна из сторон делает иджаб (предложение), а другой встает и уходит или начинает заниматься другими делами, иджаб оказывается напрасным. Нельзя жениться во время верховой езды или ходьбы. Однако, если вы едете на корабле, это дозволено. Потому что согласно хукму, корабль находится в одном месте» [3].
Совет улемов Академии исламского фикха, Постоянный комитет фетв Королевства Саудовская Аравия [4], Совет улемов Исламского университета Пакистана «Дару аль-Улум» и многие другие современные ученые, такие как ученый Мухаммад Юсуф Баннури [5], шейх Мухаммад Таки Усмани вынесли постановление о том, что онлайн-брак считается неправильным, поскольку не прослеживаются известные условия по Шариату [6]. Однако некоторые известные ученые, такие как Вахба Зухайли и Мустафа Зарка, предположили, что онлайн-браки возможны, если нет таких вещей, как обман или дискриминация в отношении шариата [7].
Однако, в наши дни никто не может гарантировать, что во время онлайн-брака не будет обмана.
Хукм:
1. Жених, невеста и свидетели должны находиться в одном месте, и все слова должны быть услышаны. Поэтому онлайн-браки не допускаются*.
2. Если по определенным причинам человек, который заключает брак (имам, мулла), находится в одном месте, а жених, невеста и свидетели в другом месте, то разрешается заключать никах.
[1] «Бадаи’у ас-санаи’», 2/232.
[2] «Радду әл-мухтар», 4/76.
[3] «Радду әл-мухтар», 4/76.
[4] «Сборник резолюций первого заседания Академии исламского фикха», 10-стр.
[5] «Фатауа дару аль-улум», 3/558.
[6] «Фатауа Усмани», 2/204.
[7] «Маджаллату аль-фикх аль-ислами», 2/867-888.
* Примечание: этим вопросом занимаются только специалисты отдела Шариата и фетв ДУМК.