Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Можно просить прощения и делать дуа за умершего человека, не являющегося мусульманином?
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله ربّ العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمـد و آله و أصحابه أجمعين
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров. Мир и благословение венцу человечества, его семье и всем сподвижникам!
В нашем шариате делать дуа за умершего мусульманина, просить за него милости у Аллаха – одно из вознаграждаемых действий. Однако в шариате есть доказательства о том, что нельзя совершать джаназа-намаз за немусульманина, просить прощения, благословения, делать дуа.
Всевышний Аллах запретил просить благословения за человека, который покинул этот мир будучи явным неверующим, не уверовав в этом мире. В Священном Коране в 113 аяте суры «Тауба»:
مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَى مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ
«Не подобает Пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, даже если они были бы родственниками, после того как стало ясно для них, что они – обитатели Огня».
Когда Пророк ﷺ просил своего дядю Абу Талиба хотя бы один раз сказать: «Ля иляха илляЛлах», чтобы он смог заступиться за него в Судный день, однако, Абу Талиб пояснил, что останется в религии своих предков, тем самым, отказавшись от произношения калимы. Пророк ﷺ сказал:
«Пока Аллах не запретит мне это, я не перестану просить прощения за тебя» [1].
В связи с этим Всевышний Аллах ниспослал 113 аят суры «Тауба».
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) в своей книге «аль-Маджму`» пояснил:
«Согласно аяту Корана и единогласному мнению всех ученых является запретным (харам) совершать молитву-джаназа за умершего человека (который не являлся мусульманином), просить за него прощения и делать дуа» [2].
Ученые четырех мазхабов вынесли решение: «Просить прощения за того, кто умер, будучи немусульманином – харам» [3].
При жизни нет ничего страшного в том, чтобы говорить немусульманину: «Пусть Аллах наставит тебя на прямой путь». Имам аль-Алуси сказал в тафсире «Рух аль-Маани»: «Разрешено с точки зрения логики и шариата просить за немусульманина у Аллаха прямого пути и имана, делать дуа, так как неизвестно каким будет его конец» [4]. Пророк ﷺ говорил:
«О Аллах, прости мой народ, они совершают это по незнанию» [5].
Если же немусульманин заболел, то разрешается навещать его, интересоваться его состоянием, а в случае его смерти, дозволено выражать его родным соболезнования и говорить такие теплые слова утешения, как «пусть дарует терпение».
Хукм:
1. Можно надеяться на то, что немусульманин придет к вере, просить за него у Аллаха прямой путь и делать дуа.
2. Не разрешается просить прощения за человека, покинувшего этот мир неверующим.
3. Если немусульманин заболеет, то разрешается навещать его, а если он покинет этот мир, дозволено выражать соболезнования его родным.
[1] Пришло у Бухари и Муслима.
[2] «Аль-Маджму`», 5-том, 120-стр.
[3] «Аль-Мухит аль-Бурхани», «аль-Баян», «Шарх аль-Мунтаха».
[4] «Рух аль-Ма`ани», 8-том, 418-стр.
[5] «Сахих аль-Бухари», 4-том, 175-стр.