Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Несмотря на то, что структура сетевого маркетинга и финансовой пирамиды схожа, две системы работают по-разному.
Финансовые пирамиды не предлагают никаких продуктов или товаров, в обращении находятся только деньги. Принцип их работы таков: вы сначала вкладываете определенную сумму денег, а затем получаете процент от вкладов людей, зарегистрированных под вами. По мере увеличения количества вкладчиков увеличивается и доход. Шариат не разрешает заниматься таким бизнесом, так как существует обман, неясность, мошенничество и другие незаконные (противоречащие шариату) действия.
Сетевой маркетинг – это продажа продукта или услуги путем создания сети независимых дистрибьюторов (торговых агентов). Здесь товар доставляется потребителю напрямую от производителя, а не через посредника. Доход каждого агента состоит из доплаты за продажу продукта и вознаграждения подписанных под него агентов. По мере увеличения числа агентов, зарегистрированных в вашей группе, растет и ваш доход. Аллах говорит в Коране:
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества» [1].
Чтобы сетевой маркетинг был правильной (честной) профессией с точки зрения шариата, должны быть соблюдены следующие условия:
1. Цель и действия участников Компании не должны ограничиваться привлечением новых клиентов и зарабатыванием на них денег, таких как посредническая деятельность или вознаграждение. Вместо этого деятельность компании должна быть основана на продажах или конкретных услугах. Кроме того, тип товаров или услуг, предлагаемых компанией, должен быть халяльным с точки зрения шариата;
2. Регистрация членства в организации должна быть бесплатной.
3. Член компании не должен быть обязан привлекать новых клиентов посредством продажи товаров или услуг;
4. Для человека, занимающегося сетевым маркетингом, лучше получать вознаграждение от своих прямых клиентов. Получать вознаграждение за счет клиентов во 2-ой, 3-ей и т.д. цепочках – не дозволено. Потому что такой бизнес считается произведенным без каких-либо действий и труда. Следовательно, это нечестный труд;
5. Участник сетевого маркетинга должен иметь право добровольно покинуть организацию в любое время и без препятствий [2].
ХУКМ:
1. Чтобы сетевой маркетинг был дозволенным, прежде всего, услуги и товары, предоставляемые компанией, должны быть халяльными.
2. Если вышеуказанные условия не выполняются полностью, такая торговля запрещена шариатом, и ее доход не является халяльным.
[1] Сура «Аль-Бакара», аят 188.
[2] Фетва «Хукм сетевого маркетинга», III заседание Евразийского совета фетв, Стамбул, 21-22 декабря 2018 г.