Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله ربّ العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمـد و آله و أصحابه أجمعين
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров. Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Желатин — это экстракт клейких вещей кости, шкуры и хряща животного. Желатин широко применяется в продуктах питания, фармацевтике, косметике и других производствах. В готовом продукте обозначается, как «Е441».
По единогласному решению всех ученых, желатин, получаемый из рыбы и растений, считается халал (дозволенным). Что касается желатина, получаемого из животных, то в этом вопросе существуют различные мнения среди ученых. Противоположность мнений появились по причине превращения одной вещи в другую (истихала).
В процессе истихала вещь, которая изначально была наджас, полностью меняется (проходит трансформацию) и становится чистой. Например, попадание свиньи в соляные копи и превращение в соль или превращение алкогольных напитков по специальному методу в уксусную кислоту [1].
Наджас очищается путем истихала. Ханафитский мазхаб останавливается на этой фетве [2]. Но есть условие: истихала должна быть выполнена полностью.
Ученые подтверждают, что все органы свиньи считаются наджас [3]. Об этом Всевышний Аллах сказал в Коране:
قُل لَّا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَىٰ طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَن يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَّسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
"Скажи (Мухаммад): «Я ничего в откровении (в Коране) не нахожу запретного из еды, кроме мертвечины, текущей крови и свинины, и она — скверна, а также нечестие (мясо животных), заколотое не с именем Аллаха»" [4].
Также желатин, изготовленный из мяса, шкуры или костей свиньи и других запретных животных, а также любых других их органов, считается харам. Так как, согласно исследованиям ученых-химиков, шкура и кости свиньи во время химической переработки проходят только частичную истихалу. Поэтому ее природа и сущность не подвергается полному изменению.
Коллаген (нерастворимый в воде белок)
Желатин (растворимый в воде белок)
Химическая формула коллагена и желатина одна, это белки. Существует разница лишь в их молекулярной массе. Для превращения белка в другую вещь его состав должен быть полностью подвержен денатурации (потере природных веществ). При щелочной и кислотной переработке коллагена удаляется только водородистая и полипептидная связь на белковых цепях. Таким образом, не происходит никаких изменений на уровне первичной и вторичной структуры белка, то есть в спиральной структуре и аминокислотном порядке [5].
В Шариате есть правило:
الْيَقِينُ لَا يُزَالُ بِالشَّكِّ
«Сомнение не может перевесить уверенность». Поэтому в данном вопросе нужно основываться на ясном доказательстве (научном заключении).
ХУКМ:
1. По Шариату желатин является халал, в случае если он получен из животных, забитых по шариату, животных и птиц, мясо которых дозволено в пищу, рыб и растений. Его разрешается использовать.
2. Желатин, полученный из животных, мясо которых не дозволено в пищу (свинья, собака, осел и т.д), мертвечины и животного, забитого не по шариату, считается харам до тех пор, пока первоначальная природа не будет полностью подвержена изменению.
3. Разрешается принимать лекарства, в составе которых есть недозволенный желатин, в случае если в этом есть острая необходимость для здоровья человека, а другой альтернативы этому лекарству нет.
[1] Раддуль мухтар, 1/210.
[2] Аль-бахр ар-раик, ибн Нуджаим, 1/239; Раддуль мухтар, 1/210; Фатхуль кадир, 1/167.
[3] Шарху фатхиль кадир, Ибн Хумам, 1/64-65, 82; Ад-дурру аль-мухтар, 1/136, 5/64; Касани, Бадаи` ус-санаи`, 1/22.
[4] Сура аль-Ан`ам, 145 аят.
[5] Научное исследование на тему удаления харама и наджаса из состава лекарств, док. Абдулахир, 19 стр.