Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Предписание об обмене транспортного средства на транспортное средство (бартер)
В настоящее время существует несколько способов покупки и продажи автомобиля. Один из них — продать автомобиль путем обмена определенной марки на автомобиль другой марки, добавив дополнительную сумму.
Договор об обмене одной вещи на другую, кроме золота и серебра, считается бартерным договором [1].
Бартерная торговля, то есть обмен одной вещи на другую или одного животного на другое животное, разрешена шариатом [2]. Об этом свидетельствует тот факт, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обменял лошадь, подаренную Джаушаном ибн Рабигом на доспехи [3].
Также подтверждается, что ибн Умар обменял (посредством бартера) место на севере г.Медины на ближайшее место с Усманом ибн Аффаном [4].
Ученые единодушно разрешали совершать обмен (бартер) определенных вещей, товаров и животных, например, обмен одного верблюда на двух верблюдов. Однако несвоевременная передача одной из обмениваемых вещей является спорным вопросом [5].
В ханафитском мазхабе при обмене вещей одной категории и животных одного пола не допускается задержка возврата или отдача в кредит [6]. То есть при обмене одной овцы на двух овец они должны обменяться единовременно [7]. Сказано в хадисе от Самура ибн Джундуба:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил затягивать обмен животного животному» [8].
В шафиитском мазхабе нет запрета на одалживание животных одного пола, если нет других причин для риба [9]. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Амром сказано:
«Бывало, я обменивал одного верблюда на двух верблюдов и брал до того времени, когда будет отдан закят с верблюда (то есть два верблюда от закята даются в качестве оплаты за одного верблюда)» [10].
Однако ученые ханафитской школы называют разные способы разработки/производства одной из основных причин отождествления вещей одного или разных видов. Например, рубашка, произведенная на одной фабрике, может не соответствовать качеству и материалу изделия, произведенного на другой фабрике [11]. Ибн Хумам говорит: «Аль-Харави и Аль-Марви считаются вещами разных видов из-за разного магазина одежды и материала» [12].
В связи с этим, если есть разница в продуктах и товаров каждой страны или компании, то виды производимой ими одежды или автомобилей не считаются одинаковыми. Таким образом, можно обменять автомобиль определенной марки на автомобиль другой марки или обменять автомобили той же марки с другими характеристиками, заплатив при этом дополнительные деньги или заплатив стоимость с опозданием.
Допускается обмен автомобилей одной марки или разных марок с разницей в характеристиках на деньги, а также обмен автомобиля с отсрочкой. Также возможен обмен без какой-либо дополнительной доплаты по обоюдному согласию.
[1] Али Хайдар, Дурар аль-Хуккам Шарх Маджаллат аль-Ахкам 1/113.
[2] Маусули, аль-Ихтияр, 2/73-74.
[3] Абу Дауд, № 15399.
[4] Бухари, № 2116.
[5] Ибн Хаджар, Иглам аль-Анам шарх булуг аль-Марам мин ахадис аль-Ахкам, 29.
[6] Согласно ханафитскому мазхабу, чтобы считаться «риба», вещи (товары, животные) которые принадлежат обмену, должны быть одного вида или одного пола, а также соответствовать по весу. К примеру, если продавать пшеницу за пшеницу продать, то не разрешается отдавать в долг. Если эти товары разного вида, как продажа пшеницы за ячмень, то излишки можно продать, но не разрешается дать взаймы. А если нет измерения веса, но относятся к одному виду, то излишки можно продать за наличные. Например, продажа одной овцы в обмен на двух овец. Если не удается определить вес и вид, возможна продажа с излишком или в кредит. Например, продажа одного яблока за два яйца (Мухаммад Таки Усмани, Фикх аль-Буюг, 2/663).
[7] Шарху Магани аль-Асар, 4/60-62.
[8] Ахмад 5/12. Тирмизи, № 1237. Насаи, 7/292. Ибн Маджа, № 2270.
[9] Ибн Кудама, аль-Мугни, 4/131-132. Аль-Маусугату аль-фикхия, 73.
[10] Абу Дауд, № 3356. 3/652-653. Тирмизи, № 1237. Байхаки, 5/287-288.
[11] Мухаммад Таки Усмани, Фикх аль-Буюх, 2/669-670.
[12] Фатху аль-Кадир, 6/156-157.