Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ложь – это признак лицемерия, скверное деяние, ведущее ко злу. Шариат запрещает говорить ложь и утверждает, что она ведет к несчастью в обоих мирах.
В хадисе, переданном Ибн Мас'удом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Нельзя лгать ни в шутку, ни всерьез. Также неправильно, если кто-то из вас пообещает ребенку что-либо, а затем не выполнит этого» [1].
А если человек согрешил, он должен искренне покаяться, скрыть это и никому не рассказывать. Со слов Абу Хурайры передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха» [2].
Однако, если кто-то спрашивает вас о содеянном грехе, не лгите, но не говорите об этом открыто и не давайте однозначного ответа. Например, «Ты думаешь, я пошел бы на такое?», якобы не делал этого, или «Так делают только невежственные», тем самым сказав, что сделано это по неведению, и раскаивается о содеянном. Также допустимо говорить с подтекстом «Я этого не делал», имея ввиду сегодняшний день. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, уклончивые слова избавляют от лжи» [3].
Имам Навави сказал: «Нет ничего плохого в использовании намеков, когда это необходимо. Но использование их нецелесообразно - это макрух, но не харам. Однако запрещено использовать намеки, если это ведет к посягательству на чьи-либо права или воспрепятствованию истине» [4].
В завершении, грешник должен искренне покаяться и скрыть свой грех от кого-либо. Если кто-то спрашивает, нет греховного, ответит вышеприведенным способом, дабы избежать лжи.
[1] Бухари, аль-Адабу аль-Муфрад, №387
[2] Бухари, №6069. Муслим, №2990
[3] Бухари, №857
[4] Аль-Азкар, 1/482