Дәрістер топтамасы
35. Вопрос относительно приписывания Аллаху чтойности, свойственности и близости
Некоторые высказывания тех или иных личностей могут указывать на имя, как, например, слова Фараона: «Фараон спросил: «Кто же Господь обитателей миров?». [Муса] ответил: «Господь небес и земли и того, что между ними, если вы уверуете» (26:23-24), или, например, слова Мусы (а.с.): «А что это у тебя в правой руке, о Муса?» [Муса] ответил: «Это – мой [пастуший] посох; я опираюсь на него [при ходьбе] и сбиваю им [листья с деревьев] для моих овец. Годится он и для других моих нужд»? (20:17-18).
Ответом на первый вопрос может быть: «Господь - Он Создатель, Творец, Знающий». Вопрос может подразумевать: «Что Он есть?», то есть каковы Его атрибуты, тогда ответ будет: «Он - Слышащий, Видящий». В то же время вопрос: «Что Он есть?» может быть связан с Его чтойностью среди творений. [1] Аллаху нет подобия среди творений, Он превыше этого [2]. Помимо упомянутого: «Что Он есть?» может подразумевать Его действия, и тогда ответ будет: «Он создал творения, поместил каждое из них в то место, для которого оно предназначено, в этом и заключается Его мудрость. Также вопрос: «Что Он есть?» может подразумевать: «Из чего Он?». Аллах превыше того, чтобы состоять из какой-либо вещи, напротив, Он Творец всех вещей. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Вопрос о качественности имеет две смысловые грани. Во-первых, попытку определить подобие Аллаха той или иной вещи, Аллах же един, Он превыше любого подобия. Во-вторых, может подразумеваться вопрос: «Каковы Его качества?» и ответ на него будет таким же, как в первом случае: «Его качества не имеют образа, так как в этом есть попытка обнаружить подобное, Аллах же превыше того, чтобы иметь подобие в сущности или атрибутах. Либо это может быть вопросом о Его атрибутах, тогда ответом будет: «Он таков, как Сам Себя описал — Милоствивый, Знающий, Могучий».
Если кто-то задает вопрос «где Он?», то это является вопросом о месте, и мы его уже разъяснили выше. Он превыше места, Он не описывается совместностью с вещами или раздельностью от них, нельзя приписывать Ему воплощение и отделение от вещей в пространственном понимании этого смысла. Ведь Аллах существовал, и не существовало ничего кроме Него. И было бы абсурдным утверждать, что Его состояние изменилось с появлением иных сущностей, как об этом было сказано выше. Однако допускается толкование этого вне рамок качеств творений и подобия. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
Можно описывать Аллаха близостью в значении поддержки и помощи, возвеличивания и обособления, милости и блага, наставления на прямой путь и всем, что относится к разряду этих смыслов. Так как все эти описания являются сущностными. Можно говорить: «Аллах милостив к Своим любимцам (авлия), Он любит их в то время, когда они являются Его любимцами (приближенными), и точно так же Он ненавидит Своих врагов. Что же касается прямого значения этих атрибутов или тех, которые воплощаются в других сущностях (речь не идет о том, что Его сущность описывается ими), то эти значения несостоятельны. Ведь при описании этими атрибутами возникает вероятность восхваления и возвеличивания Аллаха благодаря чему-либо иному, следовательно, возникает смысл, что Он восхваляется благодаря созданию творений, извлекая пользу (из восхваления). Аллах же абсолютно независимый, не нуждающийся, Он превыше того, чтобы быть восхваляемым благодаря чему-либо, извлекающим пользу (от восхваления). Именно поэтому Всевышний не описывается подобными атрибутами.
Что касается Его деяния, то Он не может быть описан результатом Своего деяния, ведь существующее не позволяет сделать такой вывод. Он описывается им (действием), но не описывается иным, ведь, как мы уже разъяснили, описание иным говорит о нужде в нем. Он описывается действием в извечности, так как мы разъяснили, что Ему не может быть присуще изменение и исчезновение. Ведь если бы было допустимо описание Аллаха тем, что воплощено в иных сущностях, то было бы допустимо Его описание любой сотворенной вещью, а это невозможно, как об этом было сказано выше. И нет силы ни у кого, кроме Аллаха.
1 То есть подразумевать классификацию и отнесение к виду, классу и т.д.
2 Аллах уникален, поэтому его нельзя классифицировать.