Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Хукм шариата относительно призовых соревнований
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله ربّ العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمـد و آله و أصحابه أجمعين
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров. Мир и благословение венцу человечества, его семье и всем сподвижникам!
Соревнование – это своего рода состязание между двумя или более людьми (группами), в котором они конкурируют друг с другом в силе, искусстве, знаниях, хитростях, навыках, опыте.
Существует несколько видов спортивных соревнований, таких как индивидуальные, командные (Универсиада, Спартакиада, Олимпийские игры, которые охватывают многие виды спорта), а также скачки и гонки на верблюдах [1]. Некоторые виды соревнований (лошади и верблюды, стрельба из лука, плавание и т.д.) проходили во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) участвовал в гонках на лошадях. [2] Есть также свидетельство того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дважды соревновался в беге с Аишей (да будет доволен ею Аллах), где сперва опередила Айша, а второй раз - Посланник Аллаха.
Соревнования делятся на непризовые и призовые:
1. Соревнование без призов проводится с целью определения победителя с точки зрения мастерства и силы участника. В этом типе соревнования никто не выигрывает или не проигрывает. Такие соревнования разрешены, если они не выходят за пределы шариата.
2. Человек или группа (команда), которая выиграет, получает приз. Этот тип соревнования также разрешен, если у участников не возникает чувство азарта, и условия соревнования не ведет к этому (т.е. азарту). Но при этом должны быть выполнены следующие условия:
- Оно не должно противоречить принципам шариата (не должны присутствовать азарт, открытые аураты, причинение вреда здоровью, и т.д.);
- Приз должен быть установлен одной или обеими сторонами конкурса. Например, один из двух участников говорит другому: «Если выиграешь, то приз достанется тебе, а если выиграю я, то мне». Аналогичным образом, если соревнование организовано третьей стороной (предпринимателем, учреждением и т.д.), то разрешено участвовать и получить приз в случае выигрыша.
В шариате недопустимо, если два человека или две команды соревнуются, и обе присуждают приз, или если большинство людей или несколько команд соревнуются, и все делают ставки, и победитель получает приз. Потому что здесь явно присутствует азарт [4].
Но в шариате разрешено присуждать приз обеими сторонами, а также, если в этом соревновании участвует третья сторона или множество команд, и устанавливает приз только одна команда, и в случае выигрыша этот приз получает, то сторона, которая не устанавливала приз, и ничего не получит в случае проигрыша. Однако должна быть настоящая игра, то есть соперник должен быть достаточно сильным, чтобы победить. Если команда, которая не была включена в приобретение приза, слаба, согласилась на игру только ради участия, и намеренно проигрывает, то это лишь ради видимости, и ее участие бесполезно. А это считается азартом [5].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Человек может принимать участие в скачках, если он не уверен в том, что его опередят другие. Если же он уверен в том, что отстанет, то это — азартная игра» [6].
Хукм:
Допускается любое соревнование, не противоречащее принципам шариата.
Для того, чтобы призовые соревнования соответствовали шариату, должны быть выполнены следующие условия:
а) приз должен быть вручен одним или третьим лицом (предпринимателем, учреждением и т. д.)
б) не должны присутствовать азартные игры;
в) предмет приза должен быть дозволенным в шариате.
1. https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D1%80%D1%8B%D1%81.
2. Приводится в сборниках Имама Бухари и Имама Муслима
3. Приводится в сборниках Имама Ахмада и Абу Дауда
5. Аль-Муфассал фи аль-фикхи аль-Ханафи, стр.180-182
6. Абу Дауд