Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Рисунок – вид искусства, создаваемый различными красками: акварелью (на бумаге или картоне), масляными красками (на холсте, картоне, дереве), пастелью (специальными цветными карандашами на бумаге или картоне) [1].
Ученые рассматривают постановление (хукм) о рисовании, разделяя его на две категории:
Рисование неодушевленных предметов. Ученые четырех мазхабов (ханафитского, маликитского, шафиитского, ханбалитского мазхабов) единогласно сошлись во мнении, что рисование неодушевленных предметов разрешено [2]. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, художникам было сказано: «Если ты не можешь заниматься другой работой, то изображай это дерево или любой неодушевленный предмет» [3].
Рисование одушевленных существ. Это – спорный вопрос среди ученых. Большинство (джумхур) ученых (ханафитского, шафиитского, ханбалитского мазхабов) запретили рисование полного изображения одушевленного существа [4]. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Наихудшее наказание в Судный День ожидает художников (изображавших людей или животных)» [5].
Маликитский мазхаб [6] и многие ученые нашего времени разрешают рисование изображений одушевленных существ без тени [7]. Потому что существуют риваяты о том, что во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) использовались изображения без тени [8]. Однако это не одобрялось лишь по некоторым причинам [9]. А хадисы, запрещающие рисование, объясняются как относящиеся к изображениям с тенью [10].
Тем не менее, ученые утверждали, что в состав хадисов, запрещающих рисование, не входят игрушки в виде одушевленных существ [11]. Потому что от этого большая польза для хорошего роста и формирования ребенка и для воспитания детей [12].
В связи с этим ученые нашего времени, сравнивая с игрушками, разрешили рисование изображений одушевленных существ в образовательных целях [13]. Также разрешается создание мультфильмов, имеющих воспитательное значение, полезных и не противоречащих принципам шариата [14].
Рисование неодушевленных предметов разрешено.
В образовательных и научных целях нет ничего плохого в рисовании одушевленных существ.
Разрешается создание мультфильмов, имеющих воспитательное значение и не противоречащих принципам шариата.
Изображение пророков – харам.
Совет Улемов ДУМК
1. https://kk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%82
2. «Хашияту ибн Абидин», 1/436. Аль-Айни, «Аль-Биная», 2/458. «Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/359. Ад-Дардир, «Аш-Шарху аль-кабир», 2/337. «Манаху аль-джалил аля мухтасар халил», 3/297. Науауи, «Раудату ат-талибин», 7/335. Бахути, «Кашшафу аль-каннаг», 1/280. Мардауи, «Аль-Инсаф», 1/474. «Аль-Маусугату аль-фикхия», 12/97.
3. Бухари, №2225. Муслим, №2110.
4. Ибн Нужаим, «Аль-Бахру ар-райық», 2/29. «Аль-Фатауа ал-Һиндия», 5/359. Науауи, «Раудату ат-талибин», 7/335. Ширбини, «Мугни ал-мухтаж», 3/247. Ал-Бухути, «Кашшафу ал-қаннаг», 1/280. «Ал-Икнаг», 1/92.
5. Бухари, №5950. Мүслим, №2109.
6. Согласно маликитскому мазхабу, для разрешения рисования должны соблюдаться следующие условия: Не должно быть нарисовано изображение объемной фигуры, имеющей тень, например, человека или животного;
Изображение не должно быть полным, способным существовать (как живое);
Оно не должно быть сделано из долговечного материала, такого как железо, камень, дерево («Аль-Маусугату аль-фикхия»», 12/101-102.).
7. Ибн Абдулбар аль-Малики, «Ат-Тамхид», 1/301. Ад-Дардир, «Аш-Шарху аль-кабир», 2/337. «Манаху аль-джалил аля мухтасар Халил», 3/529. Аль-Мутиги, «Ахкаму ат-тасвир фи аль-фикх аль-ислами байна аль-ибаха уа аль-хазр», 22, 35, 60. «Аль-Халялю уа аль-хараму фи аль-ислам», 102. Шейх Хасанейн Мухаммад Махлуф, «Фатава шаргия», 1/165.
8. Бухари, №5958. Муслим, №2106.
9. 1) Нахождение изображения перед молящимся; потому что это отвлекает человека. В хадисе сказано: «Убери эту занавеску от меня. Потому что изображение на ней мешает моей молитве» (Бухари, №374.).
2) Размещение на стене; В риваяте от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ушел на битву, я повесила на дверь ткань с изображением. Когда он вернулся, по его лицу было видно, что ему не понравилось увиденное изображение. Он снял её и сказал: «Аллах не повелевал нам украшать камень и глину (стены)». Айша сказала: «Когда я разрезала эту занавеску и сделала из нее подушки, набив их корой финиковой пальмы, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не осудил мой поступок» (Муслим, №2107.).
3) Уподобление творению Аллаха; это относится не к нарисованным изображениям, а к объемным скульптурам. Потому что на кольцах некоторых сподвижников, в частности, Ан-Нугмана ибн Мукрина, Хузайфы и других, были изображения животных («Шарху магани аль-асар», 4/263. «Аль-Маусугату аль-фикхия»», 12/109.).
10. «Манаху ал-Жалил», 3/529.
11. «Ал-Маусугату ал-фиккияту», 12/112. «ад-Дурру ал-мухтар», 5/226. «Умдату ал-қари», 12/40, 11/70. «Мауахибу ал-жалил», 4/267. «Тафсиру ал-Куртуби», 14/275. «Мугниа ал-мухтаж», 4/247-248» Шарху ан-Науауи ала сахихи Муслим», 11/82.
12. Ал-Хулайми, «ал-Манхажу фи шуғби ал-имани», 3/97. «Ал-Маусугату ал-фикхияту», 12/121. «ал-Муфассал фи ахками ал-марати уа ал-байти ал-муслим», 3/461.
13. «Ал-Маусугату ал-фикхия»», 12/113.