Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله ربّ العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمـد و آله و أصحابه أجمعين
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров. Мир и благословение венцу человечества Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Согласно шариату, если у человека нет омовения или он находится в состоянии джунуб, хайд или нифас, то ему запрещено прикасаться к Корану. Доказательством этому служит аят:
﴿ لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ ﴾
«К нему (Корану) прикасаются только очищенные»[1].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا يمسُّ القرآنَ إلا طاهر
«К Корану прикасается только очищенный».
Однако разрешается держать в руках Коран в обложке. Сподвижник Абу Уаиль для того, чтобы принести Коран, отправил к Абу Разину свою подданную, у которой был хайд. Тогда она (его подданная) принесла Коран, обернув его в ленту[2].
Люди в состоянии хайд, джунуб и нифас не читают Коран[3]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا يقرأ الجنب ولا الحائض شيئاً من القرآن
«Человек в состоянии джунуб и хайд не читает ничего из Корана»[4].
А в хадисе от хазрата Али говорится: «Ничего не препятствовало нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) читать Коран, кроме состояния джунуб»[5]. Имам Тахауи сказал: «Один аят можно читать, поделив пополам». Ибрахим ан-Нахаи дал фетву: «Нет ничего страшного в том, чтобы прочитать один аят». В книге «Аль-Мухит» сказано: «Разрешается женщине в состоянии хайд читать аяты из Корана в виде дуа, зикра или с намерением обучить другого человека»[6].
В маликитском мазхабе отдельно рассматривается положение обучающего и учащегося человека в состоянии хайд, то есть им разрешается читать и прикасаться к Корану. Так как прекращение чтения Корана приводит к забыванию его, а это наносит вред обучающему и учащемуся.
Наряду с этим, нельзя сравнивать положение женщины в хайд и нифас с человеком в состоянии джунуб. Человек в состоянии джунуб может взять полное омовение и очиститься, а женщина в состояниях хайд и нифас не может очиститься самостоятельно, пока не пройдет определенный срок. Центр фетв в Египте по данному вопросу сделал следующее заключение:
«Дабы не вызывать споров и проявлять уважение к книге Аллаха, желательно остановиться на положении о запрете чтения и прикасания к Корану во время хайд и нифас. Однако в некоторых случаях, как заучивание Корана, обучение и преподавание, при возникновении необходимости прикасаться и читать Коран, разрешается прибегать к положению маликитского мазхаба»[7].
ХУКМ:
Читать и прикасаться к Корану во время хайд и нифас для женщин - харам. Но разрешается делать это в следующих случаях:
1. Нет ничего страшного в том, чтобы смотреть в Коран, не прикасаясь к нему, и читать про себя, не произнося ничего вслух.
2. В состоянии хайд и нифас разрешается читать аяты из Корана с намерением дуа, читать один аят, поделив его на части, или произносить каждое слово по отдельности. Что касается необходимости читать Коран в учебных заведениях вне мечети во время урока или экзамена (сессии), то нет греха в том, чтобы читать Коран устно, не прикасаясь к нему.